Воспитание конкурентоспособного ученика с точки зрения психологии
статья на тему

Стукалова Светлана Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание конкурентоспособного ученика с точки зрения психологии»

Проблема формирования конкурентоспособной личности является актуальной, т.к. очень часто выпускники школ оказываются не готовыми к взрослой жизни за пределами школы.

В Законе «Об образовании»  одной из основных задач выделено «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности»

Необходимо также понимать, что нужен поиск новых и наиболее совершенных форм и методов всестороннего воспитания и развития личности подрастающего поколения и начинать этот поиск необходимо ещё в младшем школьном возрасте. Нужно изучать условия  способствующие развитию конкурентоспособности младшего школьника.

Актуальность формирования конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия.  По результатам исследований в рамках профориентационной  работы нашей школы «только 35% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 65% старшеклассников имеют низкие шансы успеха и самореализации в жизни». Проблема конкурентоспособности личности связана с конкурентоспособностью общества. В начале прошлого века В.М. Бехтерев отмечал, что каждое общество не может избежать ни конкуренции, ни соперничества и борьбы, но в этом и  заключается залог его будущих успехов и совершенствований.

Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы.

В проводимых учеными исследованиях уточняется психологический аспект содержания понятий конкурентоспособности личности (когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты); обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности; обсуждаются условия формирования конкурентоспособности учащихся; вскрывается связь конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников; анализируется структура готовности учителя к воспитанию конкурентоспособности у школьников и условия его подготовки к такой работе.

Ключевое значение для формирования конкурентоспособности личности имеет психолого-педагогическая поддержка учащихся. Ее разработка предполагает решение ряда принципиальных проблем: обоснование целевых ориентиров; выявление ее информационных, структурных, функциональных и процессуальных особенностей; разработка социокультурных критериев конкурентоспособной личности, системы профориентационного сопровождения и социально-психологической коррекции конкурентоспособного поведения школьников.

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности можно выделить: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, самопознание, коммуникабельность,  способность принимать ответственные решения,  готовность к профессиональному самоопределению

Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное. Так как л.о.о. нацелено, прежде всего, на раскрытие развитие личности каждого ребёнка, его самобытной индивидуальности. «Хороший» ученик в этом случае понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

В педагогике также утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. К.Д. Ушинский утверждал: «Убеждение в том, что нравственность, не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» нравственного творчества».

Нужно уметь слушать, слышать и прислушиваться к ученику. Предоставить ученику возможность заниматься самопознанием.

Например есть методические приемы, которые воссоздают своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к окружающим. Например ритуал приветствия. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский  коллектив, где он пользуется доверием и сам доверяет другим. Каждый раз можно предлагать ребятам самим придумывать ритуал приветствия и в нем можно увидеть проявление личностных качеств детей.

Можно использовать и традиционные методы:

Например:

 «Цитата урока» - помогает эмоционально, образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.

«Урок-игра» -  метод обучения,  который рекомендуются для активизации познавательного интереса детей. Через игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов, проектов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.

«Размышление над ситуацией», «Просмотр видеоматериалов» учат детей рассуждать, анализировать и синтезировать увиденные в жизни ситуации.

И  обязательно заключительный этап –  эмоциональный «финал» урока, который предусматривает обмен впечатлениями и  выступает диагностическим барометром для педагога.

Целью работы каждого педагога должно стать формирование активной личности, способной к взаимодействию с окружающими, проявляющей о них заботу и внимание, ведущей здоровый образ жизни и понимающий важность сохранения природной среды.

А также необходимо понимать, что конкурентоспособный, успешный ученик, это не человек «идущий по головам», а человек умеющий подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление и сохранять его, тот, кто не боится публичных выступлений на заинтересовавшие его темы, тот, кто не боится ошибиться. Для ребенка делать ошибки, – это нормально. И задача педагога сделать все для того, того чтобы любой ученик, независимо от его способностей чувствовал себя счастливым, несмотря  отличник он или двоечник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Суть работы классного руководителя с точки зрения психолога.

Статья которая поможет учителю наладить контакт с учениками....

Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным поня...

Качество образования с точки зрения психологии

Выступление педагога-психолога на Педагогическом совете....

мороз с точки зрения психологии.

"Мороз с точки зрения психологии" (часть бинарного урока по теме "Мороз"). рассматриваются такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, внимание. рассматривается вопрос об о...

Роль школы в воспитании конкурентоспособного ученика

Роль школы в воспитании конкурентоспособного ученика...