Дополнительное образование
методическая разработка

Загурская Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

На правах рукописи

Загурская Светлана Александровна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СШ№10»

Итоговая аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании»

Научный руководитель:

Рецензент:

Дата защиты «___»____________ 2017 г.

Отметка ___________________________

Подпись ___________________________

(руководитель программы)

Нижневартовск, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Теоретические направления стратегии развития образовательных учреждении.

1.1. Особенности управления образовательным учреждением                       5

1.2. Понятие стратегии и развития                                                                      9

1.3.Стратегия информатизации образовательного учреждения                     12

Глава 2. Особенности информатизации МБОУ «СШ № 10»

2.1. Организационная структура  МБОУ «СШ № 10»                                 15

2.2. Анализ существующей программы информатизации в

МБОУ «СШ№10»                                                                                            20

2.3. Основные направления стратегического планирования информатизации образовательного процесса в МБОУ «СШ№ 10»                                          26

Заключение                                                                                                            39

Список используемой литературы                                                                      41

Введение.

Главная черта современного мира — стремительные перемены, большой поток информации. Изменения в экономике, политической и общественной жизни страны влечет за собой перемены во всех остальных институтах общества.

Изменение функции человека в обновляющейся системе диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых условиях.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих направление развития современного общества. Человечество неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играет информация.

Поэтому особую значимость приобретают задачи, направленные на подготовку обучающихся к жизни в условиях современного информационного общества:

  • формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
  • формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие умения находить и объяснять связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нестандартные задачи, используя приобретенные знания, УУД;
  • развитие общительности, контактности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этих  задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы.

Актуальность исследования. Педагогическое пространство школы должно стать развивающей образовательной средой. Наступило время больших объемов и потоков информации, поэтому школа должна учить обучающихся ориентироваться в этих потоках, находить необходимые данные с наименьшими затратами времени. 
Однако остаётся много нерешённых проблем, связанных с недостаточной разработанностью, с различными точками зрения на технологии стратегического планирования информатизации в школе. Это и обусловило выбор темы исследования.

Объектом исследования является информационное пространства в МБОУ «СШ№10».

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике современной общеобразовательной школы в направлении информатизации.


Глава 1. Теоретические направления стратегии развития образовательных учреждений.

  1. Особенности управления образовательным учреждением

Развитие управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность группы людей для достижения определенных результатов. Так как школа - социальная организация, и она представляет собой совокупность способов совместной деятельности педагогов, специалистов, обучающихся, родителей, то возможно говорить об управлении ею. Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. [1]. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, Департамента образования города.[2] Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, уроки, система воспитательной работы школы, система профориентационной работы и т.д.

Теория управления, решающая задачу обеспечения эффективности управленческого процесса, представлена в трудах таких отечественных ученых, как В.Г. Афанасьев, И.К. Шалаев и других, а также зарубежных исследователей: М. Вебера, Д. Карнеги, и других. В их работах выявлены основы социального управления, определено его понятие, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности. Английское слово «manus» (управлять) происходит от корня латинского слова "mange" (рука).  Определение управления, представленное в энциклопедических словарях: элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддерживающей режим деятельности, реализацию их программ и целей.

Ряд исследователей в определении единой категории "управление" включили и некоторые признаки: управление, по их мнению, это определенные структуры, наличие порядка среди элементов этих структур. В понятие определения категории "управление " авторы включают ожидаемые от него результаты: упорядочение системы, обеспечение единства, взаимосвязь элементов организационных систем, называют условия, касающиеся качества субъекта управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность.

Управление - это механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает, функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей. М.И. Кондаков трактует управление учреждениями образования как «специализированную социально-педагогическую систему, предусматривающую сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения».

Ю.В. Васильев оперирует понятием «педагогическое управление», которое осуществляется с учетом требований и задач общества и отличается от социального своими объектами (дети, педагоги, родители), а также характером процессов и закономерностей, определяемых педагогической наукой. «Как практическая деятельность педагогическое управление - это управление целостным учебно-воспитательным процессом».

П.В. Худоминский определяет научное управление системой образования как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья в целях обеспечения воспитания подрастающего поколения. Конкретизируя данное определение, Ю.А. Конаржевский отмечает, что управление представляет собой целесообразную деятельность, направленную на упорядочение учебно-воспитательного процесса и его совершенствование.

Несколько по-другому рассматривают управление В.Д. Белиловский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. Они отмечают, что управление - непрерывный, целенаправленный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью ее развития (сохранения, изменения).

В работах Т.И. Шамовой, М.М.Поташника управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества».

Н.Д. Хмель в своих трудах отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.

Ряд положений общей теории управления образовательного учреждения:

1. Управление обеспечивает целенаправленную и интегрированную деятельность субъектов педагогического процесса.

2. Управление направлено на создание, становление, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

3. Управление осуществляется с помощью управленческих действий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.

4. Управление эффективно, когда оно обладает такими свойствами, как целенаправленность, системность, цикличность, демократичность.

5. Управление достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений; используются критерии конечного результата; имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор.

Изменения российского образования определяют задачу повышения качества воспитания и обучения школьников. Выполнение современным образовательным учреждением своих задач, ориентированных на повышение качества образовательного процесса, напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех его участников, прежде всего, администрации школы и педагогического коллектива.

Управление школой сегодня – это сложный процесс, который состоит из правильного выбора целей и задач, анализа уже достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, рационального планирования, организации деятельности ученического и педагогического коллективов, выбора наилучших путей повышения уровня обучения и воспитания и эффективного контроля.

Управление образовательным учреждением – это научно обоснованные действия педагогов и администрации, которые направлены на рациональное использование времени и трудовых ресурсов. Решение этих вопросов зависит от умения директора школы, администрации и педагогов творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности учителей и обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Любая школа должна меняться в современных условиях. В связи с этим, одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития и изменения.

Школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенном социуме. Поэтому нужно изучать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.

1.2. Понятие стратегии и развития 

Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За последние годы это понятие широко используется специалистами в теории и практике менеджмента как порядок, которым руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план действий, обеспечивающий осуществление задач и достижение целей организации. Стратегия определяет основные пути их достижения так, что организация приобретает единое направление действий. Значит, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел определяют понятие «стратегия» по пяти направлениям как пять «П»:

  • план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;
  • принципы поведения или модель поведения;
  • позиция;
  • перспектива;
  • прием, маневр с целью перехитрить соперника.

Стратегия любой организации - это основной план действий, определяющий первостепенность стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

В современных условиях, а также учитывая, что в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей:

1) из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по адаптации к внешней среде;

2) из активных действий на непредвиденные события во внешней среде, можно считать, что стратегия - это система установок и мер, направленных на долгосрочное укрепление конкурентной позиции организации в рамках установленного назначения.

Исходя из этого, стратегия - это более общая система действий, чем запланированная стратегия, которая может быть выражена в стратегическом плане.

В связи с внутренней структурой системы стратегия может быть общей для всей организации в целом  и частной.

Стратегия рассматривается в науке в единстве с тактикой, которая трактуется как «приемы, способы достижения какой-либо цели». Единство стратегии и тактики состоят в следующем: если стратегия задает основные направления, перспективы, на которые направлено управление, то тактика – это те меры, с помощью которых продвижение по заданному направлению осуществляется [4].

Анализ различных документов показывает, что стратегия не является неприкосновенной. Она меняется в зависимости от состояния, в котором находится образовательная система, от условий образовательного пространства, от состояния социума, от политических установок в обществе и от многих других условий [4].

 Стратегия определяет направления развития образовательных систем.

Понятие стратегии встречается и в литературе по теории управления образованием. В этой области оказались тесно переплетенными между собой такие понятия, как концепция – идея, замысел развития, стратегия – направление движения по воплощению идей и программа – как форма выражения двух предшествующих понятий в форме последовательности шагов, средств. Таким образом, стратегия, концепция, программа – понятия не тождественные, но взаимосвязанные.

Выработка стратегии понимается как определение сроков, установление промежутков реализации концепции и постановка основных направлений деятельности.

Условия, необходимые для разработки стратегии образовательного учреждения:

  • насыщение рынка предложение образовательных услуг;
  • повышение уровня требований потребителей к качеству предоставляемых услуг;
  • увеличение количества технических средств обучения;
  • обеспечение высокого качества обслуживания потребителей, стремительно реагируя на появление новых или изменение прежних условий;
  • увеличение спроса на виды и уровни образовательных услуг;
  • многообразие потребностей населения, обусловленных увеличением выбора образовательных услуг;
  • борьба образовательного учреждения за место на рынке образовательных услуг. [7]

На основании анализа практики образования выведено три основные стратегии развития школ:

  • стратегия локальных изменений. Данный вид стратегии предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни школы;
  • стратегия модульных изменений предусматривает осуществление нескольких комплексных нововведений, не связанных между собой;
  • стратегия системных изменений предполагает полную реконструкцию  школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. [5]  

Развитие школы - это процесс комплексных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прошлыми результатами образования.

1.3.Стратегия информатизации образовательного учреждения.

Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование обучающегося. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него ученика. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Информационное пространство - совокупность результатов смысловой деятельности человечества. Также под информационным пространством понимается совокупность банка и баз данных, технологий их сопровождения и применения, информационных телекоммуникационных систем, позволяющих взаимодействовать гражданам и организациям,   удовлетворение информационных потребностей пользователей. Таким образом, информационное пространство не может быть определено точно.

Единое информационное пространство образовательного учреждения включает в себя четыре составляющие:

  • Физическая составляющая. Это кабинеты информатики, библиотека, актовый зал,  предметные и специализированные кабинеты, информационный центр и прочее.
  • Информационная составляющая. Методическая поддержка, программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, Интернет.
  • Психологическая составляющая. Психологическая готовность преподавательского состава учебного учреждения к изменению подхода к образованию, переход к системно-деятельностному подходу в образовании, желание и стремление участников образовательного процесса к применению новых образовательных технологий в учебном процессе.
  • Интеллектуальная составляющая. Это профессиональный уровень педагогического коллектива, желание совершенствоваться, стремление к новому.

Требования к информационному пространству школы являются составной частью ФГОС. Информационное пространство школы должно обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через информационное пространство образовательного учреждения учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и  Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны иметь возможность видеть в информационном пространстве качественные изменения в результатах обучения своих детей и оценку учителя.

Основные этапы информатизации общеобразовательной школы:

1. Постановка целей и задач информатизации.

2. Разработка стратегии информатизации школы.

3. Разработка методик и способов решения задач информатизации школы.

4. Подготовка всех участников учебного процесса (и учителей, и учеников, и родителей, и администрации школы) к работе в среде информационных технологий.

5. Выбор и оснащение школы техническими (персональные компьютеры, Интернет, мультимедийное оборудование, интерактивные доски, мимио-устройства, графические планшеты и т.п.) и программными средствами (системным и прикладным приложениями).

6. Создание и поддержка школьного сайта, насыщение его постоянной и актуальной информацией.

7. Внедрение ИКТ в управление общеобразовательным учреждением.

8. Внедрение средств, позволяющих вовлечь родителей в активную жизнь школы (сайт образовательного учреждения, электронные школьные дневники, сайты и блоги учителей-предметников и др.).

9. Внедрение и развитие систем дистанционного обучения.

10. Внедрение в учебный процесс разнообразных услуг, предоставляемых в электронном виде.

13. Разработка и оформление приказов, положений и инструкций, на основании которых происходит взаимодействие всех участников процесса информатизации школы.

Результаты информатизации школы.

Результатом информатизации образовательного учреждения станет прозрачность образовательного процесса, доступность к информации всех участников образовательного процесса, совершенствование способов, методов и технологий преподавания предметов учебного плана. Инициаторами процесса информатизации должны стать педагогические коллективы, ученики школ и их родители.

Процесс информатизации школы должен идти по единой государственной программе для всех участников процесса.


Глава 2. Особенности информатизации МБОУ «СШ№ 10»

2.1. Организационная структура МБОУ «СШ№ 10»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа № 10» города Нижневартовска была открыта в 1976 году. Школа существует 40 лет. Имеет государственную лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию.

С 1993 года школа организовала и обеспечивала экспериментальную работу по совместному проекту ЮНЕСКО и МО РФ «Развитие национальной школы».

В 2001 году школе присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки.

С 2006 года школа активно включилась в реализацию национального проекта «Образование», за программу  развития по направлению «Информатизация образовательного процесса» в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, школа получила Грант Губернатора ХМАО – Югры.

В 2007 году за программу развития по направлению «Формирование функциональной грамотности обучающихся» школа получила Грант Губернатора ХМАО-Югры и была награждена аудио-видеостудией. С 2010 года школа являлась окружной пилотной площадкой по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В 2011 году школе присвоен статус Стажировочной площадки по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2014-2015 учебном году в 5-й классы пришли выпускники начальной школы, обучавшиеся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В 2014 году в окружном конкурсе пилотных и стажировочных площадок опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в реализации проектов модернизации и развития образования наша школа стала победителем, выиграв грант в 500 тысяч рублей.

Для реализации стратегических приоритетов образовательной деятельности в школе реализуются целевые проекты: «Воспитание гражданина», «Мы – это будущее», «Информатизация образовательного процесса – основа формирования информационной культуры», «Поддержка и развитие одаренных детей», «Профильное обучение в старшей школе как условие разностороннего развития и личностного самоопределения обучающихся», «Формирование функциональной грамотности как средство социальной адаптации», «Школа – цент содействия здоровью», «Введение федеральных государственных образовательных стандартов как вредство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

На сегодняшний день в школе обучается 716 человека, 29 класс – комплект.

Из года в год улучшается  материально-техническая база. Оснащены в соответствии с требованием времени кабинеты химии, физики, географии, технологии, оборудованы 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, работают 4 мобильных компьютерных класса. Библиотека школы предлагает обучающимся богатейший выбор справочной и художественной литературы, а также ее новинок, имеет доступ к сети Интернет. В школе имеются 34 проектора, 33интерактивных доски, 33 документ-камеры, 99 персональных компьютеров, задействованных в учебном процессе. 100% компьютеров имеют выход в Интернет и объединены в локальную сеть. В 100% учебных кабинетах рабочее место учителя обеспечено персональным компьютером, принтером. Школа представляет себя посредством хорошо организованного сайта.  

Кадровый состав школы имеет достаточно высокий образовательный и квалификационный уровень:

1. По уровню образования (основной состав):

Всего педагогов

Высшее

Средне-специальное

50

46

4

  1. По стажу работы (основной состав):

До 2-х лет

От 2-х до 5

До 10 лет

До 20 лет

Свыше 20 лет

3

6

1

15

25

  1. По квалификационным категориям

Всего педагогов

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

Без квалификационной категории

50

30

6

4

10

  1. Количество педагогов, имеющих знаки отличия:

Ветеран труда

Заслуженный учитель РФ

Почетный работник общего образования

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Почетная грамота Департамента образования и молодѐжной политики ХМАО-Югры

Почетная Грамота Главы города Нижневартовска

4

1

8

5

17

21

Структура управления образовательной деятельностью.

Обобщенная схема организационной структуры МБОУ «СШ№ 10»

        

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития организационная структура управления школой построена по линейно - функциональному типу, в которой функционируют следующие уровни:

Директор – главное административное лицо и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении. На этом же уровне находятся высшие органы коллегиального и общественного управления (Педагогический совет, Управляющий совет, Методический совет, Общее собрание членов трудового коллектива). Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений.

Заместители директора образовательного учреждения – заместитель директора по учебной работе в 1-4 классах, заместитель директора по учебной работе в 5-8классах, заместитель директора по учебной работе в 9-11 классах, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХР. Каждый член администрации курирует подразделение учебно-воспитательного процесса и определенное направление (информатизация, школьное питание, работа с одаренными детьми, здоровьесбережение, антикоррупционная политика образовательного учреждения и т.д.) согласно своему административному статусу и общественной роли. Главная их функция - согласование деятельности всех участников образовательного процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.

Предметные методические объединения, методическое объединение классных руководителей, временные творческие группы. Управление на данном уровне осуществляется руководителями методических объединений, руководителем временных творческих групп из числа педагогов. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременном соединении. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей педагогов.

Учащиеся, родители и учителя. Реализуя принцип демократизации, на данном уровне обеспечивается развитие самоуправление. Участие обучающихся в системе управления формирует их организаторские способности и деловые качества.

Взаимодействие структурных подразделений, работников происходит как по вертикали, так и по горизонтали. В структурных связях принципиальным является единство управления – соуправления – самоуправления. В школе разработаны функциональные обязанности для специалистов каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения.

Административные обязанности распределены согласно Уставу образовательного учреждения, штатного расписания. Четкое, планомерное распределение функциональных обязанностей обеспечивает автономное управление каждого структурного подразделения, определяет персональную ответственность за результаты руководителей подразделений.

2.2. Анализ существующей программы информатизации в МБОУ «СШ№ 10».

Достижение современного качества образования невозможно без использования передовых педагогических технологий, в первую очередь – информационных.

Задачи программы информатизации МБОУ «СШ№10»:

  1. Создание материально-технических условий реализации программы информатизации.
  2. Информатизация административной деятельности образовательного учреждения.
  3. Повышение квалификации педагогов, администрации и специалистов школы через их обучение с целью повышения информационно-коммуникационной компетенции.
  4. Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения с использованием средств ИКТ.
  5. Повышение ИКТ-компетентности обучающихся и их родителей.
  6. Использование разнообразных ресурсов Интернет в образовательном процессе.
  7. Дистанционное обучение.

Ожидаемые результаты программы информатизации МБОУ «СШ№10»:

  1. Повышение уровня развития основных ключевых компетенций обучающихся.
  2. Освоение обучающимися и их родителями новых информационно-коммуникационных технологий.
  3. Дистанционное обучение как одна из форм получения образования в актированные дни.
  4. Повышение профессиональных компетентностей педагогических и управленческих кадров.
  5. Эффективность использованных средств.

В состав информационного пространства МБОУ «СШ№10» входят кабинет директора школы, методический кабинет, библиотека, два кабинета информатики, кабинет изобразительного искусства, оборудованный персональными компьютерами Macintosh, один кабинет физики с программно-аппаратным цифровым измерительным комплексом учителя, кабинет химии, географии, кабинет биологии оборудован электронным микроскопом, кабинеты математики, русского и английского языков, один из кабинетов оборудован как лингафонный кабинет. Школьный сервер образовательного учреждения работает круглосуточно, что позволяет ученикам и учителям работать в информационном пространстве школы из любого учебного кабинета.

В  МБОУ «СШ№10» каждый учебный и административный кабинет, а также библиотека оборудованы автоматизированными рабочими местами, школа подключена к Интернету через выделенный оптоволоконный кабель. На компьютерах установлена система контентной фильтрации «Интернет контроль сервер (ИКС)». На ученических компьютерах установлены «белые списки», на учительских компьютерах, компьютерах администрации школы и специалистов «черные списки».

В школе создается и развивается информационный центр, создана локальная компьютерная сеть, учителя и учащиеся пользуются возможностями Интернета, обмениваются опытом с другими школами и организациями, имеющими сайты, имеется собственный. Благодаря компьютерным технологиям, учителя имеют возможность оптимизировать процесс обучения; администрация школы в своей работе активно использует компьютерные технологии.

Преподавание информатики и ИКТ в МБОУ «СШ№10» начинается с 5 класса. Для этого выделяется один часть из вариативной части (компонента образовательного учреждения) учебного плана. Разработан и внедряется пропедевтический курс «Информатика» для обучающихся 2-4 классов. Этот курс проводится в рамках внеурочной деятельности обучающихся в рамках нового ФГОС.

Информационное пространство МБОУ «СШ№10» включает:

  1. систему контентной фильтрации «Интернет контроль сервер (ИКС)»;
  2. предоставление услуг в электронном виде (школьное питание, предоставление информации об успеваемости обучающихся (электронный журнал/электронный дневник), зачисление в ОУ, база данных о внеурочной занятости обучающихся и результатах участия в олимпиадах, конкурсах и т.п. (ИАС «АВЕРС»)
  3. АРМ-Директор;
  4. профильный курс информатики для 10-11 классов; доступность различных форм использования информационных технологий во внеурочной, кружковой, факультативной работе, при подготовке и во время урока;
  5. интерактивные формы обучения повсем предметам учебного плана на всех ступенях обучения;
  6. повышение квалификации учителя-предметника по направлению «Использование информационных технологий при подготовке и проведения урока»;
  7. банк цифровых образовательных средств обучения и воспитания;
  8. автоматизированные рабочие места администрации школы, учителей и специалистов социально-педагогической и психологической службы;
  9. кабинеты, оснащенные современной мультимедийной аппаратурой;
  10. сетевые ресурсы для обеспечения коммуникации учителей и учащихся с целью совместного решения учебных задач;
  11. библиотека с цифровыми образовательными ресурсами, местами, оборудованными компьютерами с выходом в Интернет;
  12. сайт образовательного учреждения.

Схема информационного пространства МБОУ «СШ№10»:

В школе созданы хорошие условия для использования ИКТ в образовательном процессе.  100% педагогов владеют навыками работы на ПК и прошли  курсовую переподготовку по направлению информатизации образовательного процесса. Некоторые учителя (20%) учителя переходят от использования готовых продуктов к созданию своих творческих презентаций, информационных материалов, тестов для уроков и внеклассной работы. Применяют различные сайты для интерактивной проверки качества обученности обучающихся. Учителя школы работают над проектами информационно-технологического направления, размещая разработки на образовательных интернет-порталах, своих сайтах и блогах. Все классные руководители и учителя-предметники систематически работают с Электронным журналом. Сайт школы, постоянно пополняющийся и обновляющийся, отвечающий требованиям к официальному школьному сайту. Имеются результаты учителей и учащихся школы в конкурсах разного уровня с различными проектами с применением информационно- коммуникационных технологий. 

Но существуют и проблемы. Большинство учителей на уроках применяют только презентации. Не в полном объеме используют возможности интерактивной доски, документ-камеры. Крайне редко в своей работе используют интерактивные тесты и другие возможности ИКТ. У некоторых учителей применение ИКТ носит бесплановый, случайный характер. Есть случаи перегруженности урока демонстрациями, превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию. Преобладает пассивное восприятие учебной информации обучающимися,  нарушаются элементарные дидактические требования, на уроке отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нерационально тратится учебное время.

Поэтому создание и реализация проектов и программ с применением информационно-коммуникационных технологий  просто необходимы.

2.3. Основные направления стратегического планирования информатизации образовательного процесса в МБОУ «СШ№ 10».

Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:

  • единой базы данных, которая содержит  информацию о педагогах, сотрудниках, обучающихся и их родителях;
  • электронного классного журнала, включающего в себя расписание уроков, домашнее задание, отметки, сообщения для родителей, замечания педагогов;
  • наличия у пользователей возможности общения между собой с помощью внутришкольной локальной сети и доступа к общим образовательным ресурсам;
  • использования в учебном процессе разнообразных цифровых методических материалов,  как готовых, так и собственной разработки, а также объединения всего методического материала в единую среду;
  • наличия возможности и условий для сотрудников школы и учащихся осваивать информационные и коммуникационные технологии.

Для создания единого информационного пространства школы,  решения проблем и оптимизации уже имеющихся ресурсов целесообразно организовать информационный центр образовательного учреждения.

Актуальность создания информационного центра: возможность для участников образовательного процесса разобраться в большом потоке информации, сбережение времени обучающегося, учителя, сотрудника школы.

Цель создания информационного центра: организация единого информационного пространства, которое включает:

  • банк данных информационных электронных ресурсов школы, системный подход в подготовке к урокам и различным мероприятиям, в использовании информационных материалов;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • совершенствование компьютерной грамотности педагогов и специалистов школы;
  • модернизация учебно-воспитательного процесса;
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся с применением ИКТ;
  • повышение мотивации к обучению обучающихся.

Информационный центр школы

Информационный центр является главной составляющей единого информационного пространства учебного заведения. Именно из-за необходимости концентрировать и интегрировать имеющееся мультимедийное оборудование и технические средства обучения, а также для более действенного внедрения в образовательный процесс информатизации требуется создание школьного информационного центра. Основными направлениями работы информационного центра школы станут:

  1. Информационная деятельность обучающихся, педагогов и специалистов.
  2. Обучение и повышение квалификации преподавательского состава и администрации школы.
  3. Профильная и предпрофильная подготовка учащихся. Профориентационная работа.
  4. Дополнительное образование, как обучающихся, так и учителей-предметников.
  5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
  6. Приобщение обучающихся к новым информационным и мультимедийным технологиям.
  7. Создание банка различных проектов учащихся и учебных и методических материалов учителей-предметников.
  8. Постоянный контакт с библиотекой школы, оказание ей технической помощи по учету и движению книжного фонда.
  9. Организационная, техническая и методическая поддержка образовательного процесса.
  10. Обучение и повышение квалификации сотрудников информационного центра.

Создание школьного информационного центра как основы школьного информационного пространства — дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы, администрации.

Работа информационного центра должна быть так организована, чтобы учащиеся могли после уроков приходить в информационный центр и готовить доклады, сообщения, рефераты, работать в Интернете над исследовательскими, практико-ориентированными, информационными, творческими  проектами, создавать школьную газету, делать монтаж видеороликов, работать над созданием радиопередач радиоузла школы или просто пополнять свои знания. А учителя-предметники применять в своей работе материалы уже имеющиеся в банке школьной медиатеки или создавать свои собственные авторские ресурсы, получать консультации у сотрудников информационного центра по тем или иным вопросам.

Кроме того, в школьном информационном центре вся информация должна концентрироваться на самых разных носителях.

Основное назначение школьного информационного центра — информационно-техническое обеспечение учебного процесса и внеклассной деятельности среднего учебного заведения, а также методическая поддержка использования мультимедийных технологий в учебном процессе. Информационный центр учебного заведения, понимаемый как важнейшая структурная единица школы, объединять в себе следующие компоненты:

  • серверную станцию школьной локальной сети;
  • компьютерные классы и лаборатории;
  • библиотеку с местами для выхода в Интернет;
  • медиатеку;
  • компьютерный зал для индивидуальной и групповой работы;
  • предметные кабинеты, оборудованные мультимедийной и компьютерной техникой для проведения, демонстрационных уроков с применением новых информационных технологий;
  • издательский центр с копировальным аппаратом;
  • радиоузел с усилительной аппаратурой.

Схема информационного центра школы:

Такая схема информационного центра позволяет комплексно использовать новые информационные технологии и образовательные мультимедийные ресурсы в учебном процессе для:

  • проведения уроков и внеклассных мероприятий
  • управления учебным заведением;
  • эффективного обмена информацией между школьными службами;
  • формирования информационной грамотности и культуры, как обучающихся, педагогов так и сотрудников школы;
  • проектной деятельной учащихся и учителей;
  • сетевой активности и прочее.

Создание локальной сети школы, наполнение сайта школы, появление новых видов педагогической деятельности требует внесения существенных в штатное расписание школы. Сотрудники школьного информационного центра, технические специалисты, специалисты по мультимедиа, руководители радиостудии, редакторы радиопередач или школьной газеты — являются непосредственными создателями информационного пространства школы, теми людьми, которые в тесном взаимодействии развивают и поддерживают это пространство.

Для придания официального статуса информационному центру необходимо утвердить «Положение об информационном центре школы». Положение об информационном центре школы.

I. Общие положения

В своей деятельности информационный центр школы руководствуется документами и нормативными актами Министерства образования и науки РФ, региональных управлений образованием и другими соответствующими документами.

  1. Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена указом Президента РФ от 05.12.2016 №646).
  2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утверждена  распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом РФ 04.02.2010 Пр-271) 
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  5. Закон Российской Федерации от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 
  6. Закон Российской Федерации от 27.07.2006г.№152-ФЗ «О персональных данных» 
  7. Закон Российской Федерации от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  8. Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
  9. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
  10. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 14.02.2012 № 129 «О внедрении информационного ресурса «Журнал успеваемости учащегося» в электронном виде» 
  11. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 07.02.2007 № 153 «О регламенте контентной фильтрации доступа государственных и муниципальных учреждений к сети Интернет» 
  12. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на              2014-2020 годы.

Информационный центр является центром педагогической информации на уровне школы. Он также является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

Для эффективной работы учителей, учащихся, а также сотрудников информационного центра необходимо предусмотреть следующие условия создания информационного центра:

  • наличие помещения для хранения и успешного использования аппаратуры и информационных средств;
  • наличие медиатеки, структурного подразделения, которое включает в себя совокупность книжного фонда и разнообразие технических и информационных средств;
  • наличие сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии и нормальную деятельность с ней всех участников образовательного процесса;
  • финансирование, ориентированное на развитие информационного центра.

II. Основные направления деятельности информационного центра

Основными направлениями деятельности информационного центра являются:

  1. Создание банка информации как основы единого школьного образовательного пространства. Накопление и освоение программного обеспечения всех видов. Создание и пополнение банка педагогической информации материалами об опыте учителей, победителей различных конкурсов профессионального мастерства, статистической и административной информацией.
  2. Создание условий для учителей-предметников в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и новых технологиях. Оказание методической и консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся и администрации в получении информации из разнообразных источников информации.
  3. Помощь учителям-предметникам при разработке уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  4. Оказание практической помощи учителям-предметникам при проведении занятий на базе информационного центра с использованием различных информационных средств обучения. Ознакомление педагогов с новейшими разработками в области информационных технологий, обучение использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
  5. Консультационная помощь вновь прибывшим педагогам по работе с системами: Электронный журнал, Школьное питание, Дополнительное образование обучающихся.
  6. Приобретение программного обеспечения, учебных и развивающих программ для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, исследовательской работы обучающихся с различными источниками информации. Ознакомление учащихся с новейшими разработками в области информационных технологий, обучение учащихся использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
  7. Подготовка информации на базе информационного центра для проведения культурно-просветительской работы с родителями и обучающимися.
  8. Создание условий обучающимся, педагогам, сотрудникам школы и родителям для прослушивания и просмотра аудиозаписей и видеозаписей при подготовке к различным мероприятиям.
  9. Проведение на базе информационного центра тестирований, диагностических исследований обучающихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом, социальным педагогом и классными руководителями.
  10. Внедрение в учебный процесс наиболее современных компьютерных технологий,  дистанционного обучения.
  11. Постоянное обновление информации на сайте школы.
  12. Накопление учебных презентаций и видеофильмов, создание архива видеоматериалов, видеосъемка, видеомонтаж и копирование видеоинформации.
  13. Автоматизация обработки статистической отчетности школы.

III. Структура и штат информационного центра

Информационный центр возглавляет руководитель, который назначается директором школы.

Структура штатного расписания информационного центра:

  • руководитель информационного центра;
  • технический специалист;
  • заведующий медиотекой;
  • заведующий издательским центром;
  • заведующий радиоцентром;
  • заведующий методическим центром;
  • ответственный за сайт школы.

Должностные обязанности сотрудников информационного центра

Руководитель информационного центра:

  • организует работу центра и несет полную ответственность за его функционирование, осуществляет подбор кадров, определяет их функциональные обязанности;
  • разрабатывает план деятельности информационного центра;
  • организует сбор и изучение информации по эффективности деятельности информационного центра, проводит анализ деятельности информационного центра по удовлетворению запросов всех участников образовательного процесса,  обобщает данные результатов изучения и наблюдений.

Технический специалист:

  • осуществляет контроль над состоянием оборудования и помещений центра, организует доступ к техническим средствам, отвечает за сохранность и своевременный ремонт оборудования;
  • осуществляет помощь обучающимся, учителям и сотрудникам информационного центра в их самостоятельной деятельности с компьютерными программами;
  • консультирует учащихся и учителей по правилам использования компьютера в информационном центре, ведет журнал ежедневного посещения и деятельности компьютерной рабочей зоны центра;
  • совместно с учителями-предметниками и директором информационного центра проводит экспертизу и формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы всех пользователей информационного центра, фонда вспомогательных программ для обеспечения сервисных услуг.

Заведующий медиотекой:

  • составляет план использования аудио-, видеозаписей;
  • организует плановое использование аудио-, видеозаписей;
  • проводит видеосъемку и фотосъемку мероприятий;
  • содействует пополнению аудио-, фото- и видеофонда;
  • оказывает помощь преподавателям в подготовке и проведении занятий с применением ресурсов медиотеки;
  • ведет единую базу данных (видео- и аудиозаписи, компьютерные программы) по всем направлениям деятельности информационного центра.

Заведующий издательским центром:

  • организует деятельность издательского центра;
  • составляет план подготовки и выпуска печатной продукции, согласовывает его с руководителем информациурру центра;
  • отвечает за сохранность расходных материалов и ведет их учет;
  • отвечает за сохранность и рабочее состояние оборудования;
  •  контролирует деятельность издательского центра;
  • осуществляет подбор необходимых программных средств;
  • организует набор, компьютерную верстку и художественное оформление материалов;
  • организует выполнение печатных и копировальных работ, постпечатной обработки материалов;
  • руководит изданием учащимися школьной газеты.

Заведующий радиоцентром:

  • организует деятельность радиоцентра;
  • составляет план подготовки и выпуска радиопередач, согласовывает его с руководителем информационного центра;
  • контролирует деятельность радиоцентра;
  • осуществляет подбор необходимых программных средств;
  • организует и руководит деятельность радиоузла школы за счет четкого тематического планирования и привлечения учащихся и классных руководителей для создания школьных радиопрограмм.

Заведующий методическим центром:

  • отвечает за состояние банка педагогической информации, за обмен информацией с управлением, методическими центрами и т.п.;
  • организует курсы повышения квалификации;
  • разрабатывает совместно с учителями планы, методические программы, процеурру осуществления образовательных проектов;
  • организует совместно с руководителем информационного центра на базе информационного центра занятия, направленные на повышение квалификации педагогического состава школы в плане совершенствования деятельности с техническими информационными средствами;
  • совместно с руководителем информационного центра осуществляет руководство при разработке образовательных школьных проектов, являющихся частью общей работы информационного центра, проводит работу как исполнитель наиболее сложной и ответственной деятельности в информационном центре;
  • осуществляет рекламную деятельность, связанную с поступлением в информационный центр компьютерных программ, через школьные радиопрограмму и газету.

Ответственный за сайт школы:

  • создает и технически сопровождает оформление и заполнение сайта школы;
  • следит за постоянной работой сайта школы, обновляет информацию;
  • следит за своевременным заполнением нормативно-правовой базы образовательного учреждения, публичных докладов и т.д.;
  • организует работу администрации, педколлектива и обучающихся для пополнения новостного блока.

Штатное расписание образовательного учреждения не предусматривает введение должностей специалистов школьного информационного центра. Поэтому работать в центре будут учителя, технический специалист, заведующая библиотекой, педагоги дополнительного образования.

В 2016-2017 году администрация и педагогический коллектив МБОУ «СШ№10» начал работу над созданием информационного центра и выполнена следующая работа:

  • разработано положение об информационном центре;
  • разработаны должностные обязанности сотрудников информационного центра;
  • проведена ревизия медиатеки школы, начата систематизация имеющегося материала  и создание каталога и списка;
  • постоянно проводилась фотосъемка всех мероприятий и пополнение фотоколлекции школы. Фотографии используются для создания презентаций, для различных мероприятий, а также как будущих видеофильмов и для истории школы;
  • проведена видеосъемка всех мероприятий школы;
  • постоянно проводилось техническое обеспечение и компьютерная поддержка учебного процесса, работы бухгалтерии, канцелярии: установка программ, наладка принтеров, консультации по работе с компьютером и программным обеспечением. Осуществлялось консультирование и практическая помощь специалистам в работе с компьютерами и мультимедийной техникой;
  • осуществлялось постоянное текущее обслуживание, ремонт и наладка цифровых фотоаппаратов, видеокамеры и аудиотехники, а так же компьютеров и принтеров;
  • оказана практическая помощь в проведении открытых уроков учителям-предметникам в рамках методической недели школы и городского мероприятия РМЦ «Истоки». Практически все уроки проводились с использованием мультимедийного оборудования: интерактивная доска, документ-камера, мобильный компьютерный класс, что получило высокую оценку общественности и руководства школы. Проведена видеосъемка всех уроков. Проведено несколько занятий с учителями по основам работы на персональном компьютере;
  • оказана техническая помощь, а также консультация и практическое участие в создании сайта школы. Наполнение новостной строки сайта проводится следующим образом: в течение месяца классные руководители должны предоставить в информационный центр две новости о проведенных в классе мероприятиях с фотографиями; еженедельно центр воспитательной работы школы предоставляет информацию об общешкольных мероприятиях и участии обучающихся в городских, окружных, всероссийских конкурсах; ежемесячно куратор работы с одаренными детьми предоставляет информацию об участии и победах обучающихся в различного уровня конкурсах, олимпиадах и т.д.
  •  в создании макета и выпуске школьной газеты. Школьная газета «Вече» выпускается раз в два месяца. Над созданием каждого выпуска принимают участие как педагоги школы, обучающиеся, так и родители. Организована внеурочная работа с обучающимися, проявляющими интерес к журналистике.
  • в создании презентации школы к городскому мероприятию «Нашей школе 40 лет»; информационным центром совместно с организаторами внутришкольных мероприятий создавались презентации и видеоролики к общешкольному празднику «Последний звонок», для празднования Дня города, Дня открытых дверей, для театральной студии при подготовке к новогодним утренникам и других мероприятий;
  • организована внеурочная проектная деятельность учащихся, положено начало созданию архива проектов учащихся, которые могут быть использованы учителями по разным предметам на уроках. Оказывалась практическая помощь учащимся в создании мультимедийных проектов: сканирование информации, фото- и видеосъемка, подбор материалов и т. п.

В 2017-2018 учебном году планируется работа школьного радиоцентра.  Он будет обеспечивать сбор и распространение информации о разных аспектах жизни школы, выпуск различных тематических радиопередач, приятный микроклимат для воспитательной работы. В работе школьного радиоцентра будут принимать участие обучающиеся, желающие проявить свой творческий потенциал. Они познакомятся с профессиями радиорежиссер, радиоведущий, звукооператор.


Выводы.

Основная роль школьного информационного центра — объединить организационно разрозненные подразделения образовательного учреждения для решения основных задач по информатизации образования, перевода его на компьютерную основу, в практическую плоскость. Разумеется, что все предложенные направления деятельности информационного центра образовательного учреждения служат единой цели – развитию информационной культуры обучающихся, педагогов и специалистов школы. Перспектива развития школьного информационного центра заключается в том, что он становится неотъемлемой частью образовательного пространства школы и начинает играть основную роль в изменении содержания образования нашего образовательного учреждения.

Заключение.

Планирование - это очень активный процесс разработки и принятия решений, позволяющий образовательной  организации в будущем обеспечить эффективное функционирование, а также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации:

1. анализ ситуаций и факторов внешней среды;

2. оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформированных на стадии стратегического маркетинга;

3. разработку плана;

4. реализацию плана.

Созданию информационного центра образовательного учреждения должны предшествовать анализ  уже сложившейся информационной среды школы, оценка имеющихся средств и возможностей. Затем сотрудники информационного центра школы в соответствии с полученными результатами разрабатывают четкий план деятельности информационного центра на каждый учебный год и реализуют его совместно с обучающимися, педагогами и сотрудниками образовательной организации.

Планирование дает возможность:

  • реализовать представляющиеся организации возможности;
  • свести к минимуму будущий риск, приняв превентивные управленческие решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
  2. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс., 2000. Сластенин В.А. Педагогика. М. Наука, 2001.
  3. Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Кн.1. - М., 2004
  4. Шалаев И. К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. Пособие для целевых курсов.- Барнаул: АКИПКРО, 2005.- 52с.
  5. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. Краткий курс. 1 издание, - Питер, 2010 год, 240 стр.
  6. Большая советская энциклопедия. – Москва: «Советская энциклопедия», 1974 г.
  7. Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. М:АПКиППРО, 2008г. 72с.
  8. Закон РФ №273 от 29.12.2012 г. «ОБ ОБРАЗОВАНИИ».
  9. ФГОС основного общего образования (приложение)  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897
  10. Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. М., 2005.
  11. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации. Из опыта работы. Сост. О.Н.Черненко. Волгоград, 2007.
  12.  Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...