Нататлья Сергеевна Андреева. Программа воспитания и социализации (профориентация).
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами жизнедеятельности у обучающихся разного школьного возраста, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нататлья Сергеевна Андреева,

Заместитель директора по воспитательной работе

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Программа воспитания и социализации (профориентация).

   Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

 Программа воспитания обучающихся   в ГБОУ гимназия № 61 разработана на 2015 – 2020 годы.

    В основе данной программы лежит компетентностный подход, продиктованный требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, воспитания и социализации обучающихся в ГБОУ гимназия №61.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основные принципы организации воспитания:

-Принцип целостно-смыслового равенства.

-Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

-Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

-Принцип творчества и успеха.

   Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами жизнедеятельности у обучающихся разного школьного возраста, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Ступени воспитательной деятельности.

I ступень воспитательной деятельности 5-6 классы

Основные задачи воспитательной работы с обучающимися 5-6 классов:

•        адаптация ребенка к условиям школьной жизни;

•        ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

•        приобщение обучающихся к общечеловеческому этикету и овладению им;

•        создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников;

•        воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение;

•        формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

II ступень воспитательной деятельности 7-9 классы

Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-IX классов:

•        формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;

•        развитие самосознания и культуры самовоспитания;

•        приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;

•        формирование экономического мышления.

III ступень воспитательной деятельности 10-11 классы

Основные задачи воспитательной работы с подростками X-XI классов:

•        расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;

•        формирование бережного отношения к окружающему миру

•        формирование отношения человека к обществу;

•        развитие творчества и самотворчества;

•        формирование навыков безопасного поведения;

•        формирование навыков коллективной творческой деятельности;

•        формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

становление и самоактуализация личности.

В осуществлении Программы участвуют методическое объединение классных руководителей, педагоги, заведующая ИБЦ, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, родители, обучающиеся.

   В соответствии с Программой воспитания и социализации обучающихся  ГБОУ гимназия № 61, выстраивается Концепция воспитательной системы, с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию.

  Гимназия использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе. Главная цель – является создание условий для развития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной сделать нравственный выбор, нести за него ответственность, найти свое место в социуме.

  Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить Человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, саморегуляции и самореализации, помочь молодому человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

 Воспитательные задачи формулируются с учётом требований  ФГОС ООО,СОО, отличительной чертой которых является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с понимаем развития личности как цели и смысла образования, и формирование социальных и личностных компетенций в целостном процессе обучения и воспитания в гимназии , в результате компетентностного и деятельностного подхода в реализации УВП.

Приоритетные направления воспитательной работы гимназии:

Традиционные праздники и дела.

Основные дела, проводимые в гимназии– это традиционные праздники знакомые и ученикам, и родителям, и учителям. Поддержка традиций – основа гимназической  жизни. К таким делам у нас относятся: День знаний, День учителя, Посвящение в гимназисты, фольклорные праздники, День Культуры, День Гимназии, День Победы, Праздник Последнего звонка. В своей работе мы стараемся в хорошо известные праздники внести что-то новое. Изменяется схема проведения, применяются новые технологии.

Гражданско-патриотическое направление.

В гимназии всегда уделялось и уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию, изучению истории Родины и ее традиций.

 Задачей гимназии является формирование у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее. В этом направлении используются различные формы работы: проводятся тематические классные часы, радиолинейки, Уроки Мужества, ребята посещают музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Значимыми становятся мероприятия, подготовленные и проведенные ко Дню начала блокады Ленинграда, в День воинской славы России — День полного освобождения города Ленинграда от блокады, мероприятия в рамках Вахты Памяти.

 Главная задача при этом:

 -воспитывать у ребят уважительное отношение к героическому прошлому страны, воинским традициям;

 - способствовать развитию интереса к изучению истории Родины;

 - на примере жизни выдающихся исторических личностей, героев и участников войны показывать

образцы честности и благородства духа, самоотречения и готовности к самопожертвованию;

-формировать опыт и культуру гражданского поведения, социальной активности.

Познавательная деятельность.

Развитие познавательной деятельности обучающихся - одно из ведущих направлений  в работе нашей гимназии. Ее развитие проходит в различных формах и видах: в рамках предметных недель, в ходе мероприятий, посвященных юбилейным датам, в виде экскурсий и лекций, в рамках предметных олимпиад и конкурсов. Результаты познавательной деятельности отражены в итогах олимпиад и других состязаний, в характеристике направлений воспитательной работы гимназии, ведь данное направление  является составной частью всей человеческой жизнедеятельности, и работы гимназии в том числе.

Одной из задач познавательного процесса является формирование личности современного ученика, способного не только усваивать знания, но и являющегося активной индивидуальностью. Такая личность интересна социуму, ее способности востребованы обществом.

  Ежегодно проходит гимназическая конференция «Творчество. Поиск. Знания», на которой гимназисты представляют результаты своей исследовательской и проектной деятельности в разных образовательных областях.

Духовно-нравственное воспитание.

Духовно – нравственному воспитанию обучающихся способствуют различные экскурсионные программы, которые разрабатываются в соответствии с гимназическим курсом классными руководителями и учителями – предметниками. Вся экскурсионная деятельность делится на два основных направления:

- Экскурсии, осуществляющие сопровождение учебного процесса и предоставляющие дополнительную информацию к предметам основного образования.

- Экскурсии, направленные на расширение мировоззрения и эстетическо-культурное развитие. Оно помогает предоставить ребятам дополнительное образование и реализовать те программы, которые ставит перед школой современное общество.

Обучающиеся гимназии посещают различные памятные места и музеи: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей Пушкина А.С., Михайловский замок, Музей гигиены, Музей артиллерии и др. Ребята посещают  Великий Новгород, Выборг, Сестрорецк, Кронштадт и др.

Особый интерес у гимназистов вызывают посещение различных театров города. Большую роль здесь оказывают учителя- предметники, проводя   работу по формированию духовности, нравственности, развивая у учащихся как интерес к предлагаемым проблемам, так и их творческие способности.

Большую роль в развитии духовно- нравственного воспитания обучающихся  играет традиционный Международный  День Культуры, который масштабно отмечается каждый год в нашей гимназии.

Спортивно-оздоровительное воспитание.

Вопросы сохранения здоровья учащихся являются предметом пристального внимания всего коллектива гимназии. Своей задачей педагогический коллектив гимназии ставит:

 -внедрение здоровье сберегающих технологий;

-формирование мотивации к здоровому образу жизни;

 -организация спортивно-оздоровительной работы.

Образовательная деятельность направлена на совершенствование форм и функций организма, укрепление здоровья, развитие физических способностей, формирование и совершенствование необходимых в жизни двигательных умений и навыков, а также воспитание моральных и волевых качеств учащихся. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся понимания важности сохранения здоровья – залога успеха в дальнейшей жизни. Для решения этой задачи проводятся:

 - анкетирование учащихся с целью выявления «вредных привычек»;

 - организация и проведение встреч с наркологом и психологом;

- проведение цикла бесед с юношами и девушками о гигиене;

- проведение классных часов «Вредные привычки»;

- проведение бесед о сохранении здоровья «Здоровому обществу – здоровое поколение».

Спортивно – оздоровительная работа осуществляется через уроки физической культуры, занятия во внеурочной деятельности. Гимназисты традиционно принимают участие в районных мероприятиях:

-легкоатлетический пробег «Испытай себя»;

- военно-патриотическая игра «Зарница»;

- легкоатлетический кросс;

-городская акция «Я выбираю спорт!»;

-«Золотой мяч» и др.

«Профилактическая работа» .

 В гимназии сложилась система работы по предупреждению правонарушений среди обучающихся. В рамках профилактики правонарушений среди обучающихся гимназии используются следующие формы работы:

- изучение особенностей личности подростков;

- психолого-педагогическое консультирование родителей с целью выработки подходов к    воспитанию и изучению подростков;

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность (участие в спортивных соревнованиях, конкурсах, мероприятиях);

- вовлечение учащихся в систему профориентационной работы.

В гимназии действует Совет по профилактике правонарушений среди обучающихся.

Трудовая деятельность.

Немалое внимание гимназия уделяет трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Целью трудового воспитания в гимназии является: совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда, вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками, необходимыми для их дальнейшей социализации.

Экологическое воспитание.

Данное направление воспитательной деятельности представлено широким спектром экскурсий, разработанных учителем биологии Аграновской Т.Ю.

 Экскурсия как форма работы, позволяет обогащать общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.

5 класс:

-Ботанический сад «Знакомство с разнообразной флорой мира»

-Экскурсия вокруг школы «Знакомство с растениями города»

Посещение зубробизонов

-Посещение зоопарка, подготовка докладов учеников при проведение экскурсии

6 класс

-Ботанический сад «Основные отделы растений.

Многообразие, использование человеком» Оформление отчетной работы.

-Посещение агрофизического института «Условия выращивания растений»

- Экскурсия вокруг гимназии «Характеристика растений классов Однодольных и двудольных растений, основных семейств».

7 класс

-Зоологический музей  

 « Многообразие животного мира»

-Океанариум: урок-экскурсия «Многообразие рыб»

8 класс

-Музей гигиены. В конце учебного года.

-Музей-квартира Павлова И. П.

-Музей при медицинской академии им. И.И.Мечникова

9-11 классы

- Экскурсия вокруг гимназии  «Приспособленность растений к условиям города»

-Посещение медико-генетической консультации

-Ресурсный центр развития молекулярных и клеточных технологий при Санкт-Петербургском государственном университете.

-Посещение агрофизического института

Организация биохимического практикума при РГПУ им. А.И. Герцена по теме «Загрязненность основных сред обитания и влияние этого на человека».

Работа с родителями.

Воспитательная работа не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно - образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов С этой целью, в гимназии ведется большая работа с родителями и лицами их заменяющими.

Профессиональная ориентация

В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость

создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее

профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов,

склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии,

успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким

образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации

профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.

Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием

достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и

продвижения по служебной лестнице, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстроизменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.

Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.

На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школах подчёркивается в следующих нормативно-правовых актах:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

В статье 66 закона «Об образовании» говорится:

Среднее общее образование направлено на  формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это идеальный образ. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.

На сегодняшний день можно сказать, что профессиональная ориентация — это система

педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной

деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов относительно

избираемых ими профессиональной деятельности.

Цели школьной профориентационной работы:

Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.

Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы:

Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии

Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.

Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.

Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.

Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ:

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Этапы профориентации в школе:

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Старшеклассники, 10-11 классы

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в школе:

Работа с учениками-

Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.

Экскурсии на предприятия, ВУЗы.

Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.

Анкетирование учащихся.

Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями-

Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.

Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.

Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

Анкетирование родителей.

Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.

Профориентационная работа в гимназии дает возможность увидеть готовность детей к выбору профессии.

Практически все гимназисты определены со сферой профессиональных интересов .

  1. сфера искусства
  1. сфера технических интересов

3. сфера работы с людьми

4. сфера умственного труда

5. сфера физического труда

6. сфера материальных интересов

Дорожная карта предпочтений  выпускников позволяет увидеть, что на протяжении многих лет  выпускники гимназии выбирают Вузы для дальнейшего обучения –На первом месте :социально-экономического, гуманитарного профиля. На втором-технического профиля.

Проводимая работа по профориентации  показывает, что обучающиеся ГБОУ гимназия №61имеют понимание целостности своей личности, стремление реализовать возможности в практических действиях. Этому способствует информированность о мире профессий в целом. И включает в себя:Знание понятий культуры труда;Знание отдельных профессий;Знание о приобретении профессий, поиска и поступления на работу; Возможность принятия решения.

 Для этого необходимо наличие ряда качеств, способностей, знаний и навыков.

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...