Роль школы в воспитании конкурентоспособного ученика
материал

Иванова Лариса Васильевна

Роль школы в воспитании конкурентоспособного ученика  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ivanova.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школы в воспитании конкурентоспособного ученика  

(Слайд 1)

        

Исэнмесез хормэтле президиум, хормэтле кунаклар, кадерле укытучылар!

Здравствуйте  уважаемый президиум,  уважаемые гости  конференции, дорогие коллеги!

 

        Продолжая работу конференции хочу остановится на основных факторах и тенденциях воспитательной работы   с целью воспитания и  становления  конкурентоспособной личности в современной школе.

           Сегодня современная школа должна стать новым важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны не только высоко образованные, но и нравственно богатые, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и конкурентоспособными,  уметь прогнозировать их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,  креативностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

           В последние годы образование все чаще рассматривается как одно из самых необходимых общественных благ. Действительно, роль образования, включающее в себя воспитание, обучение и развитие, очень велика. Великий татарский гуманист-просветитель Каюм Насыри сделал в своё время очень мудрый вывод. Звучит он так: (Слайд 2) «Ключ ко всему – в воспитании, в нем развязка всего, самый верный путь становления конкурентоспособного человека».  Не только ум, знание, компетенции, практические навыки, но и душа, чувства, телесное и духовные здоровье, смыслы жизни, стратегия поведения и конкретные поступки являются предметом воспитательной деятельности.

           Воспитательная система школы основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии  учебного заведения с социумом: культурными и общественными организациями и объединениями, единого социального заказа семьи, учащихся, общества.

           Воспитание – сложный и многогранный процесс. Ребенок как объект воспитания находится постоянно под влиянием внешних факторов и людей, которые его окружают. (Слайд 3)

        Я работаю в Пестречинской средней  общеобразовательной школе № 2 17 лет, 2 года работала организатором детского досуга и 15 лет заместителем директора, более 10 лет заместителем по воспитательной работе. Мне, как никому известны нюансы воспитательной работы с учащимися в школе. Воспитание конкурентоспособной личности – веление времени. Я остановлюсь на некоторых фактах, которые привели нашу школу, в  улучшение динамики развития  воспитательной работы. С 1992 года наша школа прошла путь который олицетворил классик татарской литературы Г.Ибрагимов в романе «Глубокие корни » Без тубэннэн, тормышнын тобеннэн кутэрелдек. Кем кутэрде, кайчан, ничек? Хэзер сезгэ шул турыда сойлэп бирергэ телим».    Наряду с  обучением и воспитанием детей нам  пришлось тянуть название бывшей спец. школы. Наверное, не надо объяснить,  какая категория населения приводила нам своих детей. Социальный паспорт школы бывших лет показывал  состояние статуса  родителей.

            . (Слайд 4)

Годы

Неблагополучные семьи /кол-во

Малоимущие семьи/кол-во

Неполные семьи/кол-во

Многодетные семьи/кол-во

2012

20

146

77

85

2013

13

103

80

71

2014

7

73

82

68

         (Слайд 5) Поэтому основной задачей нашей школы стало воспитание,  привитии навыков  положительной жизненной позиции, оградить детей от негатива, научить их  безопасности.   Коллектив нашей школы делает упор на воспитание трудолюбия, спорта, патриотизма, здорового образа жизни. Для того чтобы решить эти цели и задачи нам помогает основной фактор - это  воспитание конкурентоспособной личности. Когда рядом  работает базовая школа,  мы всегда были  вторыми. Для того чтобы выйти в люди и  попытаться показать себя нам помогает второй фактор - это конкурсное движение. (Слайд 6, 7) И мы взялись за это дело чуть ли не  зубами. Проявили все усилия, участвовали во всех мероприятиях, конкурсах как в школе,так и в районе, и республике, даже в России. Для этого подготовили своих  танцоров, вокалистов, спортсменов. Не родители, а именно мы, учителя водили детей в ДДТ  на различные кружки, чтобы повысить интеллектуальный уровень наших учащихся.

(Слайд 8) Следующий секрет нашего роста  в школе поощряется даже малейшее продвижение ученика в любой области деятельности  как стимулирование и мотивация к следующим положительным действиям, Еженедельно проводятся общешкольные линейки, где отмечаются и поощряются учащиеся   по различным  результатам участия в конкурсах, награждаем многочисленными грамотами разного уровня, вот это  достоверный факт.  

(Слайд 9)    Важнейший фактор,  это индивидуальное отношение к учащимся и к неблагополучным семьям.

В нашей школе четко сформирована система воспитательной работы. Данная система определяет содержание и основные направления воспитательной работы учебного заведения и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению и конкурентоспособной личностью.

        Прежде чем обвинять ученика  за какое-либо правонарушение, надо искать причину. Как правило, причина находится в семье. Были такие случаи, ребёнок попадает в милицию, невозможно найти родителей. Приходится забирать домой, умыть, кормить, уложить спать  на второй день приводить собой в школу. У другого каждый день в школе болит живот. Когда спрашиваешь, что ел  утром, отвечает, чай пил с соленым огурцом. Вот тут уже общая плановая работа не поможет, начинаешь искать другие пути, как помочь ребёнку и его семье. Регулярные посещения на дому, трудоустройство родителей,  для того чтобы и ребёнок, и родитель были перед глазами и быть всегда в курсе,  что  происходит в данной семье, дают положительные результаты.

           (Слайд 10) Индивидуальное отношение необходимо при работе с правонарушителями и учащимися ВШК и  «группы риска».  Индивидуальные беседы, убеждения, доверительные отношения, привлечение к проводимым мероприятиям, постоянно дает положительные результаты.  На данной момент учащихся данной категории в нашей школе уменьшилось. 1 ученик стоит на учете КДН,  3 ученика состоят на ВШК, 4 в группе риска.  Наша задача обеспечит их  безопасность, занятость, как можно меньше оставалось свободного времени. На нашей практики были дети, которые состояли на учёте в течение нескольких лет, и наши труды не пропали зря. (Слайд 11) Отрадно, они  сегодня не потерялись, трудятся,  служат в рядах Российской Армии, строят дома, создают семьи. Порой бывает так приятно,  когда  на каком - нибудь соревнование или турнире встретишь таких выпускников, которые поддерживают школу, это ли не патриотизм? И еще подходят и говорят, спасибо Вам за то, что в трудные время вы всегда были рядом. Значит помнят, наши воспитательные наставления, и сегодня  отвечают хорошими деяниями. (Слайд 12)  

 Да, сегодня хочу называть именно таких детей, которые не потерялись в обществе, а  продолжают вести нормальный образ жизни. Это Миндуков Д., Давлетшин Роберт, Борисов Евгений, Резцов Саша, Левахин Саша, Сучков Андрей, Лосев Артём и др, которые трудятся на различных хозяйств района и города Казани. Огромное спасибо нашим учителям, которые внесли огромный вклад в деле  воспитания и обучения.  (Таблица  по динамики улучшения состояния состоящих на учётё.)

Категория

2006 г. /кол-во

2007 г. /кол-во

2008 г. /кол-во

2009 г. /кол-во

2010 г. /кол-во

2011 г. /кол-во

2012 г. /кол-во

2013 г. /кол-во

2014 г. /кол-во

КДН

13

8

4

4

3

4

3

2

1

ВШК

17

15

13

10

7

7

6

4

3

Группа риска

5

8

7

8

7

6

6

5

4

        (Слайд 13) Следующий фактор это создание благоприятных условий. Не зря говорят, среда воспитывает человека. Мы это ощущаем всё больше и больше. В результате заботы Правительства Татарстана, руководства района о детях, преобразилась наша школа. Дети становятся более высоконравственными, а коллектив умело решает поставленные задачи. Уважаемые руководители! От имени педагогического коллектива, родительской общественности, учащихся,  выражаем огромную благодарность и признание за  проделанную работу. (Слайд 14)    И хочу сказать, сегодня школа меняется не только внешне, но и много внутренних изменений.  Благодаря хорошему состоянию школы и по многочисленным результатам педагогов и учащихся, наша школа единственная в районе, стала. «Школой содействующей золотому уровню». (Слайд 15)    Мы  успешно реализуем совместный проект с ДОУ «Каенкай» «Совершенствование дошкольного, школьного и дополнительного образования, через внедрения здоровьесберегающих технологий», «От здорового малыша до здорового выпускника».

         (Слайд 16) С 2012 года наша школа  удостоена статуса «Школа Превосходства» У нас есть своя миссия, свои видения, свои ценности.  Каждый  ученик, и учитель   старается сохранить достигнутое и развивать до бесконечного. (Слайд 17)    В школе  создан ФОРПОСТ, который активно действует не только в районе и в республике. (Слайд 18)    День за днём развивается  спорт. Хорошие результаты в республике  по направлениям баскетбол , хоккей с шайбой. 3 место   в республиканской спортакиаде школьников. Учащиеся Савин В. Ребзуев С. Стали кандидатами в мастера спорта и выбрали профессии спортивного направления. (Слайд 19)    

В результате данной работе, учащиеся выбирают профессии в правоохранительных  органах и военных профессии. Развита национальная борьба.  Девочки с большой охотой занимаются ТХЭКВАНДО. У Игнатьевой Ангелины уч-цы 7 кл. Черный пояс, она кандидат в мастера спорта, Демидова Валерия уч-ца  7 класса поступила, в физкультурную школу в г. Казани.

(Слайд 20)    С большим успехом работает школьный театр, который является  победителем районных и республиканских конкурсов и фестивалей, обладает Гран-При.  

(Слайд 21)    У школы хорошие результаты по техническому творчеству. В республиканском фестивале тех. творчество  стали победителями в номинации «Тысячи изобретений».    Активно внедряется проектно-исследовательская работа. Тесная связь  с Вузами, сотрудничество с министерством Лесного хозяйства дают хорошие результаты по профориентационной работе.   Большинство выпускников выбирают профессии связанные с  сельским хозяйством. Школа растит свои кадры и работают в нашем коллективе.

 (Слайд 22)    Сегодня активно внедряем методику обучения по Сингапурской программе, которая нацелена на повышение качества знаний и воспитания в РТ. Все учителя школы прошли обучения,  5 теро учителей успели повысит профессиональный рост по этой методике в республике, (Слайд 23)    Муллахметова Л.Р победила конкурс и выиграла грант на 3х недельные курсы повышения квалификации в Сингапуре.  2 е стали тренерами школ по нашему району.  1 учитель и 2 заместителя директора проходят курсы по Основе Лидерства.  (Слайд 24)    Я как прошедшая 2 этапа  курсов по подготовке кадров по Лидерству, могу сказать, что немаловажна роль  Лидера т.есть директора школы, по  достижению успеха школы. 10 лет нашей школой руководит человек, который  посвятил себя на благу учащихся и коллег. Её мудрые решения,  организованное руководство,  опыт, очень значимы к сегодняшней  успешной позиции  школы по воспитательной работе. Утром когда придешь в школу, она встречает нас не в кабинете директора, а на улице орудием труда на руках. Вот например… Зимой, идёшь в школу стоит Э.А. лопатой на руках. Естественно, каждый берёт у неё и начинает работать. А у неё  эти лопаты появляются ещё и ещё. И так,   ни один ученик, учитель не проходит мимо,  а трудится по силам и времени. Она никого не просит, не заставляет, тем самым, умело вовлекает всех нас к трудолюбию, к здоровью и патриотизму. и конечно же развивает конкурентоспособность  среди учащихся. Потому что, каждый старается работать побольше и показать перед директором как лучший.

           Бесспорно, что воспитание не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

        Самое главное для успешного претворения в жизнь основных идей концепции модернизации образовательного процесса в целом и его важнейшей составляющей - воспитания, это личность учителя - воспитателя, его отношение к детям, работе.

        Как гласит притча Сократа: «Три человека тащили огромные камни в город. Пот катился с каждого из них. Одного спросили:

 - Что ты делаешь?

 - Тащу эту проклятую ношу.

 Второго спросили:

 - Что ты делаешь?

 - Зарабатываю на хлеб себе и своей семье, - бодро ответил он.

 Третий на этот вопрос улыбнулся и сказал:

 - Я строю замечательный храм, который простоит века на радость и утешение людям».

        Вот оно разное воспитание трех разных людей и разное отношение.

Мы, глубоко признательны за достойную оценку нашей работы в выступлении начальника отдела образования Зуфара Гарифовича Рахматуллина. Задачи поставлены чётко, конкретно, не останавливаться на достигнутом.

 (Слайд 25)    Размышляя об алгоритмах успешной реализации дальнейших задач воспитания подрастающего поколения, хочу довести  задачи на будущее народной мудростью:

Без памяти - нет истории,

 Без истории - нет культуры,

 Без культуры - нет духовности,

 Без духовности - нет воспитания,

 Без воспитания - нет Человека,

 Без человека нет Народа!

 

Так, давайте те же Уважаемые коллеги, будем помнить это и выполнять!

(Слайд 26)    Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....

Материал для выступления на МО, педсовете. "Роль педагога в воспитании личности ребёнка. Советы психолога по работе с учениками."

Процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение, т.к. требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт примен...

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ...

«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия....

Родительского собрание «Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика» 7 класс.

Цель:обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.Задачи:определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка;обозначить проблемы развития работос...