"Самоанализ логопедической работы" часть 1.
материал

Кузнецова Елена Валерьевна

Самоанализ логопедической работы с обучающимися с нарушенным слухом за 2017-2018 и первое полугодие 2018-2019 уч.года. ( выступление на совещании при директоре 25,12,18)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1ch._samoanaliz_logopedicheskoy_raboty.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Самоанализ  логопедической  работы

 по расширению активного словаря

и преодолению ФФНР

у обучающихся с нарушенным слухом

за 2017-2018уч.год, 2018-2019 уч. год (1полугодие).

(Совещание при директоре от 25.12.2018г.)

Подготовила:

учитель-логопед высшей категории

Кузнецова Елена Валерьевна

Часть  1.

  По результатам логопедического обследования в начале прошлого учебного года, были выявлены обучающиеся с вторичным нарушением речевого развития, имеющие разную степень сложности структуры дефекта. В логопедическом обследовании с 01.09.2017г. по15.09.2017г. участвовали 23 обучающихся. Они были разделены по полугодиям. На основании качественной характеристики нарушений речи у обучающихся, выявленных грубых нарушений, учителем – логопедом разработаны:

  1. Рабочая программа  по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся с ОВЗ. (для 1А,2А,3А,6А,7А,8А, 9А (2) классов)
  2. Рабочая программа по преодолению тяжелых нарушения речи у обучающихся с ОВЗ. (для 1А,3А, 5Б, 7А, 8А классов)
  3. Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для 2В,2Г, 5В классов).
  4. Подготовлены рекомендации для дефектологов по каждому обучающемуся.
  5. Для устранения патологической симптоматики в артикуляции, признаков стертой псевдобульбарной дизартрии, разработан и проведен комплекс логопедического массажа с 5 обучающимися. Для этого собран пакет документов об отсутствии противопоказаний, письменное согласие родителей.

На начало этого 2018-2019 учебного года проведенный мониторинг логопедического обследования с  19 обучающимися с ОВЗ из 1А, 1Б, 2А, 4А, 5А (2)класс школы  выявил характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализированы, какие компоненты речевой системы они затрагивают.

    При определении характера речевых нарушений учитывалось, что обучающиеся с нарушенным слухом имеют вторичные расстройства речевого развития, как следствие нарушения развития сенсорных и двигательных речевых центров из-за нарушения слуха. Исходя из механизма речевого дефекта обучающихся с нарушенным слухом, при обследовании уровня развития речевых процессов были выявлены обучающиеся с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи- 1-2 уровня), с ОНР (Общим недоразвитием речи 3 уровня). Общее недоразвитие речи (ОНР) в данном случае рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, т.е. как сложные речевые расстройства, при которых у обучающихся нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. Речевые расстройства у обучающихся варьируются от полного отсутствия связной речи до развернутой фразовой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Общий итог комплексного логопедического обследования:

Высокий уровень:                        2 чел.

Средний уровень:                         6чел.

                                                                             

Допустимый (ниже среднего):  6чел.  

                                                                             

Низкий уровень:                           5чел.

   Учитывая все полученные результаты обследования, рекомендации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), скомплектованы 2 группы обучающихся с ОНР и ТНР по сходным характеристикам нарушений:

1) - школьники с ТНР (тяжелыми нарушениями речи):

  • Общее недоразвитие речи 1 уровня – 4 обучающихся в 1Б классе имеют резко ограниченный активный обиходный словарь, чаще состоящий из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Эмоциональные редкие «высказывания» сопровождаются жестами и мимикой, отсутствует связная речь (отдельные словоформы, сопровождаемые жестами).
  • Общее недоразвитие речи 2 уровня – 5 обучающихся из 2А, 4А, 5А (2) класса понимают обращенную речь, активный и пассивный словарный запас ограничен часто бытовой и обиходной тематикой, не сформирован предметный, атрибутивный и предикативный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. В самостоятельных высказываниях есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. У обучающихся выявлена недостаточность фонетической и фонематической сторон речи (полиморфное нарушение звукопроизношения и грубое нарушение фонематических процессов).
  1. - школьники с ОНР:
  • Общее недоразвитие речи 3 уровня – 10 обучающихся из 1А, 2А, 4А классов . У этих обучающихся развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи, но при этом наблюдается неточное употребление лексических (семантических) значений слов.  Словообразование часто только по образцу, а самостоятельно- чаще с ошибками.  Обучающиеся допускают ошибки в образовании существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, затрудняются образовать глаголы движения с приставками. Отмечаются большие трудности при образовании притяжательных, качественных прилагательных от существительных, подборе и употреблении антонимов и синонимов.   В речи присутствуют множественные аграмматизмы: неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными, не всегда проговаривают окончания слов. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены нестойки. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Произношение слов сложной слоговой структуры чаще доступно, могут повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, на зрительной опоре, но искажают их в речевом потоке. Недостаточная сформированность связной речи, в  пересказах имеются основные смысловые звенья, но часто отмечаются их пропуски и искажения, нарушение передачи последовательности событий. Понимание речи приближено к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

       Учитывая разный контингент обучающихся, в сравнении с прошлым годом, когда  занятия проводились только по полугодиям, проследить динамику речевого развития стало возможно лишь у тех, кто зачислен на занятия в этом учебном году, а именно, обследование в сентябре 2018г. показало, что трое обучающихся, которые посещали логопедические занятия с сентября 2017г. до января 2018г., имеют положительную динамику в общем речевом развитии, у 1чел. – стабильный результат. (СМ. Диаграмму)

( Соня достигла высокого уровня в общем показателе, но следует обратить внимание на формирование фонематического слуха и восприятия, грамматического строя речи, связной речи, продолжать контроль за звукопроизношением всех групп звуков, автоматизацией и дифференциацией свистящих-шипящих, африкатов, соноров, т.к. результат снизился на 10%.  

У Александры. улучшение в звуковом анализе и синтезе, в остальном -стабильный результат, Иван. показал улучшение в звукопроизношении на 8%, сохраняются большие затруднения в словообразовании и словоизменении, аграмматизмы в спонтанной речи, грубо нарушены звуко-слоговая наполняемость слов и дифференциация звонких-глухих, шипящих-свистящих, африкатов, что приводит к акустической дисграфии. Также выявлены трудности в овладении зрительно-пространственными функциями, предпосылки проявления оптической дисграфии.

Дмитрий. показал стабильный результат по звукопроизношению, звуковому анализу и синтезу, фонематическим процессам, но сохраняется низкий уровень активного словарного запаса. Выявлены единичные проявления аграмматической и акустической дисграфии, незначительные проявления нарушений языкового анализа и синтеза. Связная речь на уровне ниже среднего.)

Сравнительный анализ общего  уровня  речевого развития

обучащихся в сентябре 17 и сентябре 18г.:

2) С января 2018г. по май 2018  посещали логопедические  занятия 3 обучающихся, их результаты в динамике следующие:

                                                   З. Т . (72% - 75%)

                                                   З. А.  (83,5% - 86%)

                                                   С. Т. (59%- 63%)

    В общем итоговом уровне речевого развития улучшение показал С.Т., поднявшись на средний уровень, (за счет значительного улучшения в слоговой структуре слова на 20%, стали доступны трехсложные слова знакомого речевого материала, на 7% улучшились фонематические процессы, дифференцирует звуки в слогах, на высоком уровне звуковой анализ и синтез, но дал снижение словаря по сравнению с маем 2018 на 13%, вероятная причина в ослаблении психологической базы речи (память, внимание, мышление) за летний период. В данном обследовании также выявлены стойкие проявления аграмматической дисграфии, единичные ошибки в проявлении акустической и оптической дисграфии. )

   Стабильные результаты у З.Т. и З.А.  по многим показателям. З.А. на высоком уровне в общем итоговом уровне, но остаются проблемы в формировании фонематического слуха и восприятия, присутствуют единичные проявления аграмматической и оптической дисграфии. (У З. Т.  улучшение на 24%  в воспроизведении слоговых структур трехсложного ритма, но показал снижение на 6% в звукопроизношении,  ошибки в дифференцировании глухих и звонких звуков (п-б,т-д,к-г), что проявилось в акустической дисграфии, также выявлены трудности овладения зрительно-пространственными функциями, предпосылки проявления оптической дисграфии.)

           Разработанный и составленный из адаптированных методик мониторинг логопедического обследования в баллах и % позволил более точно вычислить у этих обучающихся актуальный  уровень сформированности каждого компонента речи, в том числе и словарного запаса. (см. диаграмму)

Уровень  сформированности   активного  словарного  запаса  у   обучающихся

  1-5классов  на  начало  2018-2019уч.г.г.   ( всего  20 чел)

       Нарушение формирования лексики у глухих и слабослышащих обучающихся с речевыми нарушениями проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностями актуализации словаря. Они понимают значения многих слов, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что обучающиеся не знают многих слов: названия ягод, рыб, цветов, диких животных, инструментов, птиц, профессий, частей тела и т.д. Выявляются трудности в назывании прилагательных, употребляющихся их нормально развивающихся сверстников. Как показали исследования многих авторов (Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой — ограничивает когнитивные способности их. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, одна из главных задач всей коррекционной работы.

 По результатам комплексного обследования на начало учебного года, с учетом возраста, уровня речевого недоразвития обучающихся с ОНР и ТНР, а также  количества учебных часов на каждого обучающегося, составлены программы,  опирающиеся на лексико-тематическое планирование.

  1. Рабочая программа  по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся с ОВЗ. (для 1А,2А,4А классов)
  2. Рабочая программа по преодолению тяжелых нарушения речи у обучающихся с ОВЗ. (для 1Б, 2А, ,4А, 5А (2) классов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект индивидуального логопедического занятия для первоклассников, посещающих логопункт и его самоанализ.

Публикуемый материал представляет собой конспект занятия и самоанализ к нему. Материал относится к разделу "Работа с детьми". Может быть интересен и родителям, и педагогам....

Самоанализ индивидуального коррекционно-логопедического занятия

Самоанализ индивидуального коррекционного занятия по теме "Обучение навыку диафрагмального дыхания с применением АПК "Нейрокурс" с БОС представлен на конкурсе "Учитель года- 2015" в г.Хабаровске.В нем...

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Структура анализа и самоанализа логопедических занятий...

Самоанализ логопедической работы. Часть 2.(продолжение)

Продолжение 1 части самоанализа логопедической работы....

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....

Самоанализ логопедического занятия

Представлен самоанализ логопедического занятия по теме: «Транспорт. Формирование фразы из двух слов с «указательными» словами (вот, тут, там, здесь, это) и словами 1- го класса ...