Индивидуальный итоговый проект по предмету родной (татарский) язык на тему: «Мифология татарского народа»
творческая работа учащихся (9 класс)

Исследовательская работа на тему «Мифология татарского народа» имеет практическую значимость для сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.  Работа является актуальной, так как  приобщение молодого и взрослого поколения к устному народному творчеству трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, творит традиции будущего. Изучение данной проблемы направлено на воспитание  бережного и уважительного отношения к народному творчеству.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список источников информации, приложение. Во введении указывается актуальность исследования, ставится задача. Цель исследовательской работы: сформировать уважение к ценностям татарской культуры. Цель работы достигнута. В практической части рассказано про мифические существа в татарской мифологии, также проведён опрос одноклассников. Результаты опроса зафиксировано в диаграммах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mifologiya_tatarskogo_naroda.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района

Республики Татарстан 

Индивидуальный итоговый проект

по предмету родной (татарский) язык

на тему: «Мифология татарского народа»

                                                    Руководитель проекта: учитель

родного  языка и литературы  

                                                                        Каюмова Лайсян Фирдаусовна

                                                                         

2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3

Основная часть.1 Теоретическая часть. Мифология татарского народа…………………………………………………………………………...5

  1. . Мифы………………………………….…………...…………….…………5

  2. . Классификация мифов…………………………………………………….6

2. Практическая часть. Мифические существа в татарской мифологии

2.1.1Шурале – рогатый хозяин леса……………………………………….….7

2.1.2 Су-анасы…………………………………………………………………..8

2.1.3. Убыр……………………………………………………………………...8

2.1.4. Бичура – вредная соседка  …………………………………………… 10

2.1.5. Уряк   …………………………………………………………………10

2.1.6. Албасты…………………………………………………………………11

2.2. Опрос на тему: «Что вы знаете о мифических существах татарского народа?»……………………………………………………………………..12

Заключение ..………………….……………………………………………13

Список литературы………………………………………...………………..15

Приложение 1………………………………………………………………16

Приложение 2………………………………………………………………19

Введение

Мифоло́гия — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.). [5]

Татарская мифология берет свое начало из мусульманской культуры. Татары верили, что в лесу, полях, реках и домах обитают полудуховные полувещественные существа, которые влияют на природу и человеческую жизнь. Многие из них похожи на людей — но имеют какую-то особенность, из-за которой производят странное, жуткое впечатление.

Цель данного исследования – сформировать уважение к ценностям татарской культуры.

Работая над этой темой, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Узнать, что такое мифы?;
  • Проявить интерес к татарскому народному творчеству и истории.
  • Реконструирование ряда образов мифологии татар;
  • Рассмотреть основные мифы татарского народа;

Актуальность темы состоит в том, что мифология народов, мифы, обычаи и обряды не утратили своей роли в современном мире, а наоборот, вызывает всё больший интерес среди учёных. Знания мифологических представлений предков татар о высших существах дают понять нам прошлое этого народа, их менталитет и взгляд на мир в целом. Мифология татарского народа легла в основу современной татарской культуры. Без знания мифов будут непонятны многие произведения литературы, живописи и скульптуры.

Объект исследования: татарские народные мифы.

Методы исследования:

Анализ научной литературы по теме;

Интернет ресурсы;

Беседа;

Опрос одноклассников;

Тип проекта: информационный

Основная часть. 1. Теоретическая часть. Мифология татарского народа

1.1 Мифы

Мифы (от греч. mythos - предание, сказание) - фантастические представления древних об окружающем мире, отраженные в повествованиях о богах, духах и героях, созданных воображением. Термин "мифология" означает совокупность таких повествований.

Повествовательный миф своим возникновением и существованием обязан языку, он считается самым древним пластом устного народного творчества.

Мифы стали зарождаться в “младенческом”, "детском" периоде человеческого общества, в эпоху общинно-родовых отношений. Тогда ещё человек не выделял себя из природы и социальной среды, от своих соплеменников, поэтому человеческие свойства и родовые отношения он переносил на природу, на её одушевлённые и неодушевлённые объекты. Наши далекие предки "очеловечивали" весь мир: земля, солнце, растения и животные не только наделялись душой, а представлялись живущими, мыслящими и чувствующими как люди, находящиеся с ними и между собой в родственных отношениях. Все это нашло отражение в мифах.[1]

В основе мифологии лежат формы древнего мышления. Их несколько: анимизм, тотемизм, антропоморфизм, магизм и фетишизм.

Анимизм (от лат. аnima, animus – душа, дух) – представление о существовании духа, о наличии души у каждой вещи или объекта, т.е. одушевление всех материальных предметов, сил и явлений природы, которые окружают нас.

Тотемизм (в речи североамериканских индейцев означает «Родственник», «ровня», «род») – представление о сверхъестественном происхождении рода или племени от какого-нибудь животного, птицы или растения и чего-либо другого который считался их «предком». Тотемом тюркских племен был – волк, барс, змей.

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – уподобление человеку, наделение человескими свойствами предметов и явлений природы (например, животных, растений), а также6 мифических существ, «очеловечивание» их. Предполагалась, что эти объекты живут, чувствуют и умеют разговаривать как люди.

Магизм (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – вера в волшебную силу отдельных слов или выражений, а также действий или обрядов, стремление достичь желаемого,воздействуя с их помощью на людей, природные силы и воображаемых духов.

Фетишизм (от франц. Fetiche – амулет, идол, талисман) – культ отдельных материальных предметов – фетишей, которым приписывают сверхъестественные свойства. Примером тому служит почитание разными народами как священных объектов березы или другого отдельно растущего дерева, могилы или родника.

  1. Классификация мифов

Опираясь на теорию мифологии, принято их подразделять на высокую и низкую мифологию.

Высокая мифология включает в себя верования и повествования о языческих и официальных богах высокого статуса. Главным богом древних гуннов и тюрков был Тенгри. Он считался богом неба, воплощающим в себе мужское начало и распоряжающимся судьбами отдельных людей, народа и страны. Бог Гуар/Куар-по рангу он второй после Тенгри, является богом молнии/дождя.

К сфере низкой мифологии древних тюрков и булгаро-татарских предков относятся мифические силы, различные духи и демоны, не обладавшие статусом бога.

Кроме деления на высокие и низкие, мифы принято подразделять на более мелкие подгруппы.

Более широкая категория – это мифы этиологические объясняющие происхождение Вселенной, всего живого и неживого в природе и социальной жизни, а также виды хозяйственной деятельности.

Космогонические мифы объясняют возникновение и устройство Вселенной и ее отдельных частей.

В солярных и астральных мифах о луне, солнце и звездах речь идет о происхождении небесных тел и их отдельных свойствах.

Антропогонические и этногонические мифы объясняют происхождение человека и отдельных родов, племен или народов. Например, рассказы, повествующие о том, что человек возник из ила или глины.

Этиологические мифы из жизни флоры и фауны представляют собой мифолого-фантастические рассказы, связанные с миром животных, птиц, растений.

  1. Практическая часть. Мифические существа в татарской мифологии

В практической части проекта я, используя свои знания и литературу описал, известные нам по произведениям Г.Тукая, по татарским народным сказкам, мифам, легендам мифические существа: Шурале, Су анасы, Убыр, Бичура, Албасты.

2.1.1. Шурале – рогатый хозяин леса (рис.1)

Шурале – один из самых популярных персонажей татарских народных сказок. Является властелином леса. Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными и крепкими пальцами до трёх вершков длины (его пальцы нередко находят в известняке: татары обращают их в лекарство, растирая в порошок и посыпая этим порошком раны. У русских они называются чёртовыми пальцами) с рогом во лбу и длинным носом. По рассказам некоторых, шурале любит уводить человека в самый глухой лес, где некоторые неопытные люди погибают. Послышится голос, как бы зовущий человека, — человек пойдет на этот голос, голос отдаляется, человек идёт за ним всё дальше и дальше и, наконец, заплутается. Так шурале заманивает неопытных людей к себе. Впрочем, двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких. Ничего дурного не желает, но мало кто из людей остается после этого в живых. Также промышляет угоном скота из деревень. Высшие силы наделили его лишь половинкой души, поэтому существо норовит вселиться в человека, чтобы компенсировать эту недостачу. В первую очередь его внимание привлекают люди, склонные предаваться страхом или чрезмерным удовольствиям. Эти эмоции – «вкуснейшая пища» для Шурале.
Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая.

2.1.2 Су-анасы (рис.2)

Су-анасы - это дух воды, персонаж женского пола, и по-русски означает “мать воды”. Обитает в водоемах. У Су анасы есть муж – су бабасы и дети. Представлялась в образе молодой некрасивой женщины с большой продолговатой головой, огромными чёрные выпученными глазами, широкой грудью, длинными зелеными волосами. По ночам она сидит на берегу воды и золотым гребнем расчесывает свои длинные волосы.

Водяная дева могла приносить засуху, дождь, могла утопить человека, который ей не понравился. У татар есть поверье, когда молодая невеста входит впервые в дом своего мужа, она бросает в воду монетку, чтобы задобрить дух воды.

У Габдуллы Тукая есть одноименное произведение. Оно рассказывает о мальчике, подсмотревшем за Су анасы и укравшем ее гребень. Ночью, мать воды пришла за ним к дому мальчика. Мама ребенка, испугавшись гнева, отдала гребень законной хозяйке.

2.1.3. Убыр

Убыр (оборотень, упырь) — это, по поверью татар, злое кровожадное существо, живущее нераздельно и в связи с человеком, даже как будто в самом человеке. Люди, имеющие при себе убыра, встречаются большей частью среди женщин и носят название убырлы кеше (человек с убыром). Убыр нередко оставляет во время сна того человека, с которым связан. Как только человек, имеющий убыра, заснет, убыр выходит через печную трубу в виде огненного шара. Он принимает разные виды, ходит огненным колесом свиньёй, чёрной кошкой, чёрной собакой. Убыр не опасен для здоровья мужчин, даже избегает встречи с ними, но в общем, он приносит людям большой вред, в особенности вреден для женщин, почему его стараются поймать и умертвить. Но поймать убыра не так легко, потому что убыр имеет способность быстро рассыпаться искрами и моментально исчезать.

2.1.4. Бичура – вредная соседка (рис.3)

Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади или конюшня, то помещается около лошадей.

Если Бичура полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, карацулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. А еще Бичура подкрадывается, порой, к спящему человеку и начинает его давить. Не просыпаясь, несчастный задыхается, мечется из стороны в сторону…  Если никто не разбудит его вовремя, человек может погибнуть. Считается, что домовой не любит зеркал, также козлов. В простом народе к домовому питают уважение.

Говорят, что домовой не любит ленивых. [2]

2.1.5. Уряк

Уряк (от урмяк, “дуть”). Так называется баснословное существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Также рассказывают татары, что уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!” Видно, что уряк имеется у всякого татарина.

2.1.6. Албасты

Албасты, согласно поверьям, представляется женщиной, часто уродливой и неряшливой, с распущенными волосами и длинными, свисающими грудями. Согласно некоторым представлениям, у неё видны внутренности,         нет плоти         на        спине.

Албасты может предстать в виде дерева, копны, движущегося воза с сеном и т.д.; исчезает, заслышав лай собак и кукареканье петухов. Обитает в заброшенных домах, загрязненных водоемах, чаще – в озерах.
У казанских татар бытует поверье, что Албасты обычно является человеку ночью, когда он спит. Может сесть на него, давить, душить; может высасывать у спящего кровь. Когда человек просыпается, Албасты слезает с него и исчезает.

2.2. Опрос на тему: «Что вы знаете о мифических существах татарского народа?»

Благодаря исследовательской работе я узнал много о татарской мифологии и решил поделиться своими знаниями с одноклассниками. Перед этим я задал им несколько вопросов о татарской мифологии.

2.2.1. Опрос «Какие мифические существа есть в татарской мифологии?» (диаграмма №1.)

 В данном опросе принимали участие 24 ученика.

Все 24 ученика ответили "Шурале", 24 человека назвали "Су анасы", 5 человек ответили "Бичура". 5 человек ответили "Албасты". 1 человек ответил "Джин",  1 человек ответил "Убыр".

  1. .2. Опрос  «В каких произведениях Г. Тукая встречаются мифические образы?» (диаграмма №2)
  1. человека ответили в сказке "Шурале". 13 человек ответили в сказке "Су анасы".

2.2.3. Опрос «Где живет Шурале?» (диаграмма №3)

100%  ответили, что Шурале живёт в лесу.

По итогу опроса все ученики знают Шурале и Су анасы. Все знают, что Шурале живет в лесу и произведения «Шурале» и «Су анасы» Г. Тукая.

Заключение

Мифы были наидревнейшей, первоначальной почвой для зарождения не только отдельных фольклорных жанров и устного народного творчества вообще, но и являлись предпосылкой для возникновения письменной литературы.  В качестве примера можно привести полуфольклорные, полуписьменные произведения древних греков «Иллиады» и «Одиссею». Мифологическими образами и воззрениями пронизаны также общетюркский письменный поэма-дастан «Кутадгу билик», памятник булгаро-татарской письменной литературы «Кыйсса-и-Йусуф» или памятник золотоордынского периода «Джумджума султан». Следует отметить, что и современная литература не разрывает отношения с мифами и довольно часто использует мифологические сюжеты и мотивы, вкладывая в них новое содержание. Например, Г.Тукай «Шурале», «Су анасы»; Т.Миннуллин «Шүрәле җан кисәгем», Р.Мингалим «Шурале обид не помнит» («Шүрәлеләр ни атлы») и др.

В мифах живет память, которая объясняет – кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства жизни. Мифы нужны для связи человека и остального мира, личности и его народа, его предков.

Миф не основан на реальных фактах, его герои существа сверхъестественные.  С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы - это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

Собрав и систематизировав  материал о  мифах татарского народа, пришел к выводу: знания мифов народа обогащает наши знания, развивает фантазию, воображение, что благотворно влияет на дальнейшее наше развитие, они учат нас терпению, любви к ближнему, добру.

Проанализировав свою работу, можно сделать следующие выводы, что этот проект способствовал расширению моих представлений и знаний об мифологий татарского народа, о мифических существах. Благодаря этому проекту можно проследить мой путь продвижения от незнания к знанию, ведь, в начале моей работы над ним, моя осведомленность была поверхностной. Для написания этого проекта мною была изучена литература по тематике.

Список литературы

  1. Бакиров М.Х. Татарский фольклор. -Казань: Ихлас, 2012.-400 с.
  2. Мотыйгуллина А.Р. Татарская литература: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык). 6 класс. В двух частях. 1 часть. -Казань: Издательство «Магариф-Вакыт»., 2014.-с.119

Интернет ресурсы

  1. https://familio.media/from-past/basnoslovnye-sushhestva-tatar/
  2. http://komanda-k.ru/Татарстан/мифические-и-сказочные-существа-татар
  3. http://vlastdengi.ru/stati/mificheskie-i-skazochnye-sushhestva-v-tatarskoj-mifologii.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мифология
  5. https://drevniebogi.ru/sushhestva-iz-tatarskih-legend-ch-2/
  6. https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/verovaniya-i-mifologiya/mifologicheskie-personazhi/shurale


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на английском и татарском языках на тему: “Английский язык-международный язык”. Презентация проектов”, урок разработан преп. англ. яз Амуровой А.Г. и преп. тат.яз Ахметзановой К.Р. МБОУ "СОШ №15 ЗМР РТ" для 7 кл."

Урок разработан: преп. англ.яз. Амуровой А.Г. и преп. тат. яз. Ахметзановой  К.Р., МБОУ «СОШ № 15 ЗМР РТ»  к муниципальному семинару «Интеграция учебных предметов как основа формирования уни...

Конспект урока татарского языка на тему " Ө хәрефе" во 2 классе (татарская группа).

2 В сыйныфында “Ө хәрефе” дигән темага дәрес. Укыту процессында укучыларны тәрбияләү юллары, аларга белемнәрне бирү, ул белемнәрне тикшерү һәм ныгыту юллары, укучыларның акыл көчләрен һәм сәләтләрен ү...

Презентация урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" (татарская группа), 2 класс

Тема: Ө хәрефе. Максат:1. [ө] авазының әйтелешенә һәм язылышына өйрәтү.2. Ө хәрефләре кергән сүзләрне уку һәм язу күнекмәләрен камилләштерү.3. Активлык хисен тәрбияләү. Җиһазлау: компьютер, ...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса (Татарская группа)

6 нчы  сыйныфта, 5 нче сыйныфларда үткәннәрне кабатлаганнан соң, морфология турында гомуми мәгълүмат бирелә. Сүз төркемнәре турында төшенчә бирелә , аларның лексик-грамматик мәгънәсе, морфологик-...

Викторина на татарском языке по теме "Мой родной край - Татарстан" ("Туган ягым - Татарстан")

Викторина на татарском языке по теме "Мой родной край - Татарстан" ("Туган ягым - Татарстан") для учащихся русских и татарских групп...

Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...