Главные вкладки

    Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
    статья

    В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий  алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_iom_i_up_litsey_373_3.docx30.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

    Аннотация

    В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий  алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.

    Афанасьева И.В., директор  ГБОУ лицей №373

    Московского района Санкт-Петербурга

    Васильева Э. В., зам. директора по УВР

     ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга,

    методист ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга

    Файншмидт И. В., зам. директора по УВР

     ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга

    В педагогической практике сегодня можно всё чаще услышать информацию о том, что учащиеся имеют возможность выбирать индивидуальный образовательный маршрут. С чем связано использование этого понятия? Как оно трактуется в нормативно-правовых  документах и педагогической литературе? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

    Изучение Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказов Минобрнауки, которыми утверждены федеральные государственные образовательные стандарты от уровня начального общего до среднего общего образования, привели нас к выводу, что действующее законодательство в сфере образования не регламентирует понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и не устанавливает обязательность его разработки.

    В то же время Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" относит к трудовым действиям педагога «определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся» [6].  

    Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, предусматривает как активную учебно-познавательную деятельность учащихся, так и построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей. По нашему мнению, активное использование термина «индивидуальный образовательный маршрут» в рамках реализации ФГОС на разных уровнях образования обусловлено необходимостью построения образовательной деятельности для каждого учащегося.

    Считается, что в активную практику данный термин был введён Е. И. Казаковой и А. П. Тряпициной в книге «Диалог на лестнице успеха» [5]. Сегодня исследователи в области педагогической науки приводят отличия индивидуального образовательного маршрута от индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы [2].  Не повторяя многочисленных публикаций об этих отличиях, представим три определения индивидуального образовательного маршрута:

    1. Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [5].  
    2. Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения (встречается во многих положениях образовательных учреждений об ИОМ).  
    3. Индивидуальный образовательный маршрут – это  последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного учащегося [7].  

    Первое определение, по нашему мнению, использует иной смысл образовательной программы чем тот, который сегодня прописывает пп. 9 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ». В нём определено, что «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [8].

    Второе определение вступает в противоречие со ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», где описаны три формы обучения: очная, заочная, очно-заочная [8]. Поэтому третье определение нам представляется более кратким, удобным для усвоения и использования в работе.

    Компонентами содержания образования при построении индивидуального маршрута выступают, с одной стороны, предметы учебного плана, курсы внеурочной деятельности, занятия по программам дополнительного образования, с другой стороны – темы и разделы рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. В таком делении компонентов есть возможность выстраивания маршрута как внутри каждого предмета (курса), так и внешнего.

    При построении внешнего индивидуального образовательного маршрута лицей обеспечивает право учащегося на «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы» (ст.34 п.1.пп 3 Закона «Об образовании в РФ») [8].   В пп. 23  ст. 2 ФЗ №273 сказано, что «индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося». Можем сделать вывод, что обучение по индивидуальному учебному плану – это один из вариантов реализации образовательного маршрута, но не единственный.

    На практике мы апробируем следующий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута:

    1. Диагностика учащегося, выявление индивидуальных способностей и потребностей.
    2. Дифференциация учащихся со схожими потребностями и возможностями.
    3. Постановка целей обучения (важнейший момент, для чего это ребёнку?)
    4. Определение срока достижения цели
    5. Отбор содержания
    6. Отбор форм обучения
    7. Определение этапов (расписание)
    8. Образовательная деятельность (этап реализации)
    9. Диагностика промежуточных результатов
    10. Коррекция
    11. Подведение итогов (в соответствии с п.3)

    Среди множества условий для построения индивидуального образовательного маршрута главными, по нашему мнению, являются:

    1. Позиция учащегося как субъекта выбора образовательной деятельности.
    2. Избыточность компонентов содержания (для обеспечения их выбора).

    Реализуя с 2018/2019 учебного года в лицее ФГОС на уровне среднего общего образования отмечаем, что нормативная база действительно обеспечивает старшекласснику вариативность содержания и позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты. Однако, у нас остаются вопросы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Среди них:

    • Как соотнести разные потребности учащихся с ограниченными ресурсами образовательного учреждения?
    • Как измерить трудозатраты учителя при выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в рамках компонентов содержания учебного предмета (курса)?
    • Как свести к минимуму дополнительную бумажную работу, которая сопровождает деятельность по построению и реализации ИОМ.

     

    Список использованных источников

    1. Индивидуальный образовательный маршрут. Ольшева Л.Г., Юдина О.И. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015009305
    2. Кушнир М. Образовательная траектория, программа или маршрут? Режим доступа: http://medwk.blogspot.com/2016/08/blog-post.html
    3. Лабунская Н.А.. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося и его формирование. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося: подходы к формированию. Информационно-методические материалы. /Под ред. Н.А. Лабунской. - СПб., 2017.
    4. Методические рекомендации по формированию ИОМ обучающегося на уровне СОО. Режим доступа:  http://2spbg.ru/documents/id/rip/sppov/itog-2017-18/pr1/mr-iom.pdf
    5. Образовательное событие  и индивидуальный образовательный маршрут: инструменты организации внеурочной деятельности и дополнительного образования (на примере школьного исследовательского клуба «Веритас») О.О. Жебровская, Е.В. Семыга, Н. П. Осипенко. Вестник Бал ИРО. 2017. №2 (4)
    6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Режим доступа:  https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
    7. Разработка примерных индивидуальных образовательных маршрутов. Режим доступа: http://school.mephi.ru/content/file/mm/2-3/individual.pdf
    8. Федеральный Закон  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ред. 03.08.2018) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определитьс...

    Информация о реализации образовательного процесса по индивидуальному учебному плану

    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, Положением об организации обучения по индивидуальному учебному плану в муници...

    Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

    Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

    план индивидуального образовательного маршрута

    В плане дана характеристика учащегося, темы проектной деятельности по литературе....

    Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики на 2014-2015 учебный год.

    Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики на 2014-2015 учебный год....

    Индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей.

    Разработала, реализую, внедрила в практику школы (2010-2015): индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей; индивидуальные подпрограммы  работы с одаренными детьми в рамках реали...