Объективность оценочных процедур. Качество или количество?
статья

Кочкуркина Ольга Викторовна

Об условиях создания оптимальной модели организации оценочных процедур в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочкуркина Ольга Викторовна

 Объективность оценочных процедур. Качество или количество?

Единая система оценки качества образования в Российской Федерации включает несколько уровней от внутришкольного до национального и международного. Все школьники Липецкой области в обязательном порядке принимают участие в процедурах внутришкольной оценки качества образования (текущий и промежуточный контроль успеваемости, планируемый и осуществляемый непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность), а также в процедурах ОГЭ и ЕГЭ как основных формах государственной итоговой аттестации по программам, соответственно, основного и среднего общего образования. Выпускники 11 класса в качестве допуска к ГИА пишут итоговое сочинение.

Помимо этого отдельные категории обучающихся школ Липецкой области принимают участие во Всероссийских проверочных работах (ВПР), Национальных исследованиях качества образования (НИКО) и Международных сопоставительных исследованиях качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS). ВПР – наиболее массовые оценочные процедуры по сравнению с НИКО и международными исследованиями. Тем не менее, как те, так и другие позволяют судить о качестве подготовки участников исследования по отдельным предметам и вырабатывать конкретные пути развития и совершенствования системы образования, не влияя при этом на перевод обучающихся из одного класса в другой и на получение аттестата, не применяясь для оценки работы учителей и образовательных организаций в целом.

Этим же целям, а также созданию единого образовательного пространства Липецкой области служат и региональные мониторинги, проводимые в школах области. На мой взгляд, наиболее актуальными из них являются мониторинги образовательных достижений по предметам – например, математике (10-11 класс), географии (10 класс) – и мониторинги метапредметных результатов школьников, обучающихся в режиме апробации введения ФГОС ООО. В этих мониторингах обучающиеся нашей гимназии принимали участие на протяжении последних трех лет. И это позволило, например, проследить динамику сформированности метапредметных достижений нынешних восьмиклассников, сравнивая их по состоянию на момент окончания освоения программы 5, 6, 7 класса. В текущем учебном году, начиная предварительную работу по апробации оценивания уровня достижения метапредметных результатов в форме итогового индивидуального проекта, мы будем опираться на полученные данные мониторинга с целью как можно более эффективного распределения видов и тем проектов для обучающихся различного уровня подготовки.

Таким образом, применение результатов регионального мониторинга позволяет принимать управленческие, организационные и иные решения при организации внутришкольного контроля образовательных достижений обучающихся.

Однако, нет никакого смысла опираться в практической деятельности на результаты оценочных процедур в случае, когда они не являются объективными. Необъективные, формальные результаты оценочных процедур любого уровня не имеют никакой практической значимости. Их результатом является только потраченное на их проведение и анализ время, которое можно было бы использовать эффективно.

Исходя из опыта работы в условиях апробации введения ФГОС основного общего образования с сентября 2014 года, для себя я сделала следующие выводы, касающиеся организации оценочных процедур в школе.

1.Единичная диагностика тех или иных образовательных результатов не позволяет увидеть целостную картину достижений обучающихся. Необходим заранее спланированный и систематически осуществляемый мониторинг, который как раз и позволит проследить сформированность тех или иных образовательных результатов в их динамике, определить причины успеха или неуспеха и своевременно скорректировать работу.[1]

2.Для эффективной организации работы оценочные процедуры должны быть 1) обеспечены методически грамотными контрольно-измерительными материалами, 2) работы объективно проведены и 3) результаты объективно  оценены.

3.В настоящее время количество оценочных процедур, проводимых в школе, зачастую избыточно, что приводит к частым передвижкам/корректировкам в составленном на учебный год планировании освоения образовательной программы, к лишним стрессам для обучающихся, к перегрузке педагогов. В связи с этим крайне необходимо создание оптимальной модели организации оценочных процедур, включающей в себя не только мероприятия ВШК, но и учитывающей внешне мониторинги качества образования.

Вышесказанное возможно, как представляется, при соблюдении следующих условий:

- проведение оценочных процедур по единообразным КИМам и единому графику, публикуемому, например, в августе, на весь предстоящий учебный год, как минимум, на уровне региона или всероссийском (по принципу ВПР);

- использованием КИМов в 2-4 вариантах (в одном варианте – необъективно, а большее количество вариантов увеличивает временнЫе и материально- технические затраты на их составление и тиражирование); предпочтительный объём КИМов - для тиражирования 1-4 страницы формата А4, по времени выполнения 1 урок для обучающихся начальной школы, 1-2 урока для обучающихся 5-8 классов, 1-4 уроков для 9-11 классов;

- выполнение работы обучающимися на должном организационном уровне и объективная проверка работ (возможно, автоматизированная) по единым критериям (по примеру региональных мониторингов в Липецкой области: загружены ответы обучающихся – получены оценки их работ в виде отметок и визуализированной статистики);

- организация системного мониторинга как предметных так и метапредметных образовательных достижений обучающихся (желательно, дважды в год: в начале учебного года – сентябрь/октябрь – для определения уровня «остаточных знаний» и планирования повторения, и в конце года – апрель/май – для анализа их динамики);

- оптимизация количества оценочных процедур.

Получив объективные результаты оценочных процедур в виде статистических данных, проведя их качественный анализ (сравнивая между собой не результаты по разным предметам и не классы в параллели, а достижения одних и тех же обучающихся в разные периоды обучения) получаем реальную картину динамики образовательных достижений школьников, на основании которой можно выявлять проблемы и принимать управленческие решения.


[1] В чем состоит сходство и различие между диагностикой и мониторингом?

1.Продолжительность. Мониторинг – длящееся действие, которое включает в себя несколько наблюдений. Диагностика – изучение объекта в статике непродолжительный период времени.

2.Влияние на объект. Мониторинг ограничивается наблюдением, диагностика также включает в себя проведение экспериментов.

3.Цели. Диагностика необходима для того, чтобы быстро выявить неисправности, лежащие на поверхности, мониторинг – для установления скрытых проблем.

Диагностика – поверхностное или полное изучение состояния объекта, предполагающее активное взаимодействие с ним. Главная цель – выявление неисправностей и неполадок, влияющих на корректную работу системы с их последующим устранением.

Мониторинг – длящийся процесс наблюдения за объектом, который включает в себя периодическое снятие интересующих параметров, их регистрацию, хранение и анализ. Комплекс мероприятий всегда растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы.

(Источник информации – сайт TheDifference.ru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования

В презентации представлены основные подходы использования результатов оценочных процедур...

Качество образования как результат оценочных процедур

Качество образования как результат оценочных процедур...

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования

Доклад на педагогический совет "Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования"...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...