Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)
рабочая программа по теме

Матвеева Юлия Николаевна

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

 

Рабочий план  составлен в соответствии со следующими программами:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
  • ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» и т д

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_starsh_gr_mal.shrift.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

в   старшей   логопедической   группе

на 2012-2013 уч.г.г.

Учитель-логопед: Матвеева Ю.Н.

МДОУ  детский сад № 31  

комбинированного вида  

«Рябинка»

Пояснительная записка

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

      В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).

      Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи ( II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Рабочий план  составлен в соответствии со следующими программами:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. : «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида»

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей  логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Раздел 1. Повышение педагогического уровня

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

1

Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров

по плану ВНМЦ

Старший воспитатель, завед. МДОУ

2

Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО

по мере необходимости

по приказу директора ОУ

3

Изучение новинок методической литературы

еженедельно

Учитель- логопед

4

Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта

ежемесячно

Учитель- логопед

Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответст-венный

1


2


3




Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза)

Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование)

Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития с учетом рекомендаций ПМПК

Цель коррекционно- педагогической работы: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

Основные   задачи   коррекционного  обучения

- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- готовить к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

- развивать навыки связной речи.

Принципы  построения  занятий

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.

Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.


Содержание.

 Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

а) словарного запаса;

б) грамматического строя.

Основные задачи занятий этого типа:

развитие понимания речи;

уточнение и расширение словарного запаса;

формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения;

выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основные задачи:

-формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия;

-выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры;

- контроль за внятностью и выразительностью речи;

- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию.

Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий:

определяет тему и цель занятия;

выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);

обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;

подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

I период обучения: сентябрь - ноябрь.

Содержание коррекционного обучения:

развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п)

усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;

усвоение навыка составления короткого рассказа.

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь»,  «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды»

II период обучения - декабрь - март.

Содержание занятий:

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.);

- различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Лексические темы:  «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения»,  «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы».

III  период: апрель - июнь

Содержание занятий:

закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.);

закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян);

образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);

образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов;

формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук);

расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном)

умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре);

развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий;

закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Лексические темы: «Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем.

Индивидуальные занятия с детьми

Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

с 1 по 15 сентября


сентябрь-июнь


с 15 по 25 сентября



Учитель- логопед

Учитель- логопед



Учитель- логопед


Раздел  3.   Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Обсуждение сетки занятий

сентябрь

Учитель- логопед, старший воспитатель

2

Обсуждение проведения коррекционных часов

сентябрь-октябрь

Учитель- логопед, воспитатели

3

Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях

сентябрь-ноябрь

Учитель- логопед

4

Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей

в течение года

Учитель- логопед

Раздел 4 .     Работа с родителями

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Выступление на родительских собраниях

1 раз в квартал

Учитель- логопед

2

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

еженедельно

Учитель- логопед

3

Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования

по плану

Учитель- логопед, старший воспитатель

4

Проведение открытых занятий, дней открытых дверей

по плану

Учитель- логопед, старший воспитатель

Раздел 5.   Связь со специалистами

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях)

По мере необходимости по согласованию с администрацией ОУ

Учитель- логопед

2

Направление детей к логопеду ЦРБ

3

Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ

4

Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу

Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Обновление раздаточного материала, игр, пособий

2 раза в месяц

Учитель- логопед

2

Паспортизация кабинета

1-2 раза в месяц

Учитель- логопед

3

Оформление накопительного материала в папку

В течение года

Учитель- логопед

Раздел  7.   Преемственность  со школой

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду

1 раз в квартал

Учитель- логопед, специалисты МОУ СОШ

2

Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия)

1 раз в квартал

3

Совместное обследование с школьным психологом  уровня подготовки детей к школьному обучению

апрель-май, по запросу

Раздел 8.    Логопропаганда

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений)

1 раз в квартал (обновление)

Учитель- логопед, воспитатели

2

Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями

1 раз в неделю

Учитель- логопед,

3

Консультирование родителей детей из МДОУ № 31, 28; домашних детей

по мере необходимости

Учитель- логопед,

      Далее предоставлен краткий  тематический план по всем периодам обучения в соответствии с задачами и содержанием рабочей программы

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка     и развитию связной речи

13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

Лексические темы

6-7 занятий по развитию связной речи

1 . Развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью.   2. Практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.

3. Усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия) .

4. Усвоение притяжательных местоимений: мой — моя — моё.

Помещение д/сада, одежда,  обувь, головные уборы, игрушки,  осень, перелетные птицы, овощи-фрукты, ягоды праздник урожая. Части тела и лица. Умывальные принадлежности

Построение и употребление простой фразы. Усвоение навыка составления  короткого рассказа по  следам демонстраций  действий, беседе по картине.

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка    и развитию связной речи

13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

Лексические темы

6-7 занятий по развитию связной речи

1. Уточнение представлений детей об основных цветах и .их оттенках.

2. Практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности.

3. Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какой-какая-какое?

4. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

5. Употребление предлогов: на — в — из — под.


Повторение ранее пройденных лексико-грамматических форм.

Посуда, дом , квартира, мебель, продукты питания, домашние и дикие животные, их детеныши, домашние птицы и их птенцы,

зима, зимующие птицы, праздник Новый год, 8 Марта,

весна, первоцветы, профессии, комнатные растения, транспорт

Совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос. Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств. Составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения. Первоначальное усвоение наиболее доступных конструктивно-сложных предложений. Составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов-описаний, простых пересказов. Заучивание простых стихотворений

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

4 фронтальных занятия — 50-60 занятий

13-14 занятий по формированию словаря и грамматического строя

Лексические темы

6-7 занятий по развитию связной речи

 1. Закрепление навыка пользования приставочными глаголами.

2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.

3. Употребление притяжательных прилагательных.

4. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами: еньк, оньк.

5. Усвоение слов-антонимов.

6. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными. 7.Расширение значений предлогов

Сад-огород, насекомые, земноводные, обитатели водоемов, рыбы, поле, луг, цветы, лес, деревья , кусты,



повторение всех ранее пройденных тем.

Совершенствование диалогической формы речи. Распространение предложений. Составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме. Составление рассказа по картинке, серии картинок.

Рассказ-описание, пересказ. Составление предложений с заданным словом.

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развитие диалогической речи

Учитель-логопед   ______________________  Матвеева Ю.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...

Тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Коррекционная работа логопеда  направлена на речевое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми диалогической и монологической формами ...