Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
учебно-методическое пособие по теме

Суколенов Юрий Павлович

Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на примере МХЦ "Лель")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное  бюджетное образовательное учреждение города Москвы

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Методическое пособие

Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка

(на примере музыкально-хорового центра «Лель» ЗДТДиМ)

для педагогических работников

системы дополнительного образования детей

Авторы:

педагоги дополнительного образования

ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи

Бардина Елена Викторовна, Суколенов Юрий Павлович

Краткое содержание:

В этой работе показана модель воспитательной деятельности,  в которой отражена организация и деятельность детско-взрослой общности  музыкально-хорового центра «Лель» Зеленоградского  дворца творчества детей и молодежи.

Работа выполнена на основе анализа многолетнего педагогического труда нашего творческого коллектива.

К числу важнейших компонентов культурно-образовательной среды, создаваемой в МХЦ,  относятся педагогические инновационные технологии.

В МХЦ «Лель»  реализуется задача педагогического коллектива в создании объединения субъектов:  педагогов, детей, их родителей.

Данное явление педагогической деятельности может рассматриваться как  действующая модель детско-взрослой общности, создание особой атмосферы музыкального сотворчества, позволяющий использовать основные функции культуры, включая ее аксиологический компонент.

МОСКВА - 2012


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Раздел 3.        Система организации содержательного досуга как  

                   важный фактор эффективной социализации ребенка.

В досуге выделяются несколько уровней:

- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнообразную, специально подобранную физическую активность – лыжные походы, проводы Масленицы, закрытие сезона – ежегодный поход на Клушинские горы;

- просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры – занятия в МХЦ по различным предметам – хор, сольфеджио, муз. литература, фортепиано, вокал;

- творчество, которое отвечает глубинной и универсальной потребности ребенка в самовыражении – программы хоровых коллективов разного возраста;

- праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности и служащий для «смены времен», для обновления ценностных ориентаций в переломные моменты истории и индивидуальной жизни – концерты хоров МХЦ «Лель» на фестивалях и конкурсах в Зеленограде, Москве и за рубежом.

      Все указанные уровни досуга тесно взаимосвязаны, и одни уровни досуга подготавливают почву для других или же служат их естественным завершением. При этом один уровень досуга  отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в неё, степенью духовной активности.

Программа «Каникулы» строится преимущественно на основе конкретных запросов  детей и родителей. В ее рамках поддерживаются любые проекты и эксперименты, способные реально организовать образовательно-оздоровительную и культурно-досуговую деятельность детей.

Как известно, каникулярное время школьника – это время, когда он не скован жестким расписанием занятий, свободен в выборе содержания, форм и продолжительности своей деятельности или отдыха. Ребенок может всецело отдаваться своему любимому делу.

      Организовать коллективный отдых и оздоровление детей в сфере их свободного времени – значит, включить конкретного ребенка в общую социально-значимую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других детей. Сегодня особенно важно,  чтобы в сфере свободного времени  в каникулярный период ребенок:  занимался любимым делом и выполнял те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям, а главное  -  имел возможность реализовать свои  потребности в активной деятельности, формировал у себя те ценности, которые социально значимы. Важно подчеркнуть, что эффективность этого процесса во многом зависит от участия в нем самих детей, их умения отдыхать и оздоравливаться.

          Все более очевидной становится социальная направленность содержания деятельности профильных и стационарных лагерей, увеличивающаяся возможность продолжить  образование в летний период на основе системообразующих, комплексных, целевых, тематических и других программ. Так дети МХЦ «Лель» ежегодно выезжают в летние месяцы  в профильные лагеря.

          В разнообразных формах организации отдыха и оздоровления детей используется особый  способ их жизнедеятельности, который позволяет предоставить детям возможности: пожить в реальном демократическом сообществе детей и взрослых; иметь свободный выбор деятельности с целью удовлетворения своих интересов; участвовать в коллективном планировании жизнедеятельности; строить новые взаимоотношения со взрослыми на основе взаимопонимания и сотворчества; принять участие в процессе коллективной организации жизни, иметь право на индивидуальную оценку своего вклада; тренировать "привычки" здорового образа жизни; приобретать и закреплять (совершенствовать) новые знания, умения и навыки; развивать духовные ценности; получить ощутимый для себя результат собственной конкретной деятельности.

В весенние и осенние каникулы преобладают другие формы: посещение выставок, театров, музеев, проведение однодневных экскурсий по Москве.

Циклограмма организации содержательного досуга в МХЦ «Лель» в период одного учебного года.

Дата

Название мероприятия

Целеполагание

Ответственные

1 сентября

(ежегодно)

День открытых дверей

Для жителей города

Цель: продвижение образовательной и культурно-досуговой деятельности МХЦ «Лель».

Задачи:

-формирование благоприятного имиджа объединения,

-привлечение детей в объединение (набор),

-популяризация хорового пения.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Октябрь

Зеленоградская Хоровая Ассамблея

Цель: популяризация хорового пения.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Ноябрь

Осенние каникулы:

-поездка в Консерваторию на хоровой концерт,

-участие в концерте, посв. Дню Матери,

-концерты по датам.

Цель: рекреация, повышение воспитательного воздействия.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Декабрь

Участие в концерте, посвященного битве под Москвой;

Цель: Воспитанию патриотизма.

Задачи: Формированию эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной  музыкальной культуры.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Организация и проведение окружного конкурса Сольного пения;

Цель: Популяризация детского и юношеского сольного академического пения.

Содействие возрождению традиций российской национальной певческой культуры, пропаганда российского вокального искусства и традиций российской вокальной школы.

Задачи: Поддержка действующих детских и юношеских вокальных коллективов, показ их достижений.

Оказание методической и практической помощи педагогам-вокалистам, работающими с детьми и молодежью в академическом пении.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Проведение новогодних праздников с постановкой сказок в каждой хоровой группе.

Цель: Организация праздника для детей и родителей МХЦ «Лель».

Задачи: Показ работы, проделанной за первое полугодие, способствование росту профессионального уровня исполнительства.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Январь

Зимние каникулы;

посещение выставок, театров, музеев.

Цель:  рекреация, повышение воспитательного воздействия.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Международный конкурс духовной музыки «Рождественская песнь».

Цель: Содействие возрождению традиций российской национальной певческой и духовной культуры. Пропаганда российского искусства и традиций, духовных ценностей.

Задачи: помочь коллективам и отдельным учащимся проявить себя, дать возможность каждому коллективу раскрыть свой потенциал, заинтересовать детей близкой конкретной целью, каждому коллективу предоставить возможность посильного участия в заключительных хоровых праздниках, пробуждение и активизация интереса молодежи к духовной хоровой и вокальной музыке.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Февраль

Зеленоградская Хоровая Ассамблея;

Цель: популяризация хорового пения.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Концерт, посвященный Дню Защитника Отечества.

Цель: Военно – патриотическое воспитание детей и юношества.

Задачи: Популяризация произведений военно-патриотической тематики, знакомство с творчеством советских классиков.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Март

Организация и проведение Окружного фестиваля школ и учреждений доп. образования «Зеленоградская хоровая весна»;

Цель: Активизация и укрепление творческих связей между образовательными учреждениями г. Зеленограда;

Расширение учебно-педагогического и концертного репертуара.

Активное участие в конкурсных прослушиваниях, концертах, праздниках и городских мероприятиях.

Задачи: Популяризация детского хорового пения, поддержка действующих хоровых коллективов.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Городской фестиваль «Юные таланты Московии»;

Цель: Сохранение и развитие традиций национальной музыкальной культуры.

Понимание роли отечественного музыкального искусства в мировой культуре.

Формирование эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Задачи: широкое, массовое привлечение учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования к певческому, и в первую очередь, хоровому искусству как самому доступному виду творчества детей.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Весенние каникулы,

посещение выставок, театров, музеев.

Цель:  рекреация, повышение воспитательного воздействия.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Апрель

Зеленоградская Хоровая Ассамблея;

Цель: популяризация хорового пения.

Задачи:

-организация отдыха внутри коллектива;

-создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Московский Международный Хоровой конкурс «Звучит Москва»;

Цель: Содействие международному сотрудничеству, выявление многообразия культур, содействие развитию дружеских контактов;

Задачи: Поддержка действующих хоровых коллективов, изучение и обобщение передового опыта, пробуждение чувств патриотизма и любви к своей Родине.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Отчетный концерт МХЦ «Лель».

Цель: Подведение итогов деятельности педагогического состава и учащихся МХЦ «Лель», формирование эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Задачи: Выявление и поддержка юных дарований, способствовать росту профессионального уровня исполнительства.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Май

Концерт, посвященный Дню Победы

Цель: Военно – патриотическое воспитание детей и юношества.

Задачи: Популяризация произведений военно-патриотической тематики, знакомство с творчеством советских классиков.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Классные концерты по предметам фортепиано, вокал;

Цель: Пропаганда инструментального и вокального жанров, выявление и поддержка юных дарований среди солистов.

Задачи: Способствовать росту профессионального уровня исполнительства.

Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования.

Поход на Клушинские горы

Цель: Оздоровительный отдых детей и родителей МХЦ «Лель», служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия.

Задачи: Взаимодействие детей и родителей на природе – совместные игры, конкурсы, эстафеты.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Июнь-

Август

Летние каникулы – поездка в профильный лагерь

Цель:  Организовать коллективный отдых и оздоровление детей в сфере их свободного времени, продолжить  образование в летний период на основе системообразующих, комплексных, целевых, тематических и других программ.

Задачи: реализовать  потребности детей в активной деятельности.

Руководитель объединения, педагог-организатор.

Выступление на Манеже на школьной выставке «От А до Я»

Цель: Участие в празднике-ярмарке от Зеленоградского АО г. Москвы, привлечение москвичей к детскому творчеству.

Задачи: Популяризация хоровой музыки.

Руководитель объединения, педагог-организатор.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Раздел 5.        Перспектива развития детско-взрослого сообщества.

Содержательная сфера:

1). Работа над программно – методическим обеспечением и сопровождением образовательной и культурно-досуговой деятельности в соответствии с современными требованиями системы дополнительного образования детей и социума – до мая 2010 г.

2). Расширение межведомственного взаимодействия для повышения эффективности воспитательной работы, в том числе углубление интеграции общего и дополнительного образования. Поиск и применение инновационных форм взаимодействия (сотрудничество с Управой Панфиловского района Зеленоградского АО г. Москвы – проект «Поющий город»).

3). Анализ и коррекция эффективности межпредметных связей внутри творческого объединения МХЦ «Лель» для оптимизации деятельностных процессов – в перспективе программы развития учреждения до 2012 г.

4). Создание системы мониторинга образовательной и культурно-досуговой деятельности МХЦ «Лель» - в перспективе программы развития учреждения до 2012 г.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Городская целевая Программа развития образования «Столичное образование – 5»,
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
  3. Доклад  доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной педагогики МГПИ Иванова А.В. «Культурно-образовательная среда как условие воспитания и социализации субъектов образовательного процесса,
  4. Доклад первого заместителя Департамента образования г. Москвы Курнешовой Л.Е. «Современная школа сегодня и завтра»,
  5. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981,
  6. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994,
  7. Курсовая работа студентки 4 курса Педагогического Университета Шигалевой Т.С. «Значение эстетического, нравственного и музыкального воспитания личности»,
  8. В.А. Сухомлинский статья «Сердце отдаю детям»,
  9. Методические разработки заведующей музыкальным отделом Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи Мужичковой Н.И.

   10.          Целевая комплексная программа на межведомственной основе

Зеленоградская семья» (психолого-педагогическая поддержка семьи)

 Авторы: социально-психологическая и методическая службы ЗДТДиМ

   11.       Социокультурная деятельность учреждений дополнительного образования детей в современных условиях. Практикоориентированная монография. Под научной редакцией Фоминой А.Б. – М.:  МГДД(Ю)Т,   2008 -  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"

Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»

Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....

«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....

Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется.  Методологической основой нового стандарта образования ...