Главные вкладки

    Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)
    календарно-тематическое планирование по теме

    Матвеева Юлия Николаевна

    Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_podg.gr_.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план коррекционно- педагогической работы в подготовительной  к  школе   логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи  на   20___-____ уч.г.г.

    Раздел 1. Повышение педагогического уровня

    Содержание работы

    Сроки выполне-ния

    Ответственные

    1

    Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров

    по плану

    Учитель-логопед

    2

    Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО

    по мере необходимости

    Учитель-логопед

    3

    Изучение новинок методической литературы

    еженедельно

    Учитель-логопед

    4

    Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта

    еженедельно

    Учитель-логопед

    Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответствен

    ные

    1


    2


    3



    4

    Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза)

    Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование)

    Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития


    Основные   задачи   коррекционного  обучения

    Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

    Задачи:

    - помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

    - формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

    - подвести детей к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

    - развивать навыки связной речи.

    Принципы  построения  занятий

    1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

    2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

    3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

    Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.

    Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

    В I период обучения (сентябрь - ноябрь) проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения.

    Во II период (декабрь - март) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения и 1 занятие по обучению грамоте.

    В III период (апрель - май) про водится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 - по формированию произношения, 2 - по обучению грамоте.

    Содержание.

     Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

    1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи:

    Основные задачи занятий этого типа:

    развитие понимания речи;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения;

    выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур.

    обучение детей самостоятельному высказыванию

    работа над пересказом, составлением рассказов по предметной картинке, по серии картин, по демонстрации действий и т д

    2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.       Основные задачи:

    -формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия;

    -выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры;

    - контроль за внятностью и выразительностью речи;

    3. Занятия по развитию связной речи.

    -обучение самостоятельной монологической и диалогической речи

    4. Занятия по обучению грамоте.

    Основная задачи - усвоение элементарных навыков звукового анализа и синтеза, обучение детей чтению.

    Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий:

    определяет тему и цель занятия;

    выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);

    обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;

    подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

    обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

    включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

    учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

    предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

    I период обучения: сентябрь - ноябрь.

    Содержание коррекционного обучения:

    развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п)

    усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

    усвоение и практическое употребление сложных слов,

    согласование существительных с числительными, практическое употребление этих оборотов в речи,

    овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;

    усвоение навыка составления короткого рассказа.

    Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах ): «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь»,  «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды»

    II период обучения - декабрь - март.

    Содержание занятий:

    уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.);

    - различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

    упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи - лежит - лежу), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа;

    употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов,

    - составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

    Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах): «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения»,  «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы».

    III  период: апрель - июнь

    Содержание занятий:

    закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.);

    закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян);

    образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);

    образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

    усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов;

    формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук);

    расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном)

    умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре);

    умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

    развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий;

    закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

    составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

    Лексические темы (на закрепление):

    «Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем.

    Индивидуальные занятия с детьми

    Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.


    с 1 по 15 сентября

    сентябрь-май

    с 15 по 25 сентября


    В течение учебного года




























    В течение учебного года




























    В течение учебного года


























































































































    В течение учебного года





    Учитель-логопед





    Учитель-логопед

    Воспитатели




















































    Учитель-логопед

    Воспитатели




    Учитель-логопед

    Воспитатели

    Учитель-логопед

    Воспитатели


    Учитель-логопед






































































































    Учитель-логопед

    Воспитатели

    Раздел  3.   Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственные

    1

    Обсуждение сетки занятий

    сентябрь

    Учитель-логопед, старший воспитатель

    2

    Обсуждение проведения коррекционных часов

    сентябрь-октябрь

    Учитель-логопед Воспитатели

    3

    Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях

    сентябрь-ноябрь

    Учитель-логопед

    Воспитатели

    4

    Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей

    в течение года

    Учитель-логопед

    Воспитатели

    Раздел 4 .     Работа с родителями

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственные

    1

    Выступление на родительских собраниях

    1 раз в квартал

    Учитель-логопед

    Воспитатели

    2

    Проведение индивидуальных консультаций для родителей

    еженедельно

    Учитель-логопед

    3

    Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования

    по плану

    Учитель-логопед

    4

    Проведение открытых занятий, дней открытых дверей

    по плану

    Учитель-логопед

    Воспитатели

    Раздел 5.   Связь со специалистами

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответственные

    1

    Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях)

    По мере необходи-

    мости

    Учитель-логопед

    2

    Направление детей к логопеду ЦРБ

    3

    Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ

    4

    Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу

    5

    Участие в заседаниях психолого-медико-педагогическом консилиума

    По графику

    Учитель-логопед

    Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответствен

    ные

    1

    Обновление раздаточного материала, игр, пособий

    2 раза в месяц

    Учитель-логопед

    2

    Паспортизация кабинета

    1-2 раза в месяц

    Учитель-логопед

    3

    Оформление накопительного материала в папку

    В течение года

    Учитель-логопед

    Раздел  7.   Преемственность  со школой

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответствен-

    ные

    1

    Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду

    1 раз в квартал

    Учитель-логопед

    2

    Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия)

    1 раз в квартал

    Учитель-логопед

    3

    Совместное обследование с школьным психологом  уровня подготовки детей к школьному обучению

    апрель-май

    Учитель-логопед

    Раздел 8.    Логопропаганда

    Содержание работы

    Сроки исполнения

    Ответ-ствен-

    ные

    1

    Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений)

    1 раз в квартал

    Учитель-логопед

    2

    Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями

    1 раз в неделю

    Учитель-логопед

    3

    Консультирование родителей детей из

    МДОУ № 31,28; домашних детей

    по мере необходимости

    Учитель-логопед

    Учитель-логопед   ____________  Матвеева Ю.Н.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

    Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

    Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

    Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

    Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.

    Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.Разделы:1. Дагностическая работа.2. Коррекционно-развивающая работа.3. Работа с родителями и профилактическая рабо...

    Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...

    План интегрированных занятий специалистов ДОУ в подготовительной логопедической группе

    План будет полезен специалистам ДОУ, работающих с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

    Индивидуальный план логопедической работы (НВОНР, подготовительная группа)

    В данной публикации представлен вариант заполнения индивидуального плана логопедической работы для воспитанника подготовительной к школе группы с диагнозом НВОНР...


     

    Комментарии

    Матвеева Юлия Николаевна

    Авторы программы Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева