Главные вкладки

    Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)
    рабочая программа по теме

    Матвеева Юлия Николаевна

          Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

          В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

          Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

          Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

     

    Рабочий план  составлен в соответствии со следующими программами:

    • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
    • ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» и т д

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_starsh_gr_mal.shrift.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

    в   старшей   логопедической   группе

    на 2012-2013 уч.г.г.

    Учитель-логопед: Матвеева Ю.Н.

    МДОУ  детский сад № 31  

    комбинированного вида  

    «Рябинка»

    Пояснительная записка

          Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

          В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

          Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

          Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

    Рабочий план  составлен в соответствии со следующими программами:

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида»

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

    Рабочая программа учителя-логопеда в старшей  логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

    Раздел 1. Повышение педагогического уровня

    Содержание работы

    Сроки выполнения

    Ответственный

    1

    Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров

    по плану ВНМЦ

    Старший воспитатель, завед. МДОУ

    2

    Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО

    по мере необходимости

    по приказу директора ОУ

    3

    Изучение новинок методической литературы

    еженедельно

    Учитель- логопед

    4

    Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта

    ежемесячно

    Учитель- логопед

    Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответст-венный

    1


    2


    3




    Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза)

    Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование)

    Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития с учетом рекомендаций ПМПК

    Цель коррекционно- педагогической работы: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

    Основные   задачи   коррекционного  обучения

    - помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

    - формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

    - готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

    - развивать навыки связной речи.

    Принципы  построения  занятий

    1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

    2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

    3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

    Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.

    Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.


    Содержание.

     Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

    1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

    а) словарного запаса;

    б) грамматического строя.

    Основные задачи занятий этого типа:

    развитие понимания речи;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения;

    выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур.

    2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

    Основные задачи:

    -формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия;

    -выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры;

    - контроль за внятностью и выразительностью речи;

    - подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

    3. Занятия по развитию связной речи.

    Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию.

    Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий:

    определяет тему и цель занятия;

    выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);

    обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;

    подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

    обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

    включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

    учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

    предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

    I период обучения: сентябрь - ноябрь.

    Содержание коррекционного обучения:

    развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п)

    усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

    овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;

    усвоение навыка составления короткого рассказа.

    Лексические темы: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь»,  «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды»

    II период обучения - декабрь - март.

    Содержание занятий:

    уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.);

    - различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

    употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

    - составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

    Лексические темы:  «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения»,  «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы».

    III  период: апрель - июнь

    Содержание занятий:

    закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.);

    закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян);

    образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);

    образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

    усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов;

    формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук);

    расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном)

    умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре);

    развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий;

    закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

    составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

    Лексические темы: «Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем.

    Индивидуальные занятия с детьми

    Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

    с 1 по 15 сентября


    сентябрь-июнь


    с 15 по 25 сентября



    Учитель- логопед

    Учитель- логопед



    Учитель- логопед


    Раздел  3.   Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Обсуждение сетки занятий

    сентябрь

    Учитель- логопед, старший воспитатель

    2

    Обсуждение проведения коррекционных часов

    сентябрь-октябрь

    Учитель- логопед, воспитатели

    3

    Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях

    сентябрь-ноябрь

    Учитель- логопед

    4

    Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей

    в течение года

    Учитель- логопед

    Раздел 4 .     Работа с родителями

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Выступление на родительских собраниях

    1 раз в квартал

    Учитель- логопед

    2

    Проведение индивидуальных консультаций для родителей

    еженедельно

    Учитель- логопед

    3

    Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования

    по плану

    Учитель- логопед, старший воспитатель

    4

    Проведение открытых занятий, дней открытых дверей

    по плану

    Учитель- логопед, старший воспитатель

    Раздел 5.   Связь со специалистами

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях)

    По мере необходимости по согласованию с администрацией ОУ

    Учитель- логопед

    2

    Направление детей к логопеду ЦРБ

    3

    Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ

    4

    Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу

    Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Обновление раздаточного материала, игр, пособий

    2 раза в месяц

    Учитель- логопед

    2

    Паспортизация кабинета

    1-2 раза в месяц

    Учитель- логопед

    3

    Оформление накопительного материала в папку

    В течение года

    Учитель- логопед

    Раздел  7.   Преемственность  со школой

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду

    1 раз в квартал

    Учитель- логопед, специалисты МОУ СОШ

    2

    Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия)

    1 раз в квартал

    3

    Совместное обследование с школьным психологом  уровня подготовки детей к школьному обучению

    апрель-май, по запросу

    Раздел 8.    Логопропаганда

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственный

    1

    Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений)

    1 раз в квартал (обновление)

    Учитель- логопед, воспитатели

    2

    Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями

    1 раз в неделю

    Учитель- логопед,

    3

    Консультирование родителей детей из МДОУ № 31, 28; домашних детей

    по мере необходимости

    Учитель- логопед,

          Далее предоставлен краткий  тематический план по всем периодам обучения в соответствии с задачами и содержанием рабочей программы

    I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка     и развитию связной речи

    13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

    Лексические темы

    6-7 занятий по развитию связной речи

    1 . Развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.   2. Практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.

    3. Усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия) .

    4. Усвоение притяжательных местоимений: мой — моя — моё.

    Помещение д/сада, одежда,  обувь, головные уборы, игрушки,  осень, перелетные птицы, овощи-фрукты, ягоды праздник урожая. Части тела и лица. Умывальные принадлежности

    Построение и употребление простой фразы. Усвоение навыка составления  короткого рассказа по  следам демонстраций  действий, беседе по картине.

    II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка    и развитию связной речи

    13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

    Лексические темы

    6-7 занятий по развитию связной речи

    1. Уточнение представлений детей об основных цветах и .их оттенках.

    2. Практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности.

    3. Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какой-какая-какое?

    4. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    5. Употребление предлогов: на — в — из — под.


    Повторение ранее пройденных лексико-грамматических форм.

    Посуда, дом , квартира, мебель, продукты питания, домашние и дикие животные, их детеныши, домашние птицы и их птенцы,

    зима, зимующие птицы, праздник Новый год, 8 Марта,

    весна, первоцветы, профессии, комнатные растения, транспорт

    Совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос. Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств. Составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения. Первоначальное усвоение наиболее доступных конструктивно-сложных предложений. Составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов-описаний, простых пересказов. Заучивание простых стихотворений

    III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

    4 фронтальных занятия — 50-60 занятий

    13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

    Лексические темы

    6-7 занятий по развитию связной речи

     1. Закрепление навыка пользования приставочными глаголами.

    2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

    3. Употребление притяжательных прилагательных.

    4. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами: еньк, оньк.

    5. Усвоение слов-антонимов.

    6. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными. 7.Расширение значений предлогов

    Сад-огород, насекомые, земноводные, обитатели водоемов, рыбы, поле, луг, цветы, лес, деревья , кусты,



    повторение всех ранее пройденных тем.

    Совершенствование диалогической формы речи. Распространение предложений. Составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме. Составление рассказа по картинке, серии картинок.

    Рассказ-описание, пересказ. Составление предложений с заданным словом.

    Умение отвечать на вопросы полным ответом.

    Развитие диалогической речи

    Учитель-логопед   ______________________  Матвеева Ю.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

    Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

    Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

        Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

    Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (ФФН) на тему: «Помоги Лунтику»

    Конспект открытого логопедического занятияв старшей логопедической группе (ФФН) «Помоги Лунтику» Программное содержание:Коррекционно-образовательные задач...