Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
статья на тему

Оксана Геннадьевна Отраднова

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - период активного развития и становления познавательной деятельности, поэтому  педагоги в этом возрасте закладывают основы будущей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

   

   В 1991 году, в ответ на многочисленные запросы родителей детей дошкольного возраста, в Центре детского творчества была создана Студия раннего развития «Солнышко», основной целью которой было удовлетворение запросов семьи на помощь в формировании у дошкольников знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в школу.  

   Основателем студии раннего развития «Солнышко» является педагог дополнительного образования Шишковская Ольга Николаевна. И на протяжении 22 лет она продолжает учить детей читать, писать, считать, вышивать, вырезать. Вместе с ней обучают детей замечательные педагоги – это Торговичева Ольга Валерьевна, учитель- логопед, Левенец Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования, Мальцева Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования, а руководит работой студии методист Отраднова Оксана Геннадьевна.  

    Педагоги считают, что на раннем этапе обучения и воспитания важно сформировать у детей систему социальных ценностей, моральных норм  и правил поведения в обществе, воспитать культуру восприятия чувств.

    Известно, что психологическое созревание не всегда соответствует возрасту физическому, что соответствие зависит от целого ряда факторов, таких как: условия детской жизни, обучение и воспитание в семье и дошкольных учреждениях, взаимодействие  со взрослыми и сверстниками. От наличия этих факторов, от оптимальности их реализации в дошкольном  возрасте зависит уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе.

     Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - период активного развития и становления познавательной деятельности, поэтому  педагоги в этом возрасте закладывают основы будущей личности: формируют устойчивую структуру мотивов; зарождают новые социальные потребности  (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников формируют интерес  к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; формируют потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д).

   Заниматься в студию раннего развития «Солнышко» приходят дети в возрасте  от 5 до 7 лет.  Занятия проводятся  по 35 минут 2 раза в неделю для каждой группы

   Принимаются все  дети, которым на сентябрь месяц исполнилось 5 лет в старшую группу, а дети 6 лет принимаются в  подготовительную группу. В течение года группы могут частично перекомплектовываться в целях обеспечения психологического комфорта каждого отдельного ребенка и учебной группы в целом.

    Обучение в Студии проходят воспитанники в течение двух лет.

    К концу первого года обучения у ребенка начинает преобладать стремление найти партнера по игре,   ребенок  способен  на  организацию  совместной  деятельности,   в  группе складываются отношения товарищества и взаимопомощи.

Активизируется   любознательность,   ребенок  с  удовольствием   занимается   на   всех  занятиях, возрастает объем памяти, ребенок способен запомнить большое количество материала из разных областей   знаний,   происходит   накопление   большого   запаса   представлений,   увеличивается активный словарь, речь становится более четкой.

Ребенок    активно    участвует    в    коллективно-творческих    занятиях,    не    боится    элементов соревновательности.

     К концу второго года обучения у ребенка сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, ребенок  осознает процесс обучения, испытывает удовольствие от освоения нового материала.

Ребенок способен обобщать имеющиеся у него знания, использовать их в разных ситуациях, на всех занятиях проявляет познавательную и творческую активность, умеет выражать  свои чувства и мысли посредством речи.

В группе складываются устойчивые дружеские связи, «мы» начинает преобладать над «я».

Ребенок  имеет  большой  запас  знаний,  умений  и  навыков,  предусмотренных предметными программами, активно использует их на коллективно-творческих занятиях и в самостоятельной деятельности.  Ярко выражено желание и готовность идти в школу.

  Важнейшим условием для достижения поставленной цели – подготовка к школьному обучению,   является тесное сотрудничество с родителями.

 Дети еще не могут рассказать и объяснить родителям, что они делали на занятии. Для них все занятие - это увлекательное игровое действо, в процессе которого они получают удовольствие от общения с педагогом и сверстниками, удовлетворение от своих личных и коллективных достижений. Процесс обучения, происходящий при этом, детьми (особенно в старшей группе) осознается далеко не всегда. Да и все 35 минут занятия ребенком сознательно не запоминаются (к тому же в день проходит 3-4 занятия по разным предметам). На вопрос родителей о том, что делали на занятии, ребенок, как правило, рассказывает о своем самом ярком впечатлении («Я был котом», «А у Оли звуковичок самый первый прилетел», «Мы играли, и меня воротики не поймали» и т.п.) Поэтому самое первое и необходимое условие для успешного обучения - это информация родителей о том, что дети делают на занятии. Не менее важно не только информировать родителей о том, что делают дети на занятии, но и зачем. В большинстве своем родители имеют смутные воспоминания из собственного детства о том, как их учили правильно говорить, читать, писать, считать и т.д. Причем, как правило, эти воспоминания связаны со школой, система обучения в которой существенно отличается от системы занятий в Студии.

   Проводятся индивидуальные консультации (по запросу родителей и по инициативе педагога). На них обсуждаются проблемы, касающиеся отдельного ребенка, трудностей, возникающих при работе дома, оказывается помощь детям, которые из-за болезни пропустили новую тему.

Очень важной формой работы являются открытые занятия для родителей. На этих занятиях родители часто видят своего ребенка совсем не таким, как дома. Как правило, дети в глазах родителей оказываются на открытых занятиях более самостоятельными, умелыми, коммуникабельными. Кроме того, родители могут увидеть в действии ту методику, о которой они узнали на консультациях, увидеть стиль общения педагога с детьми, детей между собой. Во многом это помогает родителям при дальнейшей самостоятельной работе дома. В конце каждого года обучения проводятся итоговые открытые занятия с целью показа родителям достижений детей за год. Этот момент очень важен. Итоговые открытые занятия способствуют тому, что родители вместе с детьми испытывают удовлетворение и радость за детские достижения, в которых немалая заслуга не только педагога, но и родителей.

         Одним из основных показателей результатов деятельности  педагогов является успешное поступление выпускников студии раннего развития «Солнышко» в выбранные общеобразовательные учреждения, а так же дальнейшее развитие творческих способностей детей в коллективах и учреждениях дополнительного образования:

—   не менее 70% выпускников занимаются дополнительным образованием в музыкальных и художественных школах, хореографических студиях и ансамблях, спортивных секциях и творческих коллективах МКОУ ДОД «Центр детского творчества».

Не менее значимым показателем уровня образовательной деятельности Студии является и то, что в последние годы многие родители приходят со своими детьми в Студию по рекомендации знакомых, чьи дети занимаются в Студии или уже закончили ее и учатся в школе. Многие семьи обучали в Студии двоих и даже троих своих детей. Некоторые школы рекомендуют будущим первоклассникам пройти курс подготовки к школьному обучению в Студии.

                                                                           методист Отраднова Оксана Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

Профессиональная подготовка по профессии « Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» в условиях учреждения дополнительного образования.

Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы позволяет старшекласснику сделать выбор, который определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру, образ жизни. Профессиональн...

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В данной работе представлена не только модель методической системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения на примере ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф», но и сам процесс моделирования. Созданная Моде...

Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования

Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек ...

Методическая разработка «Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»

Методическая разработка«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»...