Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
рабочая программа

Степаненкова Людмила Анатольевна

        Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. 
        Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
        Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, вы­ражать свое отношение к различным явлениям жизни.
        Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инстру­мент, таящий в себе исключительное богатство красок и различ­ных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начина­ет с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
        Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классиче­ской поэзии и драматического искусства.
        Тематическая направленность программы позволяет наибо­лее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способст­вует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в обще­нии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_odarennosti.docx82.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ Кайдаковская СОШ Вяземского района Смоленской области

215101 Смоленская область, Вяземский район, д. Кайдаково, ул. Парковая, д. 16. Тел.(848 131)  3-42-03; E-mail: kaidakovo@yandex.ru

Программа «Одаренные дети»

(программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

                              Автор-разработчик:

                                                              Степаненкова Людмила Анатольевна

                                                              учитель музыки

2018г.

Пояснительная записка

        Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.  
       Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
       Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
       Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
       Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
       Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
       Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
       
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
       
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
       
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
       
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
       
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7до15 лет,  предусматривает разучивание нотной грамоты для исполнения сольных партий, запевов в репертуарных произведениях. По программе предусматривается организация группы сольного пения и хорового пения,  где будет проводиться работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. В этой же группе можно готовить детей, желающих поступить на вокальные отделения музыкальных училищ.
       
В ее задачи входит подготовка по музыкально-теоретическим предметам: теории музыки, сольфеджио и дирижированию для поступления на дирижерско-хоровое отделение, предусматривается организация группы детей для обучения на фортепиано.
       
Программа учитывает школьную загрузку учащихся и соответственно с этим подстраивается под удобное для всех расписание. Программой предусматривается подбор музыкального материала соответствующий возрастным и исполнительским способностям каждого обучающегося.

Цель программы:

- выявление и поддержка творческих, музыкальных способностей и инициатив талантливых детей;
- развитие оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности.

Задачи:

- участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности;
- создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе  исследовательской и поисковой деятельности;
- выявление способных и одаренных детей;
- обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.;
- организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам;
- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
- разрабатывать и поэтапно внедрять  новые  технологии в работе с одаренными детьми;
- воспитывать сознательного гражданина России;
- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Принципы реализации программы:

- гуманизм,
- демократизм,
- научность и интегративность,
- индивидуализация и дифференциация,
- систематичность,
- развивающее обучение,
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Программа работы с одаренными детьми по предмету музыка, рассчитана:

  1. на выявление в обучающихся вокально-творческих способностей;
  2.  на создание благоприятных условий для развития способностей;
  3.  на расширение возможности для участия способных обучающихся школы в областных и районных мероприятиях;
  4. на развитие хоровых и вокальных данных обучающихся.

Организационное и функциональное обеспечение программы:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование различных методов, приемов и форм для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка детей и подростков к   конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям  различного уровня;
- диагностика одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;
- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей.

Ожидаемые результаты:

- Творческая самореализация одаренных детей.
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
- Формирование навыков творческого саморазвития.
- Создание банка данных одаренных детей.

Способы выявления одаренных детей по предмету музыка

1. тестирование, анкетирование, беседа;
2. наблюдение;
3. участие и проведение творческих конкурсов за рамками учебной программы на школьном,  районном уровне;
4. общение с родителями.

Год разработки: 2018 г.
Сроки реализации программы: бессрочная.

Этапы реализации программы:

Диагностический

Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования   проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:

•        Музыкальные способности;
•        Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных занятиях.

Развивающий

Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

•        Занятия интегрированного типа.
•        Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.

        Показателями креативности являются активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.  

        Формы творческих заданий:

•        Восприятие музыки.
•        Импровизация.
•        Пластическое интонирование.
•        Инструментальное музицирование.
•        Вокально-хоровое музицирование.
•        Музыкальный фольклор.
•        Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
•        Графическое, цветовое моделирование музыки.

        К определяющим принципам занятий творческого типа   относят  следующие:

- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
- Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
- Воспитание навыков импровизации как основы для  формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
- Импровизация – первооснова художественного творчества детей.  

        Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Заключительный

Цель:  мониторинг результативности занятий с одаренными детьми

Мониторинг  эффективности работы с детьми по программе «Одаренный  ребенок»

ФИО

ребенка

Чувство ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.

Активное участие в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.

Музыкально-творческие способности

Устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию

До

После

До

После

До

После

До

После

1

2

3…

План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

Форма

Диагностический

- Диагностика склонностей, способностей детей и подростков (музыкально-творческие способности).

- Наблюдение (активность).

- Упражнения, задания, опросы, беседы, анкетирование.

-  Досуговые мероприятия, КТД, индивидуальные и музыкальные занятия.

Развивающий

- Выполнение творческих заданий (рост креативности).

- Разработка серий творческих заданий

- Занятия интегрированного типа.

- Восприятие музыки

- Импровизация

- Музыкальный фольклор

- Вокально-хоровое музицирование

- Пластическое интонирование

- Инструментальное музицирование

- Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность

- Графическое, цветовое моделирование музыки

 - Урок творчества, урок-путешествие.

Заключительный

- Мониторинг  эффективности работы с детьми по программе «Одаренный  ребенок».

- Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

 - Анализ итогов реализации программы.

Формы творческих заданий:
       
Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей).
       
Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом  мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены).
       
Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом – «пластическое интонирование». Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске).
       
Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее: ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития).
       
Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни «веером» сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный «разговор»; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, «проживая» текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).
       
Музыкальный фольклор («Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» С.Мировопольский). «Фольклор» как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).
       
Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).
       
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности).
       
Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия детей). Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
       
На уроках музыки одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями.
       
Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Обучающиеся  не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным и спокойным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах), при оценивании, рефлексии.
       Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения
распевок  можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а’capella), и театральные (изображая образы героев литературного источника музыкального произведения), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.
       
Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;
- способность к переживанию в форме музыкальных образов;
- способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;
- ладовое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
       
Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.) образует музыкальную одаренность.

Применение новых методов обучения для развития музыкальных способностей на уроках музыки, согласно реализации ФГОС

        В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.
       Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.
       

        На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;
  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
  • перевести содержание музыки в рисунок;
  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
  • анализировать музыкальные произведения;
  • вокализация инструментальных произведений;
  • драматизация музыки (инсценировка).

Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • музыкально - пластическое движение;
  • инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);
  • драматизация музыкальных произведений.

        Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д. 
        Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

Методы стимулирования и мотивации учения:

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.
Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
Метод «учебный бреймсторминг» (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

Метод «художественного движения» - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.
Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
Метод «музыкальный театр» - направлен на постижение целостного музыкального содержания. «Музыкальный театр» помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.
Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
Метод  фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.
Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.
Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
Метод «пластическое интонирование» - направлен на освоение способов «активного слушания». Метод позволяет:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;
- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
- перевести содержание музыки в рисунок;
- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
- анализировать музыкальные произведения;
- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

«Метод моделирования художественно-творческого процесса» -  позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается сам композитор-творец: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других?.., каких героев я хочу показать, каким характером они будут наделены.
«Метод сочинения и импровизации» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.
«Метод содержательного анализа инструментального произведения» - раскрывает школьникам «технологию» деятельности слушателя. Как много надо знать, чтобы провести содержательный анализ. На основе уже самых первых интонаций дети выдвигают «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив ее как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.
«Метод отождествления», то есть слияние своего «я» с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое «проживание» художественного образа самими ребятами. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта, который призывал свой народ на борьбу с захватчиками своей страны. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы Гете «Эгмонт».
«Метод цвет – образ» - позволяет проводить интегрированные уроки с коллегами. Ведь вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Зная значение цвета, можно придать окраску любому произведению. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала определяется характер произведения и цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги рисуя карандашами.
«Метод размышления о музыке» направлен на личностное, индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает выбор проблемы, которую способно решить музыка и поиск ответа на нее самими учениками;
«Метод забегания вперед и возвращения к пройденному» устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке у школьников.

        Установление связей предполагается на трех  уровнях: между годами обучения, между триместрами, между музыкальными произведениями:

«Метод музыкальных обобщений» направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти;
«Метод эмоциональной драматургии» направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов  эмоционального контраста или последовательного обогащения, развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построение урока с конкретными условиями, уровнем развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса;
«Метод создания художественного контекста» направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки определенной эпохи (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды;
«Метод жизненных ассоциаций», направленный на  создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального произведения. Введение учащихся в такое состояние возможно как при помощи беседы, так и благодаря привлечению смешанных видов искусства, предшествующих появлению произведения, а также при помощи проведения уроков в непривычной атмосфере;
«Метод наложения» направлен на рассредоточение внимания между музыкальным и литературным текстом, налагающимися один на другой. Метод основан на эффекте кино - действия литературного героя как бы подкрепляются силой эмоционального воздействия музыки;
«Полифонический метод» направлен на удержание музыкального внимания на длительном протяжении времени, одновременно решаются задачи исполнительского анализа и эмоционально-смысловой драматургии.
«Метод проблемного изложения материала» направлен на  привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:

а) опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;
б)  проблемная ситуация должна включать три компонента:

─  необходимость в новом музыкальном действии;
─  неизвестное, которое должно быть открыто;
─  возможность учащихся в выполнении

в) принятие проблемы большинством класса;
г) любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;
д) музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

«Метод переинтонирования» направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии.

        Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Так, изучая темы П. Чайковского, учащиеся постигают такие явления в его творчестве, как «песенность», «мелодизм», «текучесть», «закругленность тем», «мягкие и нежные окончания», «вершина-источник». Такие вычленения решают одновременно две задачи:

1) способность в незнакомой музыке узнавать знакомого автора;
2) способность сочинять темы в стиле известного автора.

«Метод создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения». Метод требует достаточно кропотливой работы как в рамках интонационного развития тем, так и в рамках композиционного, структурно-аналитического постижения музыки, вводит учащихся в творческую лабораторию композитора, рождая диалог между школьником и великим мастером. Реализация принципа единства деятельности композитора-исполнителя-слушателя происходит на качественно более глубоком уровне, по сути создавая у каждого участника творческого процесса иллюзию активного участия в создании «музыкального шедевра».

Использование игровой деятельности  на уроках музыки для формирования творческой активности обучающихся.

        Ни к какой деятельности ребёнок не   проявляет  столько интереса, сколько в  игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко,  с удовольствием. В этом  секрет  воспитательных и обучающих возможностей  игры.  Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».  Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
       «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - считал В.П.Сухомлинский.
       В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться.
Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.
   
Игровая деятельность обучающихся на уроках музыки:

 Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.

1.Ролевая игра - форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они на себя берут. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».
- Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).
- Учитель:  "Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.

2. Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают образ, настроение, жанровые особенности,  ритм, темп и формы произведения, но и путем  игры  учатся передавать его.
- Вы - исполнители оркестра народных инструментов. Передайте музыкальный образ этой  песни  в музицировании, при выборе инструментов, обратите внимание на соответствие музыкального образа песни  голосу (тембру) инструментов (ложки, свирели, треугольники, барабаны, бубны  и другие детские музыкальные инструменты). Например, при исполнении произведения Д.Д. Шостаковича «Вальс-шутка» дети по группам играют на колокольчиках, металлофонах и треугольниках.

3.Вокальное музицирование.
- «Метод сочинения сочиненного» В.О. Усачевой. Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне.
- Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму.
- Можно использовать известные детские стихотворения Агнии Барто, например: «Уронили мишку на пол...» или «Наша   Таня громко   плачет...» и  сочинить мелодии.
- «Сами композиторы» или «Я-композитор»

4.Вокальные игры - это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  
       
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы  передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
       
«Пение про себя» - часть музыкального произведения исполняется вслух, а часть - «молча», «про себя». По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся  чередуют манеру пения.
       
«Дирижером»  может быть выбран ученик.
       
Андрей-воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)
       
Гоняй галочек из-под палочек. (Про себя.)
       
«Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии» (повторение текста)

 5. Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями( произнести обиженно, сердито, печально и т.д.). Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

6. «Инсценировка»
Инсценировки  песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.
Прекрасные примеры для инсценировки - песни  Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко «Котенок и щенок», Л.. Книппер «Почему медведь зимой спит».

7. «Музыкальный театр»  -  этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.
       Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а потом  разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают  по ролям  фрагменты сказок, оперу  М. Коваля «Волк и семеро козлят».

8. «Звук и цвет»
«Я-художник», «Цвет-настроение» (развитие ассоциативно-образного мышления).
       Ученики  с большим удовольствием  воплощают музыкальные образы в художественные,  создают иллюстрации к музыкальным произведениям. «Три подружки» Д. Кабалевского,  «Котенок и щенок» Т. Попатенко, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, «Утро» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, «Лесной царь» Ф. Шуберта, «Болеро» М. Равеля. Этот прием позволяет детям через цвет отобразить настроение, образ музыки.  Следует подсказать учащимся, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному.

9. Игры-имитации.
«Музыкальный  инструмент», «Звучит-не звучит», «Изобрази звук»,  «Любимый инструмент», «Оркестр».
       
В игровой форме у детей развиваются основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Игры для развития ритмического слуха:
- «Ритмическое эхо»
- «Определи по ритму»
- «Вспомни мелодию»
- «Узнай и спой».

 Игры для развития динамического слуха: 
- «Эхо» - «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

 Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:
- «Музыкальное лото»
- «Моя семья»
- «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:
- «Музыкальный волчок»
- «Из какой мы песни?»
- «Концерт»
 - «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:
- «Расскажи мне о музыке»
- «Клоуны»
- «Музыкальная викторина»
- «Ожившие картинки»
- «Солнышко и тучка»

Методы контроля и самоконтроля:

Метод «синквейн» - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.
Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

        Таким образом, специфика технологий и методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики обучающихся. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение  обучающихся школы в музыкально-творческой деятельности, которая даёт эффективные воспитательные результаты в том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
       Организация
взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей.
       Новая программа предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать
проектно-исследовательскую деятельность. Познакомимся с ней подробно. Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. Цели метода проектов:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

       Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т. д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
       Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий, поэтому работа ведётся во внеурочное время.
       С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке и вне урока атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей. Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры.
       По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие
виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

-   Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и т. д.
- Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т. д.
-  Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
-  Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т. д.
- Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и т. д.
- Практико-ориентированные проекты
, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
- По признаку предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты)
-  По количеству участников проекта (индивидуальные, парные, групповые)
- По продолжительности проекта (краткосрочные и долгосрочные)
- По результатам (доклад, альбом, афиша, видеофильм, мюзикл)

        Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т. д.  Считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны и эффективны для восприятия учебного материала.

        Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с известной и неизвестной им информацией.

         Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
     
 Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
       
С олимпиадниками  работать и сложно и интересно. Интересно, потому что это, как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, отработать умения и навыки, пообщаться. Сложно, потому что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

        Временной охват урока недостаточен, чтобы в полном объеме развивать вокально-хоровые навыки. Для успешного музыкального развития учащихся необходимо, чтобы приобретенный на уроках опыт был востребован и обогащен в течение внеурочных занятий. В работе школьного учителя музыки хоровое искусство традиционно занимает особое место. Хоровое пение было и остаётся наиболее доступной формой музыкального творчества детей, приобщения их к музыкальной культуре. Деятельность школьного хора во многом связана с уровнем певческой работы на уроке. В школьный хор поступают дети со склонностью к пению, интересующиеся пением в хоре. Хоровое пение — это один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образа. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций. Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающей их жизнью, получают представление о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приёмах развития, формообразования, соотношения музыки и слова в вокальных произведениях. Таким образом, хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе её непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, даёт возможность школьникам участвовать в коллективном  музицировании. Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения. В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. В-четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки. Успешность вокально-хоровой работы зависит во многом от разных причин. Одна из них — исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющей на первоначальном этапе обучения на развитие таких психофизических процессов, как восприятие музыки, память, навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять различные коллективные действия. Другая — состояние слуха и голосового аппарата ребёнка, а также сформированных первичных вокально-хоровых навыков до поступления в школу. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Школьный хор – это коллектив, который в ответе за всю музыкально-просветительскую работу в школе. Вокруг каждого хорового коллектива образуется магнитное поле влияния на настоящих и будущих любителей музыки в своей школе и за ее пределами. Ядро каждого хорового коллектива составляют активисты, которые совершенствуют свои музыкальные способности в вокальном и сольном исполнительстве, и являются гордостью хора и школы.
       Рассматривая и анализируя работу на уроке музыки с точки зрения выявления музыкально-одаренных детей, современный урок и нетрадиционные формы обучения, а также использование современных технологий, можно сделать вывод, что обучение одаренных детей имеет развивающий характер. На смену традиционным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний – умений – навыков, приходят современные технологии, всесторонне развивающие способности учащегося. Внеурочная деятельность  даёт опыт творческого развития, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования — воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Таким образом, работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.  Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей, наряду с усвоением знаний во всех предметных областях, является
создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

План работы с одаренными детьми  на 2018-2019 учебный год

Сроки

Мероприятие

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018-2019 год, составление базы одаренных детей (выявление слуха, музыкального интонирования)

Организация кружковой работы

Октябрь

Подготовка к участию в концерте ко Дню учителя

Ноябрь

Подготовка к «Осеннему празднику»

Декабрь

Подготовка вокальных номеров к Фестивалю «Рождественские звездочки» с учениками разных классов

Январь

Подготовка к концерту, посвященному 75-ой  годовщине освобождения Ленинграда от блокады

Февраль

Подготовка к районному этапу Региональной олимпиады по музыке

Март

Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященному 8 марта

Апрель

Подготовка к районному конкурсу «Память отцов, дедов в нашем сердце живет»

Май

Подготовка выступлений  к празднику «Последнего звонка»

Заключение.

        Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений. Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей – музыкальных (Б.Теплов), литературных (В.Ягункова), математических (В.Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры, как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В.Гёте и М.Ломоносова, не подвергалось специальному исследованию. Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталось до сих пор необъяснимым явлением. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо – все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию. Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 7 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень. Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

Список литературы

1.        Азарова Л.Н. Как  развивать  творческую  индивидуальность  младших  школьников. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №4.- с.83.
2.        Амтхауер Р. Тест  структуры  интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
3.        Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача:  С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление. Технология. Творчество
4.        Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.  Ростов н/Д., 1983.
5.        Брюно  Ж. и др. Одаренные  дети:  психолого-педагогические  исследования  и  практика. // Психологический  журнал. – 1995.- №4.- с.73.
6.        Варламова Е.П. Принцип  рефлексивных  контрастов  в  развитии  творческой  уникальности  человека. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №3.- с.48.
7.        Грязева  В.Г., Петровский  В.А. Одаренные  дети:  экология  творчества. – Москва-Челябябинск:  ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
8.        Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.  190 с.- М.,1983.
9.        Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.
10.        Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, 31 с.- N 3. -6. 1990.
11.        Лосева А.А. Работа  практического  психолога  с  одаренными  детьми  подросткового  возраста. // Журнал  практического  психолога.- 1998.- №3.- с84.
12.        Матюшкин  А.М. Концепция  творческой  одаренности. // Вопр.  психологии. -  1989. - №6. – с.29-33.
13.        Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
14.        Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями  не  рождаются:  Общество  и  способности  человека:  Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
15.        М.К. Акимова, Борисова Е.М.  Одаренные дети // Психологическая служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной  М.,1995.  
16.        Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества:  Л.: 1980.
17.        Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
18.        Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.
19.        Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
20.        Петрушин В.И. Музыкальная психология.  М.,1997.  
21.        Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса   М.:- Изд. «Академия», 1996.
22.        Степанов С.С. Диагностика  интеллекта  методом  рисуночного  теста.М.,1997.
23.        Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей - М.: Педагогика, 1988.
24.        Теплов Б.М. Избранные  труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
25.        Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.  328 с.- Т.1. - М.: Педагогика,1985.
26.        Туник Е.Е. Психодиагностика  творческого  мышления.  Креативные  тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
27.        Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,мнения. М.:  Интерпракс,1994.
28.        Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
29.        Чистякова Г.Д. Творческая  одаренность  в  развитии  познавательных  структур. // Вопр.  психологии. – 1991.- №6.- с.103.
30.        Шумакова Н.Б. и др. Исследование  творческой  одаренности  с  использованием  тестов  П.Торренса  у  младших  школьников. // Вопр.  психологии. – 1991.- №1.- с.27.
31.        Шумакова Н.Б. Междисциплинарный  подход  к  обучению  одаренных  детей. // Вопр.  психологии. - 1996.- №3.- с.34.
32.        Щебланова Е.И. и др. Идентификация  одаренных  учащихся  как  первый  этап  лонгитюдного  исследования  развития  одаренности. // Вопр.  психологии. - 1996.- №1.- с.97.
33.        Юркевич В.С. Проблема диагноза  и  прогноза  одаренности  в  работе  практического  психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.  

Приложение

Диагностика музыкальных творческих способностей детей:

1. Пение. 

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок. 
Высокий уровень – самостоятельно.
Средний уровень – точно копирует педагога.
Низкий уровень – копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах. 

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.
Высокий уровень
 – тембровое соответствие.
Низкий уровень
 – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.
Высокий уровень – мелодическое разнообразие.
Средний уровень – 1-2- звука.
Низкий уровень – на 1 звуке.

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.
Высокий уровень – использование ритмоформулы.
Средний уровень – воспроизведение метр.
Низкий уровень – беспорядочный ритм.

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.

3) Создание статического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.

Критерии уровней развития музыкальности,

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативноеотношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках «Василёк» или «Петушок» р. н. мелодия).
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав пьесы: «Мотылёк» Майкапара, «Польку», «Марш», дети должны изобразить «Мотылька» (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш.
       Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста. статья Воробьевой Э.Ю.

В статье приведены клинические проявления задержки психического развития у детей школьного возраста и особенности работы с данной категорией детей....

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Обучение детей школьного возраста пониманию прочитанного

Ребёнок не читает. Совсем не читает. Извечный вопрос "Кто виноват и что делать?"...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей школьного возраста

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...