Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования
статья

Бобыкина Екатерина Александровна

Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек вынужден разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания. Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odod.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

          Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования

Педагогическая наука и практика сегодня особое внимание уделяет процессам социализации личности. Это связано с тем, что всё чаще возникают ситуации, когда нет и не может быть готовых решений. Человек вынужден разрешать каждую жизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания. Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

«Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение, навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие»

Учреждения дополнительного образования вносят свой вклад в успешную социализацию детей и подростков. В процессе своей деятельности дополнительного образования учреждение должно стремится комплексно и целенаправленно решать задачи социализации современных детей. Основная цель социализации: формирование социально активного и ответственного гражданина, способного творить, перерабатывать социальный опыт, изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми.

Социализация выполняет три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Занятия творчеством позволяют обучающимся проявить себя в различных ситуациях, реализовать личностные задатки и способности, учат взаимодействовать, сотрудничать с о взрослыми и сверстниками, преодолевать сложности, мешающие в достижении результатов. Занятость учащихся в кружках, студиях, секциях содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Основополагающие принципы социализации детей:
а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей; 
б) принципы самореализации детей; 
в) принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения; 
г) принципы взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления. 

В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и строгой программой, ребенок может выбирать себе занятия, как говориться, по душе, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет находиться. Это важная составляющая, способствующая лучшему вхождению в коллектив. Принцип добровольности в комплектовании детских объединений создает предпосылки к успеху, а активность и интерес к деятельности в сотрудничестве с взрослыми благотворно влияют на изменения в личности обучающихся.

Личностно ориентированный подход, положенный в основу сотрудничества взрослых и детей позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. На занятиях большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, создающей возможности для социально-образовательной реабилитации обучающихся, не сумевших успешно проявить себя в школе. Разнообразие деятельности позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой.

Широкий спектр образовательных программ позволяет удовлетворять постоянно меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей и подростков, а также обучать детей, как с выдающимися способностями, так и с особыми потребностями в образовании

С целью повышения привлекательности дополнительных образовательных программ и качества их реализации педагоги должны постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства. Результатом этой работы является использование на занятиях современных образовательных технологий, что помогает научить детей навыкам общения, умению договариваться, расширяет сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире, развивает исследовательские навыки. А это в свою очередь способствует дальнейшей социализации школьников.

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): способствующей предпрофессиональному и профессиональному выбору, усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни. Через участие детей и подростков в разнообразных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии.

Популярными и действенными формами социально-культурной деятельности являются праздники, различные фестивали и конкурсы, а также акции и творческие проекты, экспедиции и т.п.

Большое значение для социализации школьников имеет осознание своей включенности в организацию жизни учреждения дополнительного образования. В связи с этим одним из факторов социализации является детское самоуправление. Участвуя в работе по самоуправлению ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

На сегодняшний день выделены следующие уровни социализации:

Первый уровень — низкий. Для этого уровня характерно слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.

Второй уровень — средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.

Третий уровень — высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений, следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми, проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.

Все уровни взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики позволяют качественно замерить процесс социализации личности подростка в условиях образовательного учреждения.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Успешная социализация в образовательном пространстве и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.

Победы и достижения обучающихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Подготовка к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

В статье рассказывается о подготовк к школьному обучению детей дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.  Ведь   старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)  - ...

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В данной работе представлена не только модель методической системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения на примере ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф», но и сам процесс моделирования. Созданная Моде...

Методическая разработка «Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»

Методическая разработка«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»...