Интеграция различных видов и жанров искусства в работе учреждений дополнительного образования детей.
статья по теме

шевчук наталья ивановна

Данная работа отражает подход педагогов Центра детского творчества к решению проблемы обучения и воспитания детей через интеграцию различных видов искусства. Эти выводы основаны на многолетнем опыте педагогов музыкальтного, театрального, вокального и хореографического кружков. Такой комплексный подход к обучению и воспитанию детей доказал свою состоятельность высокой результативностью в различных видах деятельности, разносторонней заинтересованностью, умениемдобиваться цели, легкой адаптации в современной жизни и социальной активностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр  детского творчества «Созвездие»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И ЖАНРОВ ИСКУССТВА В РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ».

                     (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Автор: Педагог дополнительного образования

Шевчук Наталья Ивановна

п. Власиха 2010 г.

АННОТАЦИЯ

«Мы, педагоги, не можем переложить знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные

мысли и чувства.» ( педагог 19 века П.Ф.Коптерев).

Данная работа отражает подход педагогов Центра детского творчества к решению проблемы обучения и воспитания детей через интеграцию различных видов и жанров искусства. Эти выводы основаны на многолетнем опыте педагогов музыкального, театрального, вокального и хореографического кружков. Такой комплексный подход к обучению и воспитанию детей доказал свою состоятельность высокой результативностью в различных видах деятельности, разносторонней заинтересованностью, умением добиваться цели, легкой адаптацией в современной жизни, коммуникабельностью и социальной активностью. Иллюстрацией к данной работе прилагается сценарий коллективного мероприятия, посвященного 15-летию «Музыкальной гостиной» и детского музыкального театра «Волшебный фонарь».

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ.

Воспитание разносторонне развитой личности через ориентацию на традиции отечественной культуры.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

а)        Интеграция видов и жанров искусства, как эффективная
форма работы с детьми в формировании их духовно-
нравственного потенциала.

б)        Формирование у ребенка навыков мыслеобразного восприятия
окружающей действительности и воплощение этих образов в
музыке.

в)        Совместные мероприятия в работе музыкального,
театрального, вокального и хореографического кружков,
основанные на интеграции различных видов и жанров
искусства.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка к юбилейным торжествам, в честь 15-летия «Музыкальной гостиной» и детского музыкального театра «Волшебный фонарь».

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И ЖАНРОВ ИСКУССТВА В РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Одной из основных целей учреждений дополнительного образования детей является воспитание разносторонне развитой личности, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры. Воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей и здесь не обойтись без искусства. Очевидно и то, что от воспитания и от содержания образования подрастающего поколения зависит и уровень культуры народа, и характер мировоззрения, и подготовленность молодежи к будущей жизни. Возможности эстетического воздействия на личность очень велики, так как эстетически-творческое освоение действительности не ограничивается какой-либо отдельной сферой жизни, а имеет всеобщий характер и предполагает эмоционально насыщенное отношение к познанию, общению между людьми. Познавательный же процесс тесно связан с образовательным и часто логически вытекает из него, а иногда и предшествует ему. Во многом это зависит от уровня развития ребенка, его индивидуальных особенностей, от возрастных особенностей, а так же и от его способностей к саморазвитию. Детям младшего возраста очень свойственна открытость и потребность в общении, а также природное любопытство. Эти качества как нельзя лучше помогают педагогу пробудить фантазию ребенка, что часто является двигательной силой для дальнейшего саморазвития и самопознания.

Интеграция искусств помогает формированию прочных представлений учащихся о жизненном содержании, образном строе, жанрах, стилях, языке и так далее. Современная художественная культура - это взаимодействие всех видов искусств. В этих процессах без музыки не обходится ни один из его видов и жанров, например, таких как театр, кино, телевидение. Такое тесное взаимодействие позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал разнообразных явлений культуры и искусства, формировать эстетический вкус, эстетические взгляды и оценки учащихся. Интегрированное обучение позволяет использовать как объяснительно-иллюстративные, так и поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные источники знаний (программы телевидения, кинофрагменты, интернет технологии и т.д.)

Общение с искусством - это всегда общение человека с людьми посредством художественного образа. И поэтому на уроке необходимо комплексно использовать лучшие образцы мировой музыкальной и художественной культуры, литературы и театрального искусства. Так, изучая творчество П.И.Чайковского, мы соприкасаемся с поэтическим творчеством А.С.Пушкина (опера « Евгений Онегин ») и А.А.Алябьева (романсы на стихи поэта), с живописными полотнами художника О.А.Кипренского, написавшего портрет поэта. А.Н.Рубинштейн, М.А.Врубель, А.Н.Скрябин раскрыли в музыке и живописи образы демонизма и человеческой гордыни М.Ю.Лермонтова. Соединение фантастики, сатиры, сурового морализма, религиозности Н.В.Гоголя запечатлено в музыке М.П.Мусоргского, Р.К.Щедрина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. В результате построения уроков, основанных на взаимопроникновении различных видов искусства, возрастает творческая активность учащихся, качественно меняется восприятие различных жизненных проблем, рождаются новые приоритеты. «Мы, педагоги, не можем переложить знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства.» ( педагог 19 века П.Ф.Коптерев).

Невозможно воспитать в ребенке умение правильно воспринимать или оценивать те или иные произведения искусства, не развив в нем эмоциональный отклик, а также мыслеобразное восприятие увиденного и услышанного. Подготовительная работа над таким восприятием начинается буквально с «первых шагов» в музыкальном классе. Для начала очень важно давать слушать ученику много разнообразной музыки, предлагая при этом пофантазировать: представить себя участником какого-либо действа, услышать интонацию и отреагировать на нее пластикой, действием. Отправной точкой в этом процессе становятся близкие и любимые персонажи из знакомых сказок и мультиков. Для того чтобы создать полноценный музыкальный образ, мы обращаемся и к пластике, и к живописи, и к вокалу. Важно вызвать у ребенка желание фантазировать на тему. Часто на занятиях мы сочиняем сказки, где участниками являются сами дети и уже знакомые им музыкальные персонажи. Эта сказка, как правило, имеет свое продолжение, так как ребенок осваивает новые музыкальные образы и спешит досочинить свою историю. Дети очень любят выполнять такие задания на наблюдательность и внимание, как умение вслушиваться в природу и давать характеристики тем звукам, которые встречаются в их повседневной жизни. Так одна девочка сказала мне, что снег шепчет, когда идет, а ручеек смеется и что-то рассказывает, а автомобиль сердито пыхтит и урчит. Такие задания развивают творческое воображение и умение слушать и слышать. Когда начинается освоение инструмента, я придумываю такие упражнения для пальцев, которые вызывают у ребенка звуковые, визуальные или тактильные ассоциации. Например: упражнение «кузнечик» состоит из терцового или квартового легатного перехода от одного звука к другому (1-3, 2-4, 3-5 пальцами) и заканчивается очень острым стаккато (как бы скачком кузнечика). При этом сами пальцы в их собранном состоянии изображают согнутые ножки кузнечика. У ребенка к 6-7 годам уже сформированы визуальные представления о многих природных явлениях, поэтому они легко и с удовольствием осваивают упражнение «метелица» - движение через терцию вверх 1-4 пальцами и далее нисходящее движение подряд до 1-ого пальца и так далее. Таким образом, получается повторяющееся круговое движение секвенциями, которое сопровождается круговым кистевым движением (как бы кружится метелица). «Юлу» исполняют, чередуя повторяющийся звук с секундовым ходом то вверх, то вниз (1-2, 1-3, 1-4 пальцами). Это повторяющееся назойливое звучание не надоедает юному музыканту, потому что он создает музыкальный образ любимой детской игрушки, которая кружится то медленнее, то быстрее. И таких примеров можно привести множество, когда они решают не только пианистические задачи, но и формируют через музыкальный ряд восприятие жизненных явлений. На следующем этапе музыкальной подготовки я стараюсь больше обращаться к программной музыке, которая психологически настраивает ребенка на к музыкальный образ. В этом случае дети более осмысленно и ярко исполняют музыкальную пьесу. Например «Ежик» - достаточно трудная на начальном этапе пьеса на координацию движения обеих рук. Но благодаря тому, что в музыке ярко выражен образ маленького и колючего ежика (секундовые сочетания, резкие акценты), дети с удовольствием работают над пианистическими трудностями, представляя на первом этапе работы, толстого и ленивого ежика. По мере совершенствования исполнительского навыка «ежик» становится все более шустрым и колючим. Чем чаще мы обращаемся к эмоциональному миру ребенка, тем больше обогащаем и расширяем диапазон его жизненных представлений, тем содержательнее и глубже его музыкальное самовыражение. Очень хорошо воспринимается детьми использование на занятиях художественных репродукций. Мы устраиваем маленький вернисаж, а затем озвучиваем его. Я предлагаю ученику угадать, о какой картине шел рассказ в той или другой пьесе. Прошу ребенка рассказать, что родственного с картиной он нашел в музыке? Какое настроение вызывает у него и картина, и музыкальная пьеса? Какими музыкальными средствами композитор отобразил предложенный образ?

Сейчас в помощь педагогам выпускается множество нарядно оформленных музыкальных сборников. Так, например, в красочном издании «Детского альбома» П.И.Чайковского есть и очень интересные рисунки к каждой пьесе, и поэтическое приложение. Поэтому, работая над «Детским альбомом», мы создаем целые музыкально-поэтические композиции, добавляя в них еще и пластический элемент. Мы запланировали силами «Музыкальной гостиной» устроить интегрированный урок на музыкальном материале сборника П.И.Чайковского с кружком живописи «Вдохновение» и с хореографическим кружком «Росток». Это даст возможность детям наглядно убедиться в возможностях взаимопроникновения разных видов и жанров искусства. У наших воспитанников уже накоплен большой опыт такой работы. В прошлом году, благодаря тесному сотрудничеству музыкального кружка с детским музыкальным театром, был создан музыкальный спектакль «Музыка - душа моя» о творчестве великого русского композитора М.И.Глинки. В этом спектакле, как никогда раньше, очень плотно взаимодействовали различные виды и жанры искусства: драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное и поэтическое. Это были различные варианты музыкальных альянсов, исполняемые только учащимися. Одни играли, другие танцевали или пели, или декламировали стихи. И все это было подчинено общей драматургии представления. Но и до этого спектакля в наших совместных работах мы использовали такие разнообразные формы взаимодействия детей на сцене. В спектакле «Бременские музыканты» король сам играет на клавесине и поет с принцессой дуэт. В отрывке из оперы «Пиковая дама» учащиеся исполняют и партию фортепиано, и партию флейты, и дуэт Прилепы и Миловзора, а малыши изображают пасторальную сценку с танцем овечек. В «Кошкином доме» кошка и петух поют дуэт под аккомпанемент кошки, а затем гости танцуют галоп также под ее сопровождение. «Песню жаворонка» М.И.Глинки мы оформили как сцену пастушка, который, играя на дудочке, пытается привлечь к себе порхающего жаворонка. Партию фортепиано тоже исполняет ученица старшего класса.

В старшем возрасте, когда уже накоплен большой багаж жизненных впечатлений, душевных переживаний, у ребят появляется желание импровизировать на сцене, отражая свой мир образов и чувств. Так очень удачным был опыт, когда ученица выпускного класса исполняла Романс Г.Свиридова, из кинофильма «Метель», а две другие девочки в черном и белом костюмах пытались показать столкновение и взаимодействие двух противоположных начал. Сильное эмоциональное впечатление произвел номер, в котором выпускница «Музыкальной гостиной» исполняла До диез минорную прелюдию С.В.Рахманинова, а мальчик декламировал стихи, посвященные Великой Отечественной войне в музыкально - поэтической композиции.

В этом году мы празднуем пятнадцатилетний юбилей Детского музыкального театра и Музыкальной гостиной. Эти коллективы одновременно начали свое существование, а кроме этого, все юные музыканты одновременно являются и артистами детского музыкального театра. На свое торжество мы приглашаем всех наших выпускников. Надеемся, что встреча разных поколений наших артистов и музыкантов, будет радостна и полезна для всех: и для ребят, и для нас, педагогов. Благодаря тому, что наши питомцы не забывают нас, мы знаем, как складываются их судьбы. Каждый пошел по своей дороге, но всегда на этом пути происходит много интересных встреч и событий, благодаря их стремлению узнать и научиться чему-то новому, благодаря тем знаниям и навыкам, которые они получили у нас в Центре детского творчества. Например Аня Урсу участвовала в конкурсе «Мисс РУДН». Она сама смогла придумать и срежессировать свое выступление, в котором были элементы и вокального, и музыкального, и хореографического исполнения. Благодаря яркости и неординарности, ее выступление произвело большое впечатление, как на студентов, так и на членов жюри и, несмотря на серьезную конкуренцию, Анечка вышла в финал конкурса. Женя Пашнина участвовала в таком же конкурсе в своем институте и получила звание «Мисс очарование». Наши девочки постоянно принимают участие во всех концертных программах городка, где неизменно пользуются большим успехом. Как показывает многолетний опыт, психологическая и социальная адаптация во взрослой жизни у таких подготовленных ребят проходит достаточно легко и безболезненно. Их доброжелательность, контактность, умение слушать и понимать других людей, а так же их творческая увлеченность привлекают к ним огромное множество сверстников и людей старшего поколения, не говоря уже о детях, которые буквально «смотрят им в рот». Наши юные артисты с нетерпением и большим волнением ждут юбилейный вечер встречи. Ведь то, что они собираются показать на сцене, много лет назад исполняли их старшие товарищи, чья оценка для малышей очень важна. Это является мощным стимулятором для работы детей и возможностью почувствовать свою самореализацию.

Практика показывает, что мы находимся на правильном пути. Именно комплексный подход к развитию и образованию детей дает наилучшие результаты, обеспечивает тем багажом знаний, навыков и умений, с которым юный человек может смело вступать во взрослую жизнь и чувствовать себя полноценным членом общества. А те человеческие качества, которые воспитываются на протяжении всего периода обучения и тесного общения педагогов и ребят, вообще переоценить невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...