Методическая разработка «Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»
материал
Методическая разработка
«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»
Педагог дополнительного образования
Миклашевская Елена Евгеньевна
2019 год
Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек вынужден разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания.
Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений в качества личности.
«Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие».
Учреждения дополнительного образования вносят свой вклад в успешную социализацию детей и подростков.
В процессе своей деятельности педагогический коллектив МБУДО ЦДТ стремится комплексно и целенаправленно решать задачи социализации современных детей. По-нашему мнению, цель социализации: формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творить, перерабатывать социальный опыт, изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми. Социализация выполняет три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
МБУДО ЦДТ - это многопрофильное учреждение дополнительного образования, в котором обучается 1155 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет. Дети и подростки, посещающие учреждение, имеют значительные возможности в социализации, творческом развитии, самореализации личности. Освоение социального опыта детьми в ЦДТ определяется их участием в творческих объединениях различной направленности деятельности. Обучающиеся имеют возможность получить дополнительное образование по направлениям: художественно-эстетическое творчество, техническое творчество, физкультурно-спортивное, патриотическое. Занятия в творческих объединениях помогают детям уверенно входить в коллектив, знакомят его с правилами поведения, развивают коммуникативные навыки, помогают выбрать для себя ту или иную социальную роль, знакомят его с культурой и искусством, что, безусловно способствуют их успешной социализации в обществе.
Занятия творчеством позволяют обучающимся проявить себя в различных ситуациях, реализовать личностные задатки и способности, учат взаимодействовать, сотрудничать с о взрослыми и сверстниками, преодолевать сложности, мешающие в достижении результатов. Занятость учащихся в кружках, студиях, секциях содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Основополагающие принципы социализации детей в МБУДО ЦДТ:
а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
б) принципы самореализации детей в УДО;
в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения;
г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Система работы педагогического коллектива МБУДО ЦДТ по социализации обучающихся включает следующие функциональные компоненты: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный, компонент самоуправления.
Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения подростком социального опыта. Подростки приобретают знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой деятельности.
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между подростками и педагогами в образовательном учреждении.
Деятельностный компонент способствует включению подростков в социально значимую деятельность, имеющую личностную оценку этой деятельности.
Коррекционный компонент связан с коррекцией хода процесса социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, регуляцией этой связи.
Компонент самоуправления представляет собой самоуправляемую систему социализации личности подростка, поскольку происходящие в ней изменения носят упорядоченный характер, а упорядоченность компонентов системы обеспечивается механизмами управления.
Все указанные функциональные компоненты системы социализации личности тесно взаимосвязаны.
В МБУДО ЦДТ как учреждении дополнительного образования органично сочетаются обучение, развитие, воспитание и социализация ребенка. Эффективными педагогическими условиями, обеспечивающими социализацию подростка в учреждении являются:
-добровольный характер включения детей в социальные отношения, что позволяет осуществлять социализацию с учетом их интересов и потребностей, опираясь на индивидуальные качества личности;
-направленность на позитивную включенность каждого ребенка в созидательную продуктивную деятельность (с опорой на его индивидуальные способности, склонности, интересы, запросы), в ходе которой происходит раскрытие его творческого потенциала и становление субъектной позиции;
- наличие различных по форме организации обучения программ и проектов, что позволяет обучающимся иметь необходимую для них самих степень вовлеченности;
- создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;
- создание условий для саморазвития личности;
- использование технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;
-создание социокультурной среды.
Образовательный процесс в МБУДО ЦДТ строится на основе организации различных видов деятельности обучающихся, обеспечивая каждому свободный выбор темпов и глубины освоения образовательных программ, активное взаимодействие обучающихся разных возрастов. Разновозрастное взаимодействие открывает перед ребенком новые возможности в освоении таких социальных ролей, как коллега, партнер, подчиненный; оно позволяет ему одновременно выступать в различных качествах: и взрослого, и сверстника, и ребенка.
В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и строгой программой, в МБУДО ЦДТ ребенок может выбирать себе занятия, как говориться, по душе, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет находиться. Это важная составляющая, способствующая лучшему вхождению в коллектив. Принцип добровольности в комплектовании детских объединений создает предпосылки к успеху, а активность и интерес к деятельности в сотрудничестве с взрослыми благотворно влияют на изменения в личности обучающихся.
Личностно ориентированный подход, положенный в основу сотрудничества взрослых и детей в ЦДТ позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. На занятиях большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, создающей возможности для социально-образовательной реабилитации обучающихся, не сумевших успешно проявить себя в школе. Разнообразие деятельности позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой.
Широкий спектр образовательных программ и их вариативность (в МБУДО ЦДТ 36 программ) позволяет удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей и подростков, а также обучать детей, как с выдающимися способностями, так и с особыми потребностями в образовании.
С целью повышения привлекательности дополнительных образовательных программ и качества их реализации педагоги ЦДТ постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства. Результатом этой работы является использование на занятиях современных образовательных технологий, что помогает научить детей навыкам общения, умению договариваться, расширяет сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, развивает исследовательские навыки. А это в свою очередь способствует дальнейшей социализации школьников.
Социализация личности в МБУДО ЦДТ проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): способствующей предпрофессиональному и профессиональному выбору, усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни. Через участие детей и подростков в разнообразных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии.
Популярными и действенными формами социально-культурной деятельности в нашем ЦДТ являются праздники, различные фестивали и конкурсы, а также акции и творческие проекты, экспедиции и т.п. Ребята становятся активными участниками конкурсов, праздников, театрализованных представлений: от создания сценария и оформления до воплощения в жизнь игровой или развлекательной программы, КВН, спектакля или шоу. Работа, предшествующая мероприятию, и само его проведение воспитывают у ребят чувство единства, значимости, объединённости одной общей идеей, позволяют обогащать социальный опыт подростков, расширять круг взаимодействия с окружающими, что способствует успешной социализации и адаптации к современному обществу. Благодаря реализации проекта мы отмечаем рост числа обучающихся, занятых в подготовке и проведении массовых мероприятий, расширение их тематики, внедрение современных форм организации, развитие коммуникативных способностей и социальной активности подростков, сплочение детского коллектива, укрепление в нем благоприятного социально-психологического климата.
Одним из направлений деятельности МБУДО ЦДТ является организация отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в каникулярное время. Структурным подразделение МБУДО ЦДТ является ДОЛ «Орленок». Анализируя деятельность лагеря, мы пришли к выводу, что именно работа лагеря помогает обогатить социальный опыт детей и подростков, создает условия для восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Решая задачи социализации обучающихся МБУДО ЦДТ активно взаимодействует с образовательными учреждениями района и города, государственными и общественными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, что позволяет создать единую социокультурную среду.
Педагоги ЦДТ работают над развитием и расширением социокультурной среды учреждения, предоставляющей обучающимся возможность общаться и сотрудничать с людьми разных возрастов, жизненного опыта, представителями различных профессий, учреждений, организаций. Как показывает опыт работы коллектива над проблемой социализации обучающихся для отслеживания результативности этого процесса и его коррекции необходимо ведение мониторинга. Методической службой ЦДТ готовится необходимый инструментарий и выделены следующие уровни социализации:
Первый уровень — низкий. Для этого уровня характерно слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.
Второй уровень — средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.
Третий уровень — высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.
Все уровни взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики позволяют качественно замерить процесс социализации личности подростка в условиях образовательного учреждения.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Успешная социализация в образовательном пространстве и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
Победы и достижения наших обучающихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности коллектива МБУДО ЦДТ по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей
Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...
Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»
Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...
Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.
В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования. Ведь старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) - ...
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....
Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В данной работе представлена не только модель методической системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения на примере ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф», но и сам процесс моделирования. Созданная Моде...
Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования
Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек ...