Обучение детей школьного возраста пониманию прочитанного
статья

Агеева Екатерина Викторовна

Ребёнок не читает. Совсем не читает. Извечный вопрос "Кто виноват и что делать?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодняшний день - это тот самый день когда подрастающее поколение не готово воспринимать тексты, не умещающиеся на одной странице экрана смартфона. "Быстрая мода", "быстрая еда", "короткие ролики", всё что занимает много времени, заставляет остановиться - сейчас не модно. Спросите это у тех, кто делает обзоры на книги. Какие-нибудь блогеры, которые снимают шокирующие "пранки" над проходящими мимо людьми имеют бОльшую аудиторию, чем те, кто рассказывает о новой новелле или исторической драме.

Но стоит ли пенять на подростков? Конечно нет. Их пример - это мы взрослые, читающие новостные сайты, астрономические паблики и короткое описание на карточке очередного маркетплейса. Вспомним ли мы через день о чём читали? Вряд ли...

Чтобы научить ребёнка понимать текст, чувствовать его, переносить на свою жизнь и пользоваться полученной информацией, мы сами должны в первую очередь научиться этому. Вспомнить, зачем нам нужно критическое мышление, и, отобрав прекрасные образцы детской литературы с жаром прочитать их, чтобы разделить возникшие образы и мнение о книге с ребёнком. Возможно, что с первого раза не получится, найдите книгу, которая вдохновит вас обоих. Рисуйте главных героев, переносите примеры в жизнь, ищите те черты "злодеев", которые коробят. У, Бёрджесса, Хемингуэя, в конце-концов у известного многим Лукьяненко - книги не просто оживают в нашем воображении, они "поют". Сколько новых групп мы узнали благодаря этому? Думаю, это отличный приём для того, чтобы проникнуться атмосферой - слушать музыкальные композиции из читаемых книг.

Вы скажете - хорошо, но это подойдёт для нормотипичных детей, а что делать с детьми с расстройством аутистического спектра или с особенностями развития? В данный момент на рынке, к счастью, много детских книг затрагивающих тему эмоционально-волевой сферы, чувств, которые испытывает любой ребёнок, даже с ОВЗ (и чаще, чем хотелось бы). Начните с познания себя. От малого - к большему. Хотя, разве можно назвать малым то, что мы всю жизнь учимся контролировать, чувствовать, принимать и понимать себя? Чудесные сказки Елены Ульевой, Чапмен и Брайта, Виктории Смирновой, Спилман Корнелии - очень простые и понятные книги о важном. О близких, о том, почему крутит живот, когда нам неловко, и как нас спасают танцы.

Если вы думаете - что знаете всё, не спешите с этим мнением. Дайте возможность ребёнку через прочитанное самому прийти к выводу, откройте вместе с ним вновь мир удивления и восхищения. Расскажите о своих любимых детских книгах и о том, как они на вас повлияли. Узнайте в малых группах, какую книгу вашим ученикам читали в детстве, какая была любимой и осталась ли она любимой сейчас? И если они пересмотрели интересы, то что изменилось?

Не спешите высмеивать подростковый максимализм или детскую наивность - проведите их через тропинку, в которой они смогут увидеть все оттенки жизни, а не только черное и белое. И в следующий раз, когда им будет предстоять сделать выбор, возможно он будет более осознанным, и более искренним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обучение чтению с полным пониманием прочитанного.

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста....

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Оздоровление и закаливание детей школьного возраста посредством обучения плаванию

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неодн...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей школьного возраста

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения...