Самоанализ логопедической работы. Часть 2.(продолжение)
материал

Кузнецова Елена Валерьевна

Продолжение 1 части самоанализа логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2ch._samoanaliz_logopedicheskoy_raboty.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Самоанализ  логопедической  работы

 по расширению активного словаря

и преодолению ФФНР

у обучающихся с нарушенным слухом

за 2017-2018уч.год, 2018-2019 уч. год (1полугодие).

(Совещание при директоре от 25.12.2018г.)

Часть 2

Данные рабочие программы  в равной степени направлены на развитие всех сторон речи, таких, как:

  • Импрессивная. От понимания названий предметов, их частей, цвета, формы, действий до понимания значений грамматических категорий (словообразовательные аффиксы, словоизменительная функция флексий, предложно-падежные конструкции) и синтаксических конструкций.
  • Лексика. Активизация, уточнение и расширение словаря путем подбора предметов, признаков и действий к предметам, антонимов, синонимов, родственных слов в рамках определенного семантического поля.
  • Грамматический строй. Формирование навыков словообразования, согласования и словоизменения разных частей речи. Работа по преодолению аграмматизма.
  • Связная речь. Составление предложений по предметной и сюжетной картинке; по опорным словам, по деформированной фразе с последующим анализом и составлением графической модели; распространение предложений путем ввода второстепенных и однородных членов, составление сложных предложений. Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картинок (с предварительным восстановлением их нарушенной последовательности), пересказ сказок.
  • Фонематический слух и восприятие, звуко-слоговой анализ и синтез. Формирование умения:
  • -слышать заданный звук на фоне слова, выделять звук из слова, определять его место, а также - количество и последовательность  звуков в слове;
  • делить слова на слоги, выделять гласные звуки;
  • узнавать слово по заданному слогу, первому и последнему звукам;
  • восстанавливать правильный порядок слогов и звуков в слове;
  • составлять графическую модель слова;
  • Фонетика, формирование и коррекция слоговой структуры слова.

В процессе выполнения речевых упражнений особое внимание уделяется автоматизации звукопроизношения и правильному произношению слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости, формируются навыки самоконтроля у детей.

  • Профилактике различных видов дисграфии способствуют задания, развивающие и корригирующие различные психические функции, являющиеся базовыми для формирования и усвоения программных умений и навыков: зрительное внимание и память, слуховое внимание и память, зрительный и слуховой гнозис, конструктивный праксис, словесно-логическое мышление.

           Подробно  остановлюсь на разделе лексика. Развитие словаря понимается как  длительный  процесс  овладения  словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Перевода слов из пассивного в активный словарь можно добиться только путем постоянных упражнений в употреблении этих слов в самостоятельной устной речи. Следует поставить обучающегося в такие условия, когда он вынужден активно использовать ту лексику, над которой идет работа.

Весь раздел программы  выстроен по тематическому принципу. Каждая лексическая тема логически связана с предыдущей или последующей. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1) Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
                                       

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение лексикона и речевых навыков обучающихся с нарушенным слухом.

Например:
-
Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления : пастушьи, пожарные.
-
Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Ответ - береза. В составлении таких загадок участвуют и сами обучающиеся.. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
- Подбор к предмету действий (глаголов): Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п. 
-
Подбор к действиям предмета: На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? - Солнце.
- Подбор к действию объектов: Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6-7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.
- Подбор обстоятельств: Учиться можно как?.- хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.
-
Нюансы смысла слова ,н-р, домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Этот дом не большой, но и не маленький. 
- Вставление детьми пропущенных слов. Читаем предложения, ребята- вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...». Затем предложения составляли сами дети, а заканчивала - воспитательница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».
- Распространение предложений.: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. 
- Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: дерево- ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? 
-
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы - голоса.
Рассмотрим ряд заданий, которые даю в форме лексических упражнений (продолжительностью 5-7мин)

- Подбор синонимов к словам  («Выбери слова-друзья»)  и к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет, как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение. 
Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию: река бежит - дети подбирают такие слова:
течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится, журчит  и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».
-
Задания на составление предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой-огромный-громадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова. 
Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы.

Активно использую в работе опыт современных авторов : Альбомы  Н.Э. Арбековой, Н.Е. Теремковой, С.П. Цукановой,  Л.Л. Бетц.

  Интерактивный «Логостол» с дидактическими комплексами  «Логомер2» и «Игры для Тигры» помогают на одном занятии решить целый ряд задач по обогащению словаря (фото),способствует активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Коррекционная работа и контроль над результатами деятельности проходит с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Вот например, (Тимофей на фото): игра «Профессии» направлена на развитие лексической валентности слов существительных, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь по данной теме. Имеет три варианта заданий различной сложности, что позволяет построить речевую работу в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями обучающегося.

                                                            Заключение:

Динамика развития словарного запаса обучающихся

в  начале  обучения в 2017-2018 уч.г.г.  и в 2018-2019 уч. г.г.

Обследование словарного запаса

45%

81%

77%

93%

53%

66%

Показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

Для коррекции звукопроизношения большое значение имеет преодоление дизартрических симптокомлексов, когда параллельно с соответствующим лечением у невролога проводится не только обязательный комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик, но и возможно проведение логомассажа речевых зон.  Например, в результате проведения по 2 полугодии 2017-2018г. лицевого и зондового логопедического массажа у 5 обучающихся ( в 1А кл. -2 ребенка., во 2А кл.- 3 ребенка.) отмечена нормализация тонуса лицевых мышц, мышц артикуляционного аппарата, уменьшение гиперсаливации, отсутствие цианоза языка, улучшилась звукопроизносительная сторона речи, внятность, автоматизация поставленных звуков стала доступнее.

Вся коррекционная работа проводилась во взаимодействии с родителями (законными представителями) обучающихся, через такие формы, как:

-индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования,

-выступления на родительских собраниях с рекомендациями по беглому исправлению речевых дефектов, проведению элементарных речевых игр  и речевой ритмике дома.

  С целью активного вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс в школе был организован 16.05.2018г. «День открытых дверей».  Логопедическое занятие в этот день посетила З.И.Н., мама З. Тимофея, обучающегося 1А класса, занятие по логопедическому массажу посетила В.Т.А., мама П. Ивана из 1А класса. В течение года занятия посетили Сил. А.В., мама Тимофея из 3А класса, Вес. К.А, мама Андрея из 2А класса.

Благодаря проделанной работе достигнуты положительные результаты, но так же  выявлены проблемы, исходя из этого, намечена перспектива на следующий учебный год:

продолжать проводить  работу по всем направлениям программы, особое внимание уделить разделам с наименьшими показателями, выявленными в мониторинге, т.е. формированию звуко-слоговой структуры многосложных слов и фраз, грамматических категорий, словообразованию и словоизменению, обогащению и актуализации словаря, формированию связной речи через построение связных высказываний по знакомым темам, сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок, обучению составлений рассказов по опорным словам, пересказу доступных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Структура анализа и самоанализа логопедических занятий...

"Самоанализ логопедической работы" часть 1.

Самоанализ логопедической работы с обучающимися с нарушенным слухом за 2017-2018 и первое полугодие 2018-2019 уч.года. ( выступление на совещании при директоре 25,12,18)...

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....

Самоанализ логопедического занятия

Представлен самоанализ логопедического занятия по теме: «Транспорт. Формирование фразы из двух слов с «указательными» словами (вот, тут, там, здесь, это) и словами 1- го класса ...