Материал для выступления на МО, педсовете. "Роль педагога в воспитании личности ребёнка. Советы психолога по работе с учениками."
методическая разработка по психологии на тему

Булыжникова Нина Валериевна

Процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение, т.к. требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям.  Результаты обучения обнаружить легче. Их видно и в них проще  вносить важные, нужные и необходимые коррективы.  Труднее определить допущенные просчеты, ошибки и упущения в воспитании ребенка.Следовательно учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету и понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками.Вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога в воспитании личности ребёнка.      Советы психолога  по работе с учениками.

Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных, взаимопроникающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый педагог скажет: учить детей легче, чем воспитывать.

А ведь действительно, процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение. Процесс воспитания требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям.

Воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное – это стиль отношений учителя и детей. Который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к ним.

У детей необычайно велика страсть к знанию. Она просыпается еще в возрасте «почемучек». Душа ребенка распускается как цветок. Не зря ведь говорят, что дети — цветы жизни. Каждый вопрос «почему» — есть открытая дверь в страну знания. И каждый уход от  ответа на этот вопрос — есть захлопывание этой двери.

Результаты обучения обнаружить легче. Их видно и в них проще  вносить важные, нужные и необходимые коррективы. А вот результаты воспитания обнаруживаются не сразу, а со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты, ошибки и упущения в воспитании ребенка.

Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, знающего, умеющего и справедливого. Отсюда следует, что учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету и понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками.

  1. Старайтесь замечать положительные стороны детей, хвалите за достоинства. Если обращать внимание на недостатки, они будут проявляться еще больше.

Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его поступками и словами следят дети. Они замечают все: как одет учитель, как он общается с другими людьми: родителями, учителями, с директором или завучем, с учениками. Выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Эти наблюдения накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

  1. Не вымещайте на ученике свои обиды – что посеете, то и взойдет.

Большое влияние на детей оказывает поведение учителя. Оно начинается с общего тона, каким он ведет урок. Учитель знающий, но недобрый, несправедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе нежелание ее посещать, страх перед таким учителем заставляет ребенка лгать, быть неискренним.

Если учитель энергичен, весел, бодр, деятелен, это настроение передается и детям. Если учитель раздражителен, всегда всем недоволен, не выдержан, резок, то дети становятся нервозными, начинают бояться учителя, неохотно идут в школу.

  1. Если ребенок проявляет агрессию, вы не можете, отвечать ему тем же. Таким образом, вы просто закрепите его негативную модель.

Вы тем самым скажете, что так поступать можно. На агрессию, следует отвечать спокойствием, любовью, терпением, тем самым, вы дадите ребенку понять, что существуют различные способы поведения.

Запомните, больно делает только тот, кому больно. Значит, он ощущает угрозу, испытывает на себе насилие. Насилие может быть не только физическим, но и эмоциональным. Постоянная критика может ощущаться ребенком как насилие.

Учитель, как никто другой, должен понимать, что возникающие у ребенка трудности могут проявляться в негативных формах поведения, в снижении успеваемости и учебной мотивации, что различные нарушения психического развития – не вина ребенка, а его беда и он нуждается в помощи старших, а не в наказании.

  1. Через мастерство учителя лежит путь к ученику.

То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Дети во многом подражают учителю иногда бессознательно, а иногда и сознательно.

Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

  1. Ребенка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала.

Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если вы не можете похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета.

  1. Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности.

И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост.

Нужно помнить, что педагог не только дает знания, но и воспитывает отношение детей к знанию, к жизни и людям. Учитель должен научить детей радоваться приобретению знаний, воспитывать умение вглядываться в окружающее, исследовать его. У такого учителя на уроках дети могут пережить жгучую радость открытия, разочарования при неудаче, чувство удивления и гордости перед силой человеческого разума. У такого учителя дети пытливы и любознательны, не боятся ошибаться, охотно высказывают свои суждения и мысли, сам процесс учения вызывает у них интерес и удовольствие.

А ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках, понять, какой момент ученики пропустили, не услышали, не поняли.

  1. Помните, подросток – не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества – НЕЗАВИСИМОСТЬ и  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Учитель должен быть наделен терпением и верой во внутренние возможности ученика. Понимать, что главное не столько учить, сколько с необычайной тщательностью наблюдать за проявлением внутренних возможностей ребенка — ученика, чтобы лишь легким касанием направлять его по верному пути, поддерживать, не дать заблудиться.

Несильное навязывание собственных принципов подростку приводит к спорам, утрате самообладания и оскорблениям. Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают его к бунту. А этим, сами того не осознавая, вы лишаете подростка эмоциональной поддержки и начинаете с ним словесную войну.

  1. Подросток стремится чувствовать себя полезным и нужным.

Постарайтесь обеспечить подростку возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем деле, доверьте ему ответственное поручение, выступление от лица   коллектива и т. п.    

  1. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.

Педагог обязан отдавать себе отчет в том, что от его отношения к детям, от его позиции в классе и применяемых воспитательных мер зависит дальнейшая судьба каждого ученика.

  1. Помните, что наиболее восприимчивы подростки к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).  

Старайтесь при этом ярко проявлять свои положительные эмоции (уважение, восхищение, любовь) к желательным качествам и поступкам персонажей ваших историй и, особенно, к положительным поступкам самих подростков. Не бойтесь немного перехвалить их или завысить реальный уровень последствий от их хороших действий. Только не сравнивайте подростка с персонажами историй и тем более с другими подростками!

  1. Запомните, нет таких волшебных советов, которые раз и навсегда сделают ребенка ангелом. Каждый ребенок  личность, он такой, каким пришел в этот мир. Вы можете научиться любить его, уважать его права и договариваться с ним, но вы не можете и не должны переделывать его!

И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

  1. Умейте любить любого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему. Замечайте в учениках хорошее, светлое, доброе, и будьте готовы снова сталкиваться с трудностями и решать новые задачи в их развитии!

В каждом ребенке видьте индивидуальность. В ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.

Современный учитель живет в постоянном поиске, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Ведь именно школьному учителю нужно реализовывать образовательную программу с одновременным осуществлением развития и формирования личности каждого обучаемого   с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной!

Литература.

  1. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
  2. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.
  3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
  4. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» // Издательство "Радяньска школа", 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми"

Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогичес...

«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».

Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия....

Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».

Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...

Выступление на педсовете "Роль внеурочной деятельности в социализации школьников".

Выступление на педсовете "Роль внеурочной деятельности в социализации школьников"....

Выступление на педсовете "Роль дополнительного образования в воспитании современного ребенка"

Воспитание есть процесс социальныйв самом широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги.Макарен...