Главные вкладки

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ. ГОРДОСТЬ ИЛИ ПРОБЛЕМА?
    статья

    Статья посвящена одаренному ребенку в школе. С одной стороны одаренные дети – это учащиеся, которыми гордится образовательное учреждение, в котором они обучаются. А с другой стороны – это особенные дети, требующие особого подхода. Они не «укладываются» в рамки школы и школьной программы. Как правило, одаренные дети имеют  сложный характер, излишне эмоциональны, не всегда коммуникабельны, могут быть чрезвычайно успешны только в нескольких, а то и в одном направлении. Зачастую у таких ребят могут быть проблемы со здоровьем и физическим состоянием (физкультура явно не является для них  любимым уроком. Только если это не победитель олимпиады по физической культуре.). Отсюда появляются проблемы не только у ребенка, но и у педагога, призванного поддержать детскую одаренность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_statya.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Челнокова Ольга Валерьевна, Санкт-Петербург

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ. ГОРДОСТЬ ИЛИ ПРОБЛЕМА?

    «Способности – объяснение вашего успеха»

    Г.Томпсон

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» состоит из  шести основных разделов. Второй  раздел  – «Развитие системы поддержки талантливых детей» - посвящен поддержке талантливой молодежи. В том виде, как эта инициатива прописана, ее можно только приветствовать и использовать в работе с талантливыми детьми.

    «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» - говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

    Работа с одаренными учащимися весьма актуальна для современного российского общества. А каких детей можно назвать одарёнными? Как правило – это дети, опережающие своих ровесников в развитии или демонстрирующие особые способности в каком-то направлении. Талантливые, неординарные дети.

    С одной стороны – это учащиеся, которыми гордится образовательное учреждение, в котором они обучаются. А с другой стороны – это особенные дети, требующие особого подхода. Они не «укладываются» в рамки школы и школьной программы. Как правило, одаренные дети имеют  сложный характер, излишне эмоциональны, не всегда коммуникабельны, могут быть чрезвычайно успешны только в нескольких, а то и в одном направлении. Зачастую у таких ребят могут быть проблемы со здоровьем и физическим состоянием (физкультура явно не является для них  любимым уроком). Отсюда появляются проблемы не только у ребенка, но и у педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится и профессионально - личностная готовность учителя к работе с одаренными детьми.

    На сегодняшний день в системе образования можно увидеть ряд проблем в работе с одаренными детьми. Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация обучения в школе по времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся.  К этому можно прибавить недостаточную ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов. Далеко не все дети с нестандартным мышлением – отличники. Получается, что традиционная педагогика очень слабо ориентирована на работу с одарёнными детьми. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми и не создают условий для самореализации их способностей и склонностей. Кроме того, в классах занимаются дети с разными социальными и интеллектуальными уровнями, а то и с разным уровнем владения русского языка. Все это требует от учителя проявления серьезных профессиональных компетентностей по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

    Возможно, одним из решений описанных выше проблем будет идея о создании образовательного кластера в городе и в каждом районе, форма которого пока точно не определена. Несмотря на то, что «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе» создание подобных учреждений объединит талантливых ребят все-таки в одном месте. Цель такого кластера – максимально задействовать все педагогические ресурсы для расширения возможностей дополнительного образования учащихся школ района, города и других регионов России. Система обучения в таких образовательных кластерах может быть несколько скорректирована, в том числе это касается и уроков физической культуры. Что существенно может помочь решить проблемы, связанные с проблемами коммуникабельности и здоровья детей.

    Во-первых, в процессе обучения одаренных детей просто необходима работа в малых группах. Соответственно, и количество учебных часов должно быть значительно больше именно для такой работы, а также для индивидуальных консультаций.

    Целесообразно в образовательном процессе использование «системы целого дня». При предполагаемой системе  в школе необходимы «комнаты отдыха», а дети должны быть обеспечены полноценным питанием. На сегодняшний день эта проблема может быть решена только в рамках образовательного кластера. Совсем не обязательно создавать образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Достаточно полноценного «рабочего дня». Но важно, чтобы дети все-таки не были перегружены.

    Не следует бояться приглашать в школу в качестве учителей преподавателей ВУЗов.

    Важным фактором развития способностей и личностных качеств являются методы обучения одаренных ребят. Формы работы с одаренными учащимися могут быть разными. Одной из общепризнанных и весьма успешной формой являются научно-практические конференции и предметные  олимпиады, в том числе и дистанционные.

    Подготовка участников - это сложный процесс, требующий времени и систематичности. Подготовка участников олимпиады осуществляется через учебно-тренировочные сборы, работу кружков и факультативов.

    Довольно сложной, но очень интересной формой работы является проектная деятельность – групповая или индивидуальная. Вовлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы отражено и в Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

    Необходимо, чтобы поддержка талантливых детей осуществлялась в системе. В связи с этим значительная роль в формировании и развитии системы работы с одаренными детьми принадлежит учреждениям дополнительного образования или системе дополнительного образования в образовательном учреждении.  Особенно если будет восстановлена  система бесплатных кружков и секций для учащихся.

     «Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одарённость» - указывается в Национальной образовательной инициативе. Это очень важно. Ведь в школе, как правило, нет возможности оплачивать поездки  школьников на всероссийские или международные соревнования, конференции и олимпиады.

    «Наш город способен создать самые лучшие условия для обучения одаренных детей, дать им очень хорошие качественные знания. Мы должны научить наших детей думать, продвигать новые идеи. Со школьной скамьи начинается подготовка востребованных специалистов для всех отраслей отечественной экономики», - отметил губернатор Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

    Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

    В заключение важно отметить – технологии, программы, умения передаются исключительно «из рук в руки». Нельзя переоценить заслуги учителей, которые раскрывают и развивают таланты в наших детях. Несмотря на инновационные технологии, внедрение ИКТ и успешную работу с электронными досками в работе с юными дарованиями остаются мел,  доска и мудрый терпеливый учитель.

    Список литературы:

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Алейникова И.Если за партой – гений…//Управление школой. – 2010.-№ 21.- С.20–23.

     Барбитова А. Проблема одаренности: от теории к практике//Завуч. – 2009. - №8. – С.20-34

    Гудкова Н., Гудков Н. Олимпиадный режим//Директор школы. – 2013. - №1. – С.5-8

    Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 году/О.Е. Лебедев//Вопросы образования. – 2011. - №2. – С. 193-203

    Науменко Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты// Директор школы. – 2010. - №7. – С.85-95

    Савенков А.И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности// Завуч. – 2009. - №8. – С.9 - 20

    Тулупова О. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей//Методист. – 2012. - №1. – С.10-15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

    План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

    Сопровождение одаренных детей в школе

    Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете...

    «ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

            Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

    «ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»

            Сегодня все наши надежды связаны с поколением «новых людей», которые  свою одаренность отдадут на благо людям. А мы, взрослые, должны подарить ребенку веру в св...

    Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

          Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

    Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

    Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...