Главные вкладки

    Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
    план-конспект занятия на тему

    Пулина Нина Павловна

     

    Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к природе, которая его окружает, к земле, с которой связана его судьба.

    Всё это так тесно вплетается в нити человеческой жизни, что разорвать их трудно,  а почти не возможно. Опираясь на эти чувства : чувство любви к Родине, на опыт, который накапливается веками нашим православным народом, мы решаем жизненно важные проблемы. А именно: духовно – нравственное воспитание детей. Через участие ребят в занятии « Я люблю свой город» мы оказываем помощь в осознании воспитанниками универсальных общечеловеческих ценностей: Родина, Отечество, патриотизм; воспитываем детей в православных традициях русского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _rtf_1.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

                             

    Интегрированное логопедическое занятие на тему:

    « Я люблю свой город»

    (Подготовительная логопедическая группа с ОНР)

    Автор:   Пулина Нина Павловна,

    Учитель-логопед, первая квалификационная категория.

    г. Павлово, МБДОУ д /с №6 «Антошка»

    2013г

    Цель:

    1.Расширение  представления о родном городе, его достопримечательностях.

               2.Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» .

               3.Воспитание любви к родному городу.

    Задачи:

            

    Коррекционно-образовательные:

    -Расширять, углублять и систематизировать знания детей о достопримечательностях,  памятниках древней материальной и духовной культуры родного края.

    -Расширять  и активизировать словарь по теме « Наш город»     (город, Павлово, река   Ока,  площади,  музей, Дворец Культуры, стадионы, Вознесенская церковь , обелиск Славы,  памятник летчику П.И. Шавурину, Павловский лимон, канарейки, гусиные бои )

    -Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)

    -Совершенствовать навык составления описательного рассказа по заранее составленному плану

    -Развивать синтаксическую  сторону речи( Составление простых распространённых предложений).Совершенствовать  навыка анализа предложений.

    -Совершенствовать  фонематические представления (дифференциация звуков Р-Л)

    -Совершенствовать умение петь легко, естественным голосом,  с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.

    -Координировать речь с движениями.

    Коррекционно - развивающие:  

    -Развивать  связную  речи, фонематические представления.

    -Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности на    строительном материале.

    -Развивать зрительный гнозис и пространственный праксис.

    -Развивать мышление.

    -Развивать артикуляционную, общую и тонкую  моторики.

    Коррекционно  - воспитательные:

    -Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,     самостоятельности, инициативности, ответственности

    -Воспитание любви к родному городу.

    -Воспитывать чувства гордости и уважения к своему народу.

    -Воспитывать  формированию интереса  к памятникам древней материальной и духовной культуры.

    -Развивать нравственно - патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.

    Оборудование:

    Магнитная доска,

    Фотографии, картины с видом г Павлово.

    Цветные карандаши.

    Текст стихотворения «Милый город, древний город»  Е.Пулиной

    Текст песни о Павлово (муз. Н.Бордюг, сл.Э Костиной, О.Евлампьевой)

    Текст стихотворения « В нашем парке»

    4-е домика со звуками: Р, РЬ, Л, ЛЬ.

    Картинки для игры со звуками р-л.

    Игрушка набор  «Строитель» №4, «Москва»  ЗАО «Орбита» г.Санкт-Петербург

    Конверты с фишками и  полосками для анализа предложений.

    Предварительная работа:

    Разучивание отрывка из поэмы  В.Погодина «Сказание о Павлове» Н.Новгород 1992г, --  Разучивание  песни о г.Павлово «Родной город» на музыкальном занятии. Работа над общими речевыми навыками.

    Экскурсия с родителями в музей г. Павлово

    Посещение стадионов,  Дома спорта.

    Прогулка в парк автобусного завода.

    Рассматривание фотоальбома с фотографиями г. Павлово.

    Экскурсия в Вознесенскую церковь с  логопедом  и воспитателями детского сада, рассматривание богатств её украшений и утвари: икон, лампад, ворот алтаря,  колокольни.

    Встреча с  отцом Александром.

     Посещение детьми  кружка  «Основы православной культуры» при МБДОУ д/с №6 «Антошка» под руководством муз. руководителя Евлампьевой О.Н.

    Создание выставки книг Павловских поэтов и писаталей об истории родного города..

    Посещение выставки книг  Павловского поэта  А.Власова  в детской библиотеке.

     Встреча с детским Павловским поэтом А.А. Власовым.

    Коллективные походы по историческим местам г Павлово (Обелиск на Дальней кручи, Аллея славы возле Дворца Творчества Юных, к памятнику Бессмертному подвигу лётчиков в Великой Отечественной войне на Троицкой горе.)

    Пешеходная экскурсия по улице Фаворского.

    Зарисовка достопримечательных мест на карте г.Павлово.

                               Ход занятия

    I.Организационный момент.

     Сообщение цели занятия:

    -Сегодня мы  отправимся путешествовать по г. Павлово, будем вспоминать о его достопримечательностях, памятниках древней культуры.

    Логопед:

    .-Послушайте стихотворение о нашем городе, а затем ответите на мои вопросы.

                               «Милый город, древний город»

    Есть в России много разных

    Деревень и городов,

    Но люблю бродить по Павлову

    Средь деревьев и цветов.

    Любоваться, как на окнах

    Здесь лимончики растут,

    По дорогам в обе стороны

    Быстро ПАЗики бегут.

    С кручи видно, как за Низково

    Убегает вдаль Ока.

    Добежит до Волги-матушки

    Знаю я наверняка.

    Этот древний  милый город

    Появился средь холмов,

    Разрастался, хорошел он

    Средь берёзок и дубов.

    В центре  «Тарки», возле озера,

    Церковь новая стоит.

    А на Братском тихом кладбище

    Наш  солдат Советский спит.

    Люди чтут погибших воинов,

    Принося поклон земной.

    Милый город, древний город

    Будь же ты всегда со мной!

    логопед: -О каких достопримечательностях нашего города говорится в этом  стихотворении?

    1-й ребёнок: - О новой церкви в Тарке.

    логопед: эта церковь называется «Утоли моя печали».Она построена совсем недавно

    на средства спонсоров и прихожан.

    2-й ребёнок: - Ещё я услышал о наших ПАЗиках ,которые  изготавливают на Павловском автобусном  заводе.

    логопед:- Как называется наша река?

    3-й ребёнок: - Ока.

    логопед: - В какую реку впадает наша Ока?

    4-й ребёнок: Ока впадает в Волгу.

    логопед: А где захоронены погибшие в Павлове солдаты в годы Великой Отечественной

    Войны?

    5-й ребёнок : - На Братском кладбище.

    Молодцы, вы очень внимательно слушали стихотворение и правильно ответили на мои вопросы.

    II 1.Логопед:

    -Перед вами лежат фотографии с достопримечательностями  нашего города Павлова.

    -Посмотрите на фотографии родного города  и узнайте какое из знаменитых мест изображено на нём.

    1-й ребёнок: - У меня на фотографии Павловский автобус. Эти автобусы собирают на Павловском автобусном заводе.

    2-й ребёнок - У меня на фото Павловский музей. Он расположен недалеко от набережной реки Оки.

    3-й ребёнок У меня  на фото памятник лётчику. который протаранил немецкий самолёт во время Великой Отечественной  войны над нашим городом.

    4-й ребенок  У меня на фото памятник Павловскому кузнецу, т. к Павлово- город металлистов.

    5-й ребёнок    У меня на фото памятник Павловскому лимону. В нашем городе жители занимаются разведением лимонов.

    логопед:

            

    Вы правильно  назвали и определили достопримечательности нашего города.

    2.Упражнение «Расскажи какой?»

    Логопед: -Вспомните и как можно больше подберите слов , отвечающих на вопрос «Какой?» - к слову - названию места., названного мной.

    логопед:   - река Ока какая?

    ребёнок:   - красивая, широкая, полноводная, глубокая.

    логопед:   -парк какой?

    ребёнок:   -зелёный, тихий, тенистый.

    логопед:   -Центральная площадь какая?

    ребёнок:   - чистая ,нарядная, красивая, широкая.

    логопед:    -стадион какой?

    ребёнок   -Большой, просторный, зелёный

    логопед,   -Вознесенская церковь какая?

    ребёнок  -уютная, разрисованная, белокаменная.

    логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились  отлично.

    3.Пение песенки  «Город мой родной»( муз.Н.Бордюг, сл. Э.Костиной, О.Евлампьевой)

    Город Павлово - любимый-        

    Город мой родной.

    Город русский, город древний,

    Самый дорогой!

                    

            Припев: Я люблю свой город

                       Весь,  как дивный сад.

                       Чайки над Окою

                       Сердце веселят.

    В нашем городе есть чудо -

    Павловский лимон.

    И зимою на окошке

    Расцветает он.

            Припев: Я люблю свой город

                       Весь, как дивный сад.

                       Чайки над Окою

                       Сердце веселят.

    Летом город в день рожденья

    Всех к себе зовёт.

    И мальчишка из «Антошки»

    Песенку поёт.

            Припев: Я люблю свой город.

                       Весь, как дивный сад.

                       Чайки над Окою

                       Сердце веселят.

    4.Работа в тетрадях.

    Мы ездили на экскурсию ко Дворцу Культуры . У вас на раскрасках изображёно это здание. Обведите его по точкам, а потом раскрасьте его. Посмотрите на картинку, подумайте,   какие карандаши вам для этого потребуются.

    (Дети выполняют задание, логопед по необходимости оказывает помощь, затем оценивает работы.)

    5.Упражнение «Составь предложение»

    логопед: - составьте предложение о Дворце Культуры.

    ребёнок :- Дворец Культуры очень красивый.

    логопед: - Давайте составим схему этого предложения

    Дети выкладывают схему этого предложения. Логопед проверяет задание и предлагает детям прокомментировать схему предложения.

    1-й ребёнок: - в этом предложении четыре слова.

    2-й ребёнок   первое слово-ДВОРЕЦ

    3-й ребёнок:  второе слово - КУЛЬТУРЫ

    4-й ребёнок:  третье слово - ОЧЕНЬ

    5-й ребёнок:  четвёртое слово - КРАСИВЫЙ

    логопед: Как пишется первое слово в предложении?

    1-йребёнок: первое слово пишется с большой буквы.

    логопед: Что ставим в конце предложения?

    2-й ребёнок: В конце предложения ставится точка.

    логопед: Молодцы! Разберите схему предложения.

    6.Подвижное упражнение под песню «В нашем парке»

    В нашем парке листопад                        (Дети кружатся на месте

    Листья в парке шелестят                        Приседают, водя руками по полу

    И в фонтане купаются листья                Снова кружатся

    Газоны от листьев дворники чистят        Взмахивают воображаемой метлой)

    7.Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки: Р - Л

    Наш город богат разными фабриками и заводами,  где производят продукты питания, разные инструменты и столовую посуду.

    У вас на столах карточки с предметами и продуктами питания, которые изготавливают  в нашем городе.

    У меня  домики со звуками «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ».

    Ваша задача распределить картинки с продуктами и инструментами, которые производят в нашем городе по домикам. Сначала вы должны назвать картинку, определить какой из перечисленных звуков вы слышите и заселить в нужный домик.

    Перечень картинок: вилка, ложка, нож, грабли, вилы, лопата, сучкорез, секатор;

    продукты: хлеб, грибы, пирожное, колбаса, куры, котлеты, молоко, кефир,      йогурт.

    1-й ребёнок : -У меня вилка, я поставлю картинку в домик со звуком «Л»

    2-й ребёнок: - У меня грабли, я заселю их в дом со звуком  «Р»

    3-й ребёнок  -У меня  грибы, я поставлю их в домик со звуком «РЬ»

    4-й ребёнок  -У меня хлеб, я поставлю эту картинку в домик со звуком «ЛЬ».

    Молодцы, все безошибочно справились  с этим заданием.

    8. Логопед: .А сейчас я предлагаю всем подумать и рассказать о нашем городе по плану, который мы составляли на прошлом занятии:

          -  Сначала вы расскажите, как называется наш город, Потом расскажите, где он стоит, в честь кого назван город,  сколько ему лет. Далее отметите,  чем знаменит город. В конце расскажете какой город Павлово, почему мы им должны гордиться.

    Дети по очереди составляют рассказ, потом выбирают лучшего рассказчика.

    Приблизительный рассказ детей:

    Наш город называется Павлово. Он стоит на реке Оке, окруженный семью холмами .Город назвали в честь Павла -перевозчика, который перевозил людей на ладье с одного берега реки на другой. Нашему городу более 400-лет. Город прославился кустарями, которые работали по металлу. Город знаменит автобусами. Наши  ПАЗики можно встретить  в других городах и странах. Есть завод по изготовлению вилок, ложек и ножей.

    На заводе  « Мехинструмент»  изготавливают всё для сада и огорода: лопаты, вилы, грабли. В нашем городе много красивых старинных и современных зданий: Музей, Воскресенская и Вознесенская церкви, Дворец Культуры, Дворец Творчества Юных, магазин «Цитрон», ФОК «Звезда».Город Павлово знаменит гусиными боями, разведением лимонов и канареек. На площадях Сенной и Центральной недавно созданы памятники «Лимону» и «Кузнецу»   Наш город очень зелёный и красивый. Я люблю свой город и горжусь им.

    9. Коллективное конструирование здания Вознесенской церкви.

    Логопед: Вспомните,  ребята, мы с вами посещали Вознесенскую церковь. У нас есть фото с этим храмом. В давние времена эта церковь была разрушена. Многие годы верующие павловчане  хлопотали о возрождении этого храма. Такую возможность они получили. И вот уже более 20 лет в этом храме идёт церковная служба. Сегодня мы  будем строителями и попробуем  восстановить это здание по фотографии. Её основу составляет  четверик с приделами. Стены храма белокаменные. Слева над зданием возвышается огромный купол, справа колокольня.  Достопримечательностью и гордостью прихожан этой церкви является редкой красоты звучание колоколов. В выходные и праздничные дни  они извещают о начале и окончании   службы.

    Дети по фотографии восстанавливают Вознесенскую церковь из строительного материала,  распределяют обязанности, договариваются о последовательности в работе.

    Логопед даёт оценку детской работе:

    -Молодцы, вы все потрудились над реконструкцией Вознесенской церкви. Думаю, что прихожане  и все жители  нашего города порадовались  бы за такую реконструкцию Вознесенской церкви, спасибо!

    Послушайте  отрывок из поэмы нашего земляка В.Погодина «Сказание о Павлове»

    Церковь, русские обряды

    Возвращаются в наш быт.

    Ум и честь шагают рядом:

    Было так,  тому и быть.

    Высоко, под облаками,

    Появился первый крест,

    Золотом горит над нами,

    Видно, Божий это перст.

    Будет жизнь иною у потомков,

    Зазвучат колокола,

    Их призыв польётся звонко,

    Сердцу та мелодия мила!

    III Окончание занятия.

    Логопед:

    -я  предлагаю вам  высказать свои впечатления от занятия:

    -Чем мы занимались на занятии?

    -Что вам наиболее запомнилось?

    -О чём бы ещё хотели узнать?

    Вы все были замечательными путешественниками по городу Павлово  и моими помощниками. Спасибо !

     

            

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе

    Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Морские обитатели" с воспитанниками старшей группы с ЗПР

    Занятие направлено на обобщение и автоматизацию знаний детей о морских обитателях....

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

    Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

    Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

    Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

    Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

    Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

    Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...