Программа воспитания обучающихся
методическая разработка

Петрунёк Лилия Федоровна

Программа воспитания обучающихся (далее Программа) призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы воспитания обучающихся

Наименование Программы

Программа воспитания обучающихся (далее – Программа)

Координатор Программы

Заместитель директора, курирующий вопросы воспитательной работы

Исполнители Программы

Старшая вожатая,

классные руководители,

социальный педагог,

педагоги-психологи

Цель Программы

Развитие и совершенствование системы воспитания школьников, направленной на формирование творческой, компетентной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации

Задачи Программы

1. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; чувства сознательной дисциплины.

  2. Формирование российской гражданской идентичности, культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

  3.  Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса в решении личностно и социально значимых проблем; самосовершенствовании и самореализации через активное участие во внеурочной деятельности.

  4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

  5. Укрепление взаимодействие семьи и школы, повышение качества педагогического просвещения родителей.

Целевые индикаторы и показатели Программы

  • Количество обучающихся, вовлечённых в работу органов ученического самоуправления;
  • уровень ученического самоуправления;
  • количество обучающихся, вовлечённых в социальную практику;
  • количество обучающихся, вовлечённых в мероприятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
  • количество родителей, вовлечённых в управление учебно-воспитательным процессом;
  • уровень удовлетворённости родителей воспитательным процессом образовательного учреждения;
  • количество социально значимых проектов, реализованных с участием родителей;
  • оценка деятельности школы социальными партнёрами в плане становления личностных качеств школьников (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

Принципы построения системы Программы

  • Принцип гуманизации ориентирует воспитательный процесс на формирование учащегося, способного к целесообразной деятельности, с установкой на нравственные и правовые нормы.  
  • Принцип интеграции отражает взаимодействие теоретической и практической учебной и воспитательной деятельности.  
  • Принцип непрерывности вытекает из идеи преемственности содержания, форм и методов воспитания на всех ступенях образования.  
  • Принцип системности обеспечивает системную организацию воспитания на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств воспитания, а также организацию различных видов деятельности.  
  • Принцип адаптивности предусматривает предоставление учащимся по возможности широкого выбора направлений деятельности.  
  • Принцип деятельностного подхода нацеливает на включенность учащихся в основные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, спортивную

Сроки реализации Программы

2017 - 2020 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Повышение активности обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
  • рост числа обучающихся, включённых в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • рост числа детей, вовлечённых в творческую, интеллектуальную деятельность, участвующих в исследовательской деятельности;
  • распространение в школьной среде культуры здорового образа жизни, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя и психотропных веществ;
  • уменьшение количества преступлений и правонарушений, совершённых обучающимися или при их участии;
  • повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе социального партнёрства

1. Обоснование необходимости разработки Программы

Программа воспитания обучающихся (далее Программа) на период 2017- 2020 гг. призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание подрастающего поколения.

Необходимость создания Программы определяется задачей «возвращения школе безусловной ценности воспитания», сформулированной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 г., и направлена на реализацию Указов Президента РФ, федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся, а также позволить педагогам сконструировать и смоделировать воспитательное пространство, создать основы взаимодействия школы с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.

В МБОУ «СШ №3» созданы условия для эффективной социализации личности обучающихся, формирования патриотических качеств, активной гражданской позиции, развития творческих способностей школьников.

В настоящее время наработан положительный опыт гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся. Одним из важнейших направлений патриотической работы является развитие детского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», СДГО имени Ю.А. Гагарина.

В школе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников в традициях православной культуры. Стало традиционным участие обучающихся в Рождественских образовательных чтениях; в праздновании Дня православной книги; в Крестном ходе в День славянской письменности и культуры, а также в ежегодной волонтёрской Акции «Белый цветок».

Развивается формат ученического самоуправления: обучающиеся школы являются активными членами городского Совета старшеклассников, института Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, Городского волонтёрского корпуса, службы медиации.

Ещё одним направлением воспитательной работы в школе является профилактика социально-негативных явлений среди подростков. Осуществляется комплексная профилактическая работа среди школьников: проводятся интернет-уроки, интерактивные занятия, акции, конкурсы, семинары по профилактике наркомании, суицидального поведения, предупреждению идеологии терроризма и экстремизма.

Однако, несмотря на проводимую работу, остаётся нерешённым ряд проблем:

  • невысокий уровень правового воспитания всех участников образовательного процесса: родителей (законных представителей, обучающихся, педагогов);
  • недостаточно активно проводится работа по вовлечению  «трудных» подростков, подростков  «группы риска» в  систему дополнительного образования школы и за её пределами;
  • недостаточно высокий  уровень включения школьников в социальную и инновационную деятельность;
  • невысокий уровень сформированности ценностного отношения обучающихся к своему здоровью;
  • невысокая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией.

Таким образом очевидно, что назрела необходимость создания Программы, которая будет направлена на решение комплекса обозначенных проблем с целью выработки единого подхода в системе воспитания обучающихся.

2. Основная цель и задачи Программы

Цель Программы: развитие и совершенствование системы воспитания школьников, направленной на формирование творческой, компетентной личности, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, успешно адаптирующейся в современном мире, способной к самоопределению и самореализации.

Задачи Программы:

 1. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; чувства сознательной дисциплины.

  2. Формирование российской гражданской идентичности, культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

  3.  Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса в решении личностно и социально значимых проблем; самосовершенствовании и самореализации через активное участие во внеурочной деятельности.

  4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

  5. Укрепление взаимодействие семьи и школы, повышение качества педагогического просвещения родителей.

3. Приоритетные направления Программы

Приоритетные направления Программы определены следующими стратегическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015    № 1493  «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Данные документы определяют важнейшей целью отечественного образования и приоритетной задачей общества и государства воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для воспитания человека, обладающего такими качествами, в современных условиях необходима интеграция потенциальных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. Поэтому данная Программа призвана стать системообразующим фактором в организации воспитания на основе определения приоритетов, перспектив и механизмов её реализации.

Приоритетные направления реализации Программы:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
  • духовно-нравственное и семейное воспитание;
  • приобщение обучающихся к культурному наследию России и наследию родного края;
  • экологическое воспитание и формирование культуры здоровья;
  • правовое воспитание и культура безопасности, профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних;
  • деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, содействие в поддержке одарённых детей;
  • Воспитание положительного отношения к труду и формирование готовности осознанного выбора профессии.

1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Гражданско-патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-патриотический. Поэтому необходимо осуществлять воспитание гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем гражданско-патриотическое воспитание - это неустанная работа по формированию уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства.

 Данное направление опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Основные формы проведения мероприятий: 

  • конкурсы детских социальных проектов;
  • конкурсы творческих работ, посвящённые памяти известных земляков;
  • патриотические акции;
  • встречи ветеранов ВОВ и тружеников тыла с учащимися «Во имя Великой Победы;
  • конкурс любительских патриотических видеофильмов и др.

2. Духовно-нравственное и семейное воспитание

Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации. Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В условиях современного общества среди множества факторов, влияющих на состояние духовно-нравственной сферы личности, важное место имеет семейное воспитание, духовная культура общества и семьи, как ячейки общества — той среды, в которой живёт человек, в которой происходит его становление и развитие.

Основные формы проведения мероприятий: 

- акции милосердия;

- семейные экскурсии;

- круглые столы по проблемам семейного воспитания;

- дискуссионные площадки;

- ярмарки;

- творческие семейные проекты и др.

3. Приобщение обучающихся к культурному наследию России

 и наследию родного края.

Сегодня перед школой встаёт задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей через приобщение к культурному наследию родного народа. Именно этим определяется необходимость всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, способствуя осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества. Кроме этого, воспитание любви и интереса к родному краю, к самостоятельному поиску обеспечивает условия для формирования личности ребёнка как гражданина, а также способствуют формированию культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.

Основные формы проведения мероприятий: 

- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей,;

- формирование музейных коллекций,

- участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников:

- уход за памятниками;

- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

- игры-путешествия;

- музейные марафоны;

- конкурсы исследовательских проектов и др.

 4. Экологическое воспитание и формирование культуры здоровья

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды в сочетании с формированием потребности здорового и безопасного образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, тем выше эффективность воспитания. Поэтому одним из главных требований на данном этапе воспитания заключается в единстве экологического воспитания и формирования заинтересованного отношения детей к собственному здоровью, в готовности детей к принятию и выполнению правил здорового образа жизни.

Основные формы проведения мероприятий: 

- диспуты на экологическую тему;

- экологические акции;

- лекции с приглашением специалистов;

- неделя экологии;

- конкурсы газет, плакатов;

- конкурсы экологических проектов;

- интеллектуально – познавательные игры по ЗОЖ;

- спортивные соревнования;

- “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и др.

5. Деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Становление гражданской позиции школьника невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни. И потому необходимы такие условия, в которых образуется этот опыт и возникает гражданская позиция. Но возникновение общественных объединений не является самоцелью, а призвано быть средством развития личности каждого из ее членов.

Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения, в возможности самостоятельно проявлять инициативу, направленную прежде всего на защиту гражданских прав и интересов школьников, призвано ученическое самоуправление. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Основные формы проведения мероприятий: 

- трудовые десанты;

 - смотры – конкурсы: «Класс года», «Лучший актив класса»;

-  рейды;

- ролевые игры,

- тренинги на развитие лидерских качеств и др.

6. Правовое воспитание и культура безопасности; профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних. 

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования культуры и законопослушного поведения человека в обществе.  Целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, формирование электоральной культуры, профилактики правонарушений, необходима при совершенствовании системы работы по правовому воспитанию всех участников образовательного процесса - детей, родителей (законных представителей), педагогов.

Основные формы проведения мероприятий: 

- просмотр и обсуждение правовых фильмов;

- правовые информационные листы, проведение правовых конкурсов,

- конкурсы рисунков и плакатов «Права человека»;

- диспуты, дискуссии, конференции, круглый столы, вечера вопросов и ответов, встреча с приглашёнными людьми и др.

7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры, содействие в поддержке одарённых детей

Познание прекрасного в окружающей действительности, формирование любви и уважения к культурному наследию, ценностное отношение к прекрасному является очень важным направлением в воспитательном процессе, который призван формировать   развитие творческих способностей у обучающихся. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей способствует социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более востребованной. Мероприятия, проводимые в данном направлении, призваны создать условия, обеспечивающие не только выявление, но и развитие способных и одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Основные формы проведения мероприятий: 

- интеллектуальные и творческие соревнования,

- конкурсы научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников;

- Дни науки;

- научно-практические конференции;

- олимпиады;

- интеллектуальные  и творческие конкурсы;

- защита исследовательских проектов;

- деятельность научного общества обучающихся;

- дискуссионные клубы и др.

- выставки встреч с представителями творческих профессий

 8. Воспитание положительного отношения к труду и формирование готовности осознанного выбора профессии.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого являются недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Посредством воспитания положительного отношения к труду, формирования понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека, у школьников формируется представление о ценности труда для личности, общества и государства.

Основные формы проведения мероприятий: 

          - конкурсы проектов на профориентационные темы;

- экскурсии на предприятия и в организации;

- встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых    династий;

- дни профессий;

- «Недели науки, техники и производства»;

         - трудовые десанты и др.

4. Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы – 2017- 2020 годы.

5. Система (перечень) программных мероприятий

Мероприятия

Срок реализации

Категория участников

Ответственный исполнитель

1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Проект «Моя Родина - Россия»

2017-2018

5-8

Зам.директора, курирующий ВР

Патриотические акции:

- «Мы против террора!»

- «Наша Победа»

- «Георгиевская ленточка»

- «Бессмертный полк»

- «Никто не забыт, ничто не забыто!»

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Дни воинской славы России

2017-2020

4-11

Зам.директора, курирующий ВР

Мероприятия, посвященные посвященных памятным датам Смоленщины

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Изучение государственной символики РФ

2017-2019

1-11

Классные руководители

Мероприятия ко Дню народного единства

2017-2020

5-11

Классные руководители

Мероприятия, посвященные Дню Героев Отечества

2017-2020

4-11

Вожатые, классные руководители

2. Духовно-нравственное и семейное воспитание

Проект «Будь милосердным. Помоги ближнему»

2017-2020

волонтеры

Социальный педагог

Проект «Согреем добротой сердца»

2017-2018

1-4

вожатые

Проект «Дорога к дому»

2017-2019

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Семейные конкурсные программы ко Дню семьи

2017-2020

3-6

Зам.директора, курирующий ВР

Милосердная акция «Рука помощи»

2017-2020

1-11

вожатые

Акция «Уроки толерантности»

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

3. Приобщение обучающихся к культурному наследию России

 и наследию родного края.

Деятельность школьного Музея Боевой славы

2017-2020

6-9

Руководитель музея

Проект «Театр народной игрушки»

2017-2018

2

Зам.директора, курирующий ВР

Краеведческие конкурсы

2017-2020

7-11

Зам.директора, курирующий ВР

Проект «Моя малая Родина»

2017-2018

1-4

Зам.директора, курирующий НШ

Экскурсии по культурным местам родного края

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

4. Экологическое воспитание и формирование культуры здоровья

Проект «Здоровая Россия – ОБЩЕЕ ДЕЛО»

2017 - 2019

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Неделя экологии

2017-2019

5-11

Рук. ШМО ГБХ

Конкурсная программа «Мы хотим жить!»

2017-2019

6-8

Зам.директора, курирующий ВР

Конкурсная программа «Моя программа здоровья»

2017-2019

9-11

Зам.директора, курирующий ВР

Мероприятия ко Всемирному дню борьбы со СПИДом

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР

Спортивные мероприятия

2017-2020

1-11

Учителя физической культуры

Проект «Здоровенок»

2017-2020

1-4

Учителя физической культуры

Интернет-уроки по профилактике наркомании

2017-2020

5-11

Классные руководители

Мероприятия ко Всемирному дню борьбы с туберкулёзом

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР

Мероприятия в рамках Европейской недели иммунизации

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Проект «Живая планета»

2018-2019

2

Зам.директора, курирующий НШ

5. Деятельность общественных объединений и

органов ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Организация деятельности

- гагаринской дружины;

- волонтёрского отряда;

- отряда ЮНАРМИИ

- РДШ

2017-2020

2-9

8-11

8-11

Вожатые

Кураторы волонтерского движения, ЮНАРМИИ

Конкурс «Класс года»

2018-2020

5-9

Зам.директора, курирующий ВР, вожатые

Конкурс «Лучший актив класса»

2019-2020

6-9

вожатые

Прием в СДГО им. Ю.А.Гагарина

2017-2020

2

вожатые

Участие в конкурсах:

- «Доброволец года»

- «Отряд года»

- «Лидер года»

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР, вожатые, куратор волонтерского движения

6. Правовое воспитание и культура безопасности;

профилактика отклонений в поведении несовершеннолетних.

Неделя права

2017-2020

5-11

Учителя обществознания

День правовой помощи детям

2017-2020

7-11

Учителя обществознания

Мероприятия ко Дню местного самоуправления.

2017-2020

10-11

Учителя обществознания

Мероприятия, посвященные Дню Конституции

2017-2020

3-11

Зам.директора, курирующий ВР

Конкурс рисунков и плакатов «Права человека»

2018-2020

5-9

Зам.директора, курирующий ВР

День интернета. Уроки по Интернет-безопасности.

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР, классные руководители

Встречи с работниками правоохранительных органов, КПДН и ЗП, СОНД

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР

7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

 формирование основ эстетической культуры,

содействие в поддержке одарённых детей

Научно-практическая конференция

2017-2020

2-11

Зам.директора, курирующий МР

Всероссийская олимпиада школьников

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР

Фестиваль «Дом, в котором мы живем»

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Праздничные программы:

- День Учителя;

- День матери;

- 8 Марта

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Интеллектуальные игры и конкурсы

2017-2020

2-11

Зам.директора, курирующий ВР

Творческие конкурсы

2017-2020

1-11

Зам.директора, курирующий ВР

Конкурс «Покровская звезда»

2017-2020

3-8

Зам.директора, курирующий ВР

8. Воспитание положительного отношения к труду и

 формирование готовности осознанного выбора профессии.

Благоустройство территории Покровского воинского захоронения

2017-2020

7-10

Куратор волонтерского движения, вожатые

Акция «Наш город чистый?! Начни с себя!»

2017-2020

5-11

Зам.директора, курирующий ВР

Участие в акции «Неделя без турникетов»

2017-2020

8-9

Зам.директора, курирующий ВР

Экскурсии в ВУЗы, учреждения СПО, НПО «Дороги, которые мы выбираем»

2017-2020

8-11

Классные руководители

Встречи со специалистами Центра занятости «Выбор профессии. Основные аспекты профессионального определения»

2017-2020

9-11

Зам.директора, курирующий ВР

Проект «Секреты профессий»

2018-2020

4

Зам.директора, курирующий НШ

Проект «Мир профессий

2018-2020

8-11

Зам.директора, курирующий ВР

6. Механизм реализации Программы

Ежегодно составляется план мероприятий по реализации Программы на учебный год, который включает в себя перечень приоритетных направлений на предстоящий год.

Руководство ходом реализации Программы осуществляет заместитель директора, курирующий вопросы воспитания.

Заместитель директора осуществляет подготовку отчёта о ходе реализации Программы и предоставляет его в управление образования и молодёжной политики Администрации города Смоленска не позднее 5 июня текущего года; корректирует в случае необходимости программные мероприятия, сроки их реализации; осуществляет оценку эффективности реализации Программы; несёт ответственность за выполнение программных мероприятий.

Управление образования и молодёжной политики по итогам года формирует рейтинг ОУ по эффективности проводимой в общеобразовательных учреждениях воспитательной работы в соответствии с критериями.

7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы:

  • повышение активности обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности;
  • рост числа обучающихся, включённых в деятельность общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • рост числа детей, вовлечённых в творческую, интеллектуальную деятельность, участвующих в исследовательской деятельности,
  • распространение в школьной среде культуры здорового образа жизни, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя и психотропных веществ;
  • уменьшение количества преступлений и правонарушений, совершённых обучающимися или при их участии;
  • повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе социального партнёрства.

8. Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы определяется по следующим основным показателям:

Значения целевых показателей (индикаторов) Программы

п/п

Наименование целевых показателей (индикаторов),

 цель и задачи Программы

Единица измере-

ния

Базовое значение показателей

Значение показателей (индикаторов) Программы

2017

2018

2019

2020

За период (по окончании) реализации Программы

1

2

3

4

5

6

7

1.

Количество обучающихся, вовлечённых в работу органов ученического самоуправления

ед.

350

350

(42%)

45%

55%

55%

2.

Уровень ученического самоуправления

коэфф.

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

3.

Количество обучающихся, вовлечённых в социальную практику

ед.

732

775

(95%)

96%

98%

98%

4.

Количество обучающихся, вовлечённых в мероприятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию

ед.

732

775 (95%)

97%

99%

99%

5.

Количество родителей, вовлечённых в управление учебно-воспитательным процессом

ед.

160

160

165

170

170

6.

Уровень удовлетворённости родителей воспитательным процессом образовательного учреждения

%

95%

96%

97%

98%

98%

7.

Количество социально значимых проектов, реализованных с участием родителей

ед.

1

2

2

3

3

8.

Оценка деятельности школы социальными партнёрами в плане становления личностных качеств школьников (благодарственные письма, грамоты и т.д.)

да/нет

нет

да

да

да

да

Приложение к Программе

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ

  • Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  • Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  • Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.  

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Уровень

воспитанности

обучающихся

Направленность   личности

Ценностные ориентации

Методика «Направленность личности»

(С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына).

Методика изучения ценностных ориентаций

(М. Рокич) (7-11 класс).

Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой)

(6-11 класс).

Сформированность элементов

личностного потенциала

учащегося

Методика экспресс-диагностики эмпатии

(по И. Юсупову) (10-11 класс).

Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте»

(по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс).

Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) (3-4 класс).

Социальность:

- степень  

социализизации личности  

Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс).

Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс)

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9-11 класс).

Методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников (по И.И. Захарову) (9-11 класс).

Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8-11 класс).

- степень развития

социальных качеств

Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1-11 класс).

Профессиональная  

ориентированность

Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9-11 класс).

Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс)

Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову).

Уровень

развития

коллектива

Отношения между  

обучающимися

Методика «Исследование взаимоотношений

в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7-11 класс).

Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина,

И.А. Каплунович).

Уровень развития

самоуправления

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков).

Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни

в образовательном учреждении

Социально-психологическая

комфортность

ученического

коллектива

Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова)

 (7-11 класс).

Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С. Немов) (7-11 класс).

Методика «Социометрия» (Дж. Морено) (6-11 класс).

Социально-психологическая среда общешкольного коллектива

Методика «Выявление мотивов участия школьников в делах общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина) (7-11 класс).

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву) (1-11 класс).

Цветометод «Моя школа» (по Ю.С. Мануйлову) (1-4 класс).

Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей)

в образовательный   и воспитательный процессы

Оценка детско-родительских отношений

Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.).

Методика «Хорошие ли вы родители».

Взаимодействие семьи и школы

Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.).

Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника (В.Г. Максимов).

Удовлетворенность родителей работой образовательного

учреждения

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса  с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...

Программа воспитания обучающихся 9-го класса

Структура программы, содержание программы. Работа с родителями. Работа с педагогами, работающими в классе. Индивидуальная работа с обучающимися....

Инновационная программа воспитания обучающихся «Школа гражданского становления»

Разработанная программа принимает участие в номинации «Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи» Регионального этапа Всероссийского конкурса среди п...

Программа воспитания обучающихся

Программа воспитания обучающихся...

Программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства  развития младшего школьника, интегрированной в урочную, внеурочную, внешколь...

Программа воспитания обучающихся на уровне основного общего образования

Программа логически продолжает основные направления программы воспитания начального общего образования...