Годовой цикл учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования
методическая разработка

Витвинова Светлана Алексеевна

В работе раскрываются основные этапы и направления учебно-воспитательной работы в учреждении дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Годовой цикл учебно-воспитательной работы

учреждения дополнительного образования»

                                                                               

Автор:

методист

Витвинова С.А.,

ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района

 

Санкт-Петербург

2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.        3

Теоретическая часть.        3

Основное содержание работы.        5

Мероприятия годового цикла учебно-воспитательной работы учреждения дополнительного образования        7

Заключение.        15

Библиография.        15


Введение.

Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в настоящих условиях во многом зависит от использования современных методов и принципов работы.

В контексте модернизации содержания российского образования к деятельности заместителя директора по УВР предъявляются требования, ориентированные на его оптимальную теоретическую подготовку и высокий уровень компетенций в области управления образовательным процессом.

В данной работе раскрываются теоретические основы циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в дополнительном образовании детей, основные мероприятия деятельности.

Данная тема актуальна, ввиду необходимости ее теоретической и практической разработки для дальнейшего совершенствования качества деятельности образовательных учреждений. Обзор литературы и интернет-источников показал, что данная тема не разработана, и является востребованной. Работа может быть полезна руководителям, заместителям руководителей, работающим в дополнительном образовании.

Теоретическая часть.

Не секрет, что большая часть работы заместителя директора циклична и в основном повторяется из года в год в одно и тоже время. Специалисты утверждают, что примерно 90% всех служебных действий поддается стандартизации. При таком подходе внутренний контроль осуществляется целенаправленно, планомерно, системно, но при этом сокращается бумажный вал и увеличивается информационная ёмкость.

Циклограмма работы – это совокупность мероприятий, составляющих законченный круг действия.

Циклограмма работы строится исходя из функциональных обязанностей и вопросов зам. директора по УВР.

Циклограмма деятельности может строиться как ежедневно, еженедельно, ежемесячно, так и представлять годичный цикл.

В нашем случае целесообразно представить, что законченный круг - это учебный год. Все планирование работы строится на этот временной промежуток.

В нашей работе мы предлагаем оттолкнуться от приоритетных направлений деятельности заместителя директора: организационно-координационная, планово-прогностическая, инструктивно-методическая, контрольно-диагностическая, информационно-аналитическая деятельность.

Поподробнее остановимся на этих направлениях.

Организационно-координационная деятельность является одной из важнейших, т.к. организация дополнительного образования является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация и организация коммуникаций. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. Очевидно, что если деятельность распределена между десятками подразделений с сотнями сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает и требует приложения больших усилий.

Планово-прогностическая деятельность, является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления. Планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития в конкретных условиях педагогического коллектива. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы. В процессе работы проходит уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий.

Инструктивно-методическая деятельность заместителя директора направлена на разработку, систематизацию, распространение инструктивно-методических материалов, подготовку документов, положений, отчетов  и иных документов.

Контрольно-диагностическая деятельность, принципиально важный компонент, без которого управление не может существовать. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Информационно-аналитическая деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе неразрывно связана с большим объемом  информации о состоянии и развитии разнообразных процессов в учреждении. Вся информация, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю, требует кропотливого анализа и принятия управленческих решений.  Технология анализа состоит из следующих  этапов: сбор информации, ее анализ, выявление несоответствий или соответствий, оформление документов и принятие решений.

Основное содержание работы.

Основу деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе составляет непосредственное руководство образовательным процессом через основные направления деятельности. В своей работе мы попытались сформулировать основные виды деятельности через призму функций и требований законодательства РФ. Хочется отметить, что у каждого заместителя директора, циклограмма деятельности будет своей, в зависимости от его функционала,  требований директора и специфики учреждения.

Ниже вы можете познакомиться  с мероприятиями годовой циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.


Мероприятия годовой циклограммы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Месяц

Организационно-координирующая

Планово-прогностическая

Инструктивно- методическая

Контрольно-диагностическая

Информационно-аналитическая

Ежемесячно

Координация по подготовке и  проведению районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения.

Корректировка плана работы учреждения.

Подготовка приказов

  • по замещению
  • по изменению педагогической нагрузки (по факту)
  • по выездам детей на конкурсы и мероприятия

Контроль  за организацией районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения.

Контроль за проверкой журналов заведующими отделами

Анализ наполняемости, информационной составляющей сайта

Работа с обращениями участников образовательного процесса

АВГУСТ

Подготовка учреждения к новому учебному году.

Набор обучающихся в группы

Подготовка к педагогическому совету.

Подготовка и утверждение плана работы учреждения.

Уточнение списка дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в учебном году.

Подготовка положений конкурсов городского и всероссийского уровня

Корректировка гос.задания в соответствии с производственным планом на учебный год

Подготовка договоров о сетевой реализации дополнительных программ

Смотр готовности учебных кабинетов к началу года.

Уточнение данных производственного плана

Анализ взаимодействия учреждения со школами района

СЕНТЯБРЬ

Набор обучающихся в группы

Распределение журналов учёта учебных занятий

Консультации при прохождении процедуры аттестации на первую и высшую категории.

Консультации по корректировке рабочих программ

Организация взаимодействия учреждения со школами района

Организация аттестации на соответствие должности

Составление расписания занятий коллективов.

Проведение педагогического совета о перспективах нового учебного года.

Подготовка и утверждение образовательной программы учреждения

Подготовка приказов

  • о начале учебного года
  • по реализации дополнительных общеобразовательных программ
  • о реализации рабочих программ
  • о зачислении
  • о выбытии/окончании обучения
  • о переводе на следующий этап обучения
  • о тарификации
  • о педагогической нагрузке
  • о выездах коллективах(в течение года)

Подготовка договоров о сетевой реализации программ дополнительного образования со школами района

Подготовка образовательной программы учреждения

Уточнение списков, обучающихся по базе Параграф УДОД

Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения.

Внутренний контроль по охране труда, внутренней дисциплине в учреждении

Анализ набора обучающихся в группы

Анализ кандидатур к награждению, подготовка представлений

ОКТЯБРЬ

Консультации по заполнению журналов и списков

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация работы на каникулах

Организация мониторинга в учреждении

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

Работа со списками,  обучающихся по базе Параграф УДОД

Проверка списков, обучающихся по базе Параграф УДОД

Проверка сохранности контингента и выполнения расписания

Проверка рабочих программ

Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ открытых занятий и массовых мероприятий

Анализ проверки по сохранности контингента и принятие управленческих решений

НОЯБРЬ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация работы на осенних каникулах

Организация мониторинга в учреждении

Подготовка текущей документации:

  • план мероприятий на осенние каникулы
  • приказы по выездам детей

Проверка заполнения журналов

Посещение массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ массовых мероприятий и принятие управленческих решений

Анализ проверки заполнения журналов и принятие управленческих решений

ДЕКАБРЬ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация работы на зимних каникулах

Организация мониторинга в учреждении

Подготовка изменений в государственное задание

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов за полугодие, анкет, мониторингов и др. по запросу)

  • приказ о проведении новогодних праздников

Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения.

Персональный контроль по итогам предыдущих проверок

Проверка выполнения законодательства в сфере «защиты персональных данных»

Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений

Анализ проверки в сфере «защиты персональных данных»

Анализ проверки рабочих программ и принятие управленческих решений

ЯНВАРЬ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация работы на зимних каникулах

Подготовка изменений в государственное задание

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов за полугодие, анкет, мониторингов и др.)

  • Подготовка отчёта по форме 1-ДО
  • Отчета по концепции дополнительного образования

Проверка работы педагогических работников в каникулярное время

Посещение массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ мероприятий и принятие управленческих решений

ФЕВРАЛЬ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация мониторинга в учреждении

Подготовка и организация городских конкурсов и фестивалей

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений

МАРТ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Подготовка и организация самообследования в учреждении

Подготовка и организация городских конкурсов и фестивалей

Подготовка к собеседованию при директоре заведующих по планируемому учебному году

Организация работы на весенних каникулах

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

  • справка по контролю
  • план мероприятий на весенние каникулы

Проверка сохранности контингента и оценка качества образования

Посещение открытых занятий и массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ открытых занятий и массовых мероприятий и принятие управленческих решений

Анализ сохранности контингента и оценки качества образования

АПРЕЛЬ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация аттестации на соответствие должности

Организация самообследования

Собеседования при директоре заведующих по новому учебному году

Подготовка летней оздоровительной кампании

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

  • Самообследование учреждения
  • Отчет Комитета по образованию за год
  • Свидетельств о дополнительном образовании
  • План работы на каникулах
  • Приказы по аттестации на соответствие должности

Проверка состояния материально-технической базы кабинетов

Контрольный срез по on-line анкетированию на сайте по удовлетворенности потребителей образовательных услуг

Посещение районных и городских массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования по результатам самообследования

Анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг

Анализ кандидатур к награждению, подготовка представлений

МАЙ

Совещание при директоре (еженедельно)

Организация взаимодействия учреждения с социальными партнерами города

Организация летней оздоровительной кампании

Подготовка к педагогическому совету

Подготовка летней оздоровительной кампании

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

  • Проект производственного плана на следующий учебный год

Посещение итоговых районных массовых мероприятий по плану учреждения.

Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования;

ИЮНЬ

Подготовка и проведение педагогического совета по итогам учебного года

Организация работы на летних каникулах

Организация взаимодействия учреждения со школами района в рамках летних лагерей

Консультации по разработке рабочих программ

Подготовка проекта перспективного плана учреждения на новый учебный год

Подготовка текущей документации (приказов, отчетов, анкет, мониторингов и др.)

  • Публичный доклад учреждения
  • Справка по итогам оценки результатов и выполнению дополнительной общеобразовательной программы

Контроль заполнения педагогическими работниками анкеты по оценке результатов и выполнению дополнительной общеобразовательной программы

Проверка заполнения журналов в соответствии с рабочей программой

Анализ и оценка эффективности деятельности педагогического коллектива, направленной на повышение качества образования


Заключение.

Циклограмма деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе поможет увидеть целостность образовательного процесса, спланировать деятельность в соответствии с требованиями времени и законодательства.

В современных условиях возникает трудность в планировании работы учебных групп, т.к. государственное задание подписывается на календарный год,  таким образом, оно подлежит корректировке минимум 1 раз в год. В силу специфики наших учреждений (разнообразие направлений деятельности), возникают трудности в замещении направленностей. Главная задача учреждения - выполнение государственного задания со своевременной корректировкой и чтобы грамотно спланировать работу всего учреждения, необходим регулярный контроль за учебно-воспитательным процессом. При регулярном контроле можно сделать вывод о востребованности тех или иных направлений, о готовности школ-партнеров для сотрудничества, о желании родителей (как участников образовательного процесса) оказывать посильную помощь в развитии детского творческого коллектива.

Основными задачами заместителя директора становятся: умение четко и своевременно выполнять мероприятия, соответствующие циклограмме, умение видеть проблемы, возникающие при работе с участниками образовательного процесса, искать пути их решения, не доводя до конфликтных ситуаций, а если и возникает конфликт, разрешить его спокойно и грамотно, выслушав и приняв во внимание все стороны конфликта.

Библиография.

  1. Корнеева И.Г., Колюсина В.В. Внутришкольный контроль. Руководство к действию — М.: УЦ «Перспектива», 2010.
  2. Мильнер Б.З., Теория организации- М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Никишина И.В., Мастер-класс для руководителей школы. Управление методической работой. – М.: «Планета», 2011.
  4. Плахова Л.М., Курс молодого бойца, или азбука директора школы. Вып.2  - Москва, «Просвещение», 2008.
  5. Савкин А.П., Рабочая книга школьного администратора.Вып.1 — М.: 2007.
  6. Сибирцова Г.Н., Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы) — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
  7. http://www.prodlenka.org /
  8. http://festival.1september.ru/ 
  9. http://studbooks.net/ 
  10. http://www.studfiles.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция различных видов и жанров искусства в работе учреждений дополнительного образования детей.

Данная работа отражает подход педагогов Центра детского творчества к решению проблемы обучения и воспитания детей через интеграцию различных видов искусства. Эти выводы основаны на многолетнем опыте п...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Гражданско- патриотическое воспитание в духе мира в учебно- воспитательном процессе в системе дополнительного образования

Методический материал для педагога, который позволяет, благодаря ряду мероприятий,  воспитать гражданина, патриота, ценителя своей культурных традиций, нравственных ценностей....