Индивидуальный итоговый проект по предмету родной (татарский) язык на тему: «Мифология татарского народа»
творческая работа учащихся (9 класс)
Исследовательская работа на тему «Мифология татарского народа» имеет практическую значимость для сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа. Работа является актуальной, так как приобщение молодого и взрослого поколения к устному народному творчеству трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, творит традиции будущего. Изучение данной проблемы направлено на воспитание бережного и уважительного отношения к народному творчеству.
Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список источников информации, приложение. Во введении указывается актуальность исследования, ставится задача. Цель исследовательской работы: сформировать уважение к ценностям татарской культуры. Цель работы достигнута. В практической части рассказано про мифические существа в татарской мифологии, также проведён опрос одноклассников. Результаты опроса зафиксировано в диаграммах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Индивидуальный итоговый проект
по предмету родной (татарский) язык
на тему: «Мифология татарского народа»
Руководитель проекта: учитель
родного языка и литературы
Каюмова Лайсян Фирдаусовна
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
Основная часть.1 Теоретическая часть. Мифология татарского народа…………………………………………………………………………...5
. Мифы………………………………….…………...…………….…………5
. Классификация мифов…………………………………………………….6
2. Практическая часть. Мифические существа в татарской мифологии
2.1.1Шурале – рогатый хозяин леса……………………………………….….7
2.1.2 Су-анасы…………………………………………………………………..8
2.1.3. Убыр……………………………………………………………………...8
2.1.4. Бичура – вредная соседка …………………………………………… 10
2.1.5. Уряк …………………………………………………………………10
2.1.6. Албасты…………………………………………………………………11
2.2. Опрос на тему: «Что вы знаете о мифических существах татарского народа?»……………………………………………………………………..12
Заключение ..………………….……………………………………………13
Список литературы………………………………………...………………..15
Приложение 1………………………………………………………………16
Приложение 2………………………………………………………………19
Введение
Мифоло́гия — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.). [5]
Татарская мифология берет свое начало из мусульманской культуры. Татары верили, что в лесу, полях, реках и домах обитают полудуховные полувещественные существа, которые влияют на природу и человеческую жизнь. Многие из них похожи на людей — но имеют какую-то особенность, из-за которой производят странное, жуткое впечатление.
Цель данного исследования – сформировать уважение к ценностям татарской культуры.
Работая над этой темой, мы ставили перед собой следующие задачи:
- Узнать, что такое мифы?;
- Проявить интерес к татарскому народному творчеству и истории.
- Реконструирование ряда образов мифологии татар;
- Рассмотреть основные мифы татарского народа;
Актуальность темы состоит в том, что мифология народов, мифы, обычаи и обряды не утратили своей роли в современном мире, а наоборот, вызывает всё больший интерес среди учёных. Знания мифологических представлений предков татар о высших существах дают понять нам прошлое этого народа, их менталитет и взгляд на мир в целом. Мифология татарского народа легла в основу современной татарской культуры. Без знания мифов будут непонятны многие произведения литературы, живописи и скульптуры.
Объект исследования: татарские народные мифы.
Методы исследования:
Анализ научной литературы по теме;
Интернет ресурсы;
Беседа;
Опрос одноклассников;
Тип проекта: информационный
Основная часть. 1. Теоретическая часть. Мифология татарского народа
1.1 Мифы
Мифы (от греч. mythos - предание, сказание) - фантастические представления древних об окружающем мире, отраженные в повествованиях о богах, духах и героях, созданных воображением. Термин "мифология" означает совокупность таких повествований.
Повествовательный миф своим возникновением и существованием обязан языку, он считается самым древним пластом устного народного творчества.
Мифы стали зарождаться в “младенческом”, "детском" периоде человеческого общества, в эпоху общинно-родовых отношений. Тогда ещё человек не выделял себя из природы и социальной среды, от своих соплеменников, поэтому человеческие свойства и родовые отношения он переносил на природу, на её одушевлённые и неодушевлённые объекты. Наши далекие предки "очеловечивали" весь мир: земля, солнце, растения и животные не только наделялись душой, а представлялись живущими, мыслящими и чувствующими как люди, находящиеся с ними и между собой в родственных отношениях. Все это нашло отражение в мифах.[1]
В основе мифологии лежат формы древнего мышления. Их несколько: анимизм, тотемизм, антропоморфизм, магизм и фетишизм.
Анимизм (от лат. аnima, animus – душа, дух) – представление о существовании духа, о наличии души у каждой вещи или объекта, т.е. одушевление всех материальных предметов, сил и явлений природы, которые окружают нас.
Тотемизм (в речи североамериканских индейцев означает «Родственник», «ровня», «род») – представление о сверхъестественном происхождении рода или племени от какого-нибудь животного, птицы или растения и чего-либо другого который считался их «предком». Тотемом тюркских племен был – волк, барс, змей.
Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – уподобление человеку, наделение человескими свойствами предметов и явлений природы (например, животных, растений), а также6 мифических существ, «очеловечивание» их. Предполагалась, что эти объекты живут, чувствуют и умеют разговаривать как люди.
Магизм (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – вера в волшебную силу отдельных слов или выражений, а также действий или обрядов, стремление достичь желаемого,воздействуя с их помощью на людей, природные силы и воображаемых духов.
Фетишизм (от франц. Fetiche – амулет, идол, талисман) – культ отдельных материальных предметов – фетишей, которым приписывают сверхъестественные свойства. Примером тому служит почитание разными народами как священных объектов березы или другого отдельно растущего дерева, могилы или родника.
- Классификация мифов
Опираясь на теорию мифологии, принято их подразделять на высокую и низкую мифологию.
Высокая мифология включает в себя верования и повествования о языческих и официальных богах высокого статуса. Главным богом древних гуннов и тюрков был Тенгри. Он считался богом неба, воплощающим в себе мужское начало и распоряжающимся судьбами отдельных людей, народа и страны. Бог Гуар/Куар-по рангу он второй после Тенгри, является богом молнии/дождя.
К сфере низкой мифологии древних тюрков и булгаро-татарских предков относятся мифические силы, различные духи и демоны, не обладавшие статусом бога.
Кроме деления на высокие и низкие, мифы принято подразделять на более мелкие подгруппы.
Более широкая категория – это мифы этиологические объясняющие происхождение Вселенной, всего живого и неживого в природе и социальной жизни, а также виды хозяйственной деятельности.
Космогонические мифы объясняют возникновение и устройство Вселенной и ее отдельных частей.
В солярных и астральных мифах о луне, солнце и звездах речь идет о происхождении небесных тел и их отдельных свойствах.
Антропогонические и этногонические мифы объясняют происхождение человека и отдельных родов, племен или народов. Например, рассказы, повествующие о том, что человек возник из ила или глины.
Этиологические мифы из жизни флоры и фауны представляют собой мифолого-фантастические рассказы, связанные с миром животных, птиц, растений.
- Практическая часть. Мифические существа в татарской мифологии
В практической части проекта я, используя свои знания и литературу описал, известные нам по произведениям Г.Тукая, по татарским народным сказкам, мифам, легендам мифические существа: Шурале, Су анасы, Убыр, Бичура, Албасты.
2.1.1. Шурале – рогатый хозяин леса (рис.1)
Шурале – один из самых популярных персонажей татарских народных сказок. Является властелином леса. Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными и крепкими пальцами до трёх вершков длины (его пальцы нередко находят в известняке: татары обращают их в лекарство, растирая в порошок и посыпая этим порошком раны. У русских они называются чёртовыми пальцами) с рогом во лбу и длинным носом. По рассказам некоторых, шурале любит уводить человека в самый глухой лес, где некоторые неопытные люди погибают. Послышится голос, как бы зовущий человека, — человек пойдет на этот голос, голос отдаляется, человек идёт за ним всё дальше и дальше и, наконец, заплутается. Так шурале заманивает неопытных людей к себе. Впрочем, двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких. Ничего дурного не желает, но мало кто из людей остается после этого в живых. Также промышляет угоном скота из деревень. Высшие силы наделили его лишь половинкой души, поэтому существо норовит вселиться в человека, чтобы компенсировать эту недостачу. В первую очередь его внимание привлекают люди, склонные предаваться страхом или чрезмерным удовольствиям. Эти эмоции – «вкуснейшая пища» для Шурале.
Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая.
2.1.2 Су-анасы (рис.2)
Су-анасы - это дух воды, персонаж женского пола, и по-русски означает “мать воды”. Обитает в водоемах. У Су анасы есть муж – су бабасы и дети. Представлялась в образе молодой некрасивой женщины с большой продолговатой головой, огромными чёрные выпученными глазами, широкой грудью, длинными зелеными волосами. По ночам она сидит на берегу воды и золотым гребнем расчесывает свои длинные волосы.
Водяная дева могла приносить засуху, дождь, могла утопить человека, который ей не понравился. У татар есть поверье, когда молодая невеста входит впервые в дом своего мужа, она бросает в воду монетку, чтобы задобрить дух воды.
У Габдуллы Тукая есть одноименное произведение. Оно рассказывает о мальчике, подсмотревшем за Су анасы и укравшем ее гребень. Ночью, мать воды пришла за ним к дому мальчика. Мама ребенка, испугавшись гнева, отдала гребень законной хозяйке.
2.1.3. Убыр
Убыр (оборотень, упырь) — это, по поверью татар, злое кровожадное существо, живущее нераздельно и в связи с человеком, даже как будто в самом человеке. Люди, имеющие при себе убыра, встречаются большей частью среди женщин и носят название убырлы кеше (человек с убыром). Убыр нередко оставляет во время сна того человека, с которым связан. Как только человек, имеющий убыра, заснет, убыр выходит через печную трубу в виде огненного шара. Он принимает разные виды, ходит огненным колесом свиньёй, чёрной кошкой, чёрной собакой. Убыр не опасен для здоровья мужчин, даже избегает встречи с ними, но в общем, он приносит людям большой вред, в особенности вреден для женщин, почему его стараются поймать и умертвить. Но поймать убыра не так легко, потому что убыр имеет способность быстро рассыпаться искрами и моментально исчезать.
2.1.4. Бичура – вредная соседка (рис.3)
Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади или конюшня, то помещается около лошадей.
Если Бичура полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, карацулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. А еще Бичура подкрадывается, порой, к спящему человеку и начинает его давить. Не просыпаясь, несчастный задыхается, мечется из стороны в сторону… Если никто не разбудит его вовремя, человек может погибнуть. Считается, что домовой не любит зеркал, также козлов. В простом народе к домовому питают уважение.
Говорят, что домовой не любит ленивых. [2]
2.1.5. Уряк
Уряк (от урмяк, “дуть”). Так называется баснословное существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Также рассказывают татары, что уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!” Видно, что уряк имеется у всякого татарина.
2.1.6. Албасты
Албасты, согласно поверьям, представляется женщиной, часто уродливой и неряшливой, с распущенными волосами и длинными, свисающими грудями. Согласно некоторым представлениям, у неё видны внутренности, нет плоти на спине.
Албасты может предстать в виде дерева, копны, движущегося воза с сеном и т.д.; исчезает, заслышав лай собак и кукареканье петухов. Обитает в заброшенных домах, загрязненных водоемах, чаще – в озерах.
У казанских татар бытует поверье, что Албасты обычно является человеку ночью, когда он спит. Может сесть на него, давить, душить; может высасывать у спящего кровь. Когда человек просыпается, Албасты слезает с него и исчезает.
2.2. Опрос на тему: «Что вы знаете о мифических существах татарского народа?»
Благодаря исследовательской работе я узнал много о татарской мифологии и решил поделиться своими знаниями с одноклассниками. Перед этим я задал им несколько вопросов о татарской мифологии.
2.2.1. Опрос «Какие мифические существа есть в татарской мифологии?» (диаграмма №1.)
В данном опросе принимали участие 24 ученика.
Все 24 ученика ответили "Шурале", 24 человека назвали "Су анасы", 5 человек ответили "Бичура". 5 человек ответили "Албасты". 1 человек ответил "Джин", 1 человек ответил "Убыр".
- .2. Опрос «В каких произведениях Г. Тукая встречаются мифические образы?» (диаграмма №2)
- человека ответили в сказке "Шурале". 13 человек ответили в сказке "Су анасы".
2.2.3. Опрос «Где живет Шурале?» (диаграмма №3)
100% ответили, что Шурале живёт в лесу.
По итогу опроса все ученики знают Шурале и Су анасы. Все знают, что Шурале живет в лесу и произведения «Шурале» и «Су анасы» Г. Тукая.
Заключение
Мифы были наидревнейшей, первоначальной почвой для зарождения не только отдельных фольклорных жанров и устного народного творчества вообще, но и являлись предпосылкой для возникновения письменной литературы. В качестве примера можно привести полуфольклорные, полуписьменные произведения древних греков «Иллиады» и «Одиссею». Мифологическими образами и воззрениями пронизаны также общетюркский письменный поэма-дастан «Кутадгу билик», памятник булгаро-татарской письменной литературы «Кыйсса-и-Йусуф» или памятник золотоордынского периода «Джумджума султан». Следует отметить, что и современная литература не разрывает отношения с мифами и довольно часто использует мифологические сюжеты и мотивы, вкладывая в них новое содержание. Например, Г.Тукай «Шурале», «Су анасы»; Т.Миннуллин «Шүрәле җан кисәгем», Р.Мингалим «Шурале обид не помнит» («Шүрәлеләр ни атлы») и др.
В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни. Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.
Миф не основан на реальных фактах, его герои существа сверхъестественные. С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы - это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.
Собрав и систематизировав материал о мифах татарского народа, пришел к выводу: знания мифов народа обогащает наши знания, развивает фантазию, воображение, что благотворно влияет на дальнейшее наше развитие, они учат нас терпению, любви к ближнему, добру.
Проанализировав свою работу, можно сделать следующие выводы, что этот проект способствовал расширению моих представлений и знаний об мифологий татарского народа, о мифических существах. Благодаря этому проекту можно проследить мой путь продвижения от незнания к знанию, ведь, в начале моей работы над ним, моя осведомленность была поверхностной. Для написания этого проекта мною была изучена литература по тематике.
Список литературы
- Бакиров М.Х. Татарский фольклор. -Казань: Ихлас, 2012.-400 с.
- Мотыйгуллина А.Р. Татарская литература: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык). 6 класс. В двух частях. 1 часть. -Казань: Издательство «Магариф-Вакыт»., 2014.-с.119
Интернет ресурсы
- https://familio.media/from-past/basnoslovnye-sushhestva-tatar/
- http://komanda-k.ru/Татарстан/мифические-и-сказочные-существа-татар
- http://vlastdengi.ru/stati/mificheskie-i-skazochnye-sushhestva-v-tatarskoj-mifologii.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мифология
- https://drevniebogi.ru/sushhestva-iz-tatarskih-legend-ch-2/
- https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/verovaniya-i-mifologiya/mifologicheskie-personazhi/shurale
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."
Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ» к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/24/picture-738886-1664012955.jpg)
Конспект урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" во 2 классе (татарская группа).
2 В сыйныфында “Ө хәрефе” дигән темага дәрес. Укыту процессында укучыларны тәрбияләү юллары, аларга белемнәрне бирү, ул белемнәрне тикшерү һәм ныгыту юллары, укучыларның акыл көчләрен һәм сәләтләрен ү...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/24/picture-738886-1664012955.jpg)
Презентация урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" (татарская группа), 2 класс
Тема: Ө хәрефе. Максат:1. [ө] авазының әйтелешенә һәм язылышына өйрәтү.2. Ө хәрефләре кергән сүзләрне уку һәм язу күнекмәләрен камилләштерү.3. Активлык хисен тәрбияләү. Җиһазлау: компьютер, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-400468-1482217656.jpg)
Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса (Татарская группа)
6 нчы сыйныфта, 5 нче сыйныфларда үткәннәрне кабатлаганнан соң, морфология турында гомуми мәгълүмат бирелә. Сүз төркемнәре турында төшенчә бирелә , аларның лексик-грамматик мәгънәсе, морфологик-...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя татарского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образо
Мой план на 2016-2021 годы. Здесь отражена методическая тема, цели, задачи творческого плана....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/04/picture-764303-1475532608.jpg)
Викторина на татарском языке по теме "Мой родной край - Татарстан" ("Туган ягым - Татарстан")
Викторина на татарском языке по теме "Мой родной край - Татарстан" ("Туган ягым - Татарстан") для учащихся русских и татарских групп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-643989-1496307355.jpg)
Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...