Главные вкладки

    Практико-ориентированные занятия как основа развития технического творчеств учащихся
    статья

    Практико-ориентированные занятия как основа развития техническоо творчества учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_praktiko-orientirovannye_kursy.doc32.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практико-ориентированные занятия как основа развития технического творчеств учащихся

    Болотова Ирина Сергеевна, учитель английского языка, МАОУ Гимназия 10

    Проект «Научно-техническая  лаборатория юных исследователей «ЮНИС», разработанный лицеем, предусматривал расширение и качественное изменение внеурочного образовательного пространства в рамках изучения предметов математики, информатики, физики.

    При этом при разработке проекта основной акцент делался на создание среды (места), предоставляющей условия для проведения практических занятий и развития технического творчества. Таким местом, на наш взгляд, могла стать научно-техническая лаборатория.

    В результате реализации проекта, на базе лицея была создана научно-техническая лаборатория. Деятельность по реализации проекта способствовала укреплению материально-технического оснащения и кадровых ресурсов. Однако, на наш взгляд, важнейшим достижений проекта мы считаем введение практико-ориентированных занятий как основы развития технического творчеств учащихся.

    Целью деятельности  лицейской научно-технической лаборатории является  создание условий для переноса полученных теоретических знаний по математике, физике, информатике  на практику. Таким образом, в основе лаборатории происходит соединение двух важных аспектов: научно-технического творчества и практико-ориентированных занятий.

    Известно, что одним из факторов способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование их осознанного профессионального выбора. На наш взгляд средством формирования такого выбора может стать  организация занятий научно-техническим творчеством.

    Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства[4].

    Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техно сферу[4].

    В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

    Усвоение основ научно-технического творчества поможет школьникам самостоятельно профессионально самоопределиться по профессиям технической сферы.

    Современные исследования показывают, что для  подготовки учащихся к практической деятельности следует проводить интеграцию процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний.

    Эта концепция нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И. Ю. Калугина, Н. В. Чекалеваи др.), сущность которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач[3].

    Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

    Таким образом, эффективным путем развития научно-технического творчества, прежде всего, могут быть занятия практико-ориентированного характера.

    Применения практико-ориентированных заданий позволяет значительно повысить эффективность обучения, в том числе и естественно-математических предметах.

    Этому будет способствовать система отбора содержания учебного материала, при которой учащиеся в ходе своей работы могут оценить значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

    В процессе обучения широко используются творческие  задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству.

    В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний.

    Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.

    Таким образом, учитывая все выше перечисленные положительные черты практико-ориентированных занятий в развитии технического творчества, педагогами лицея в рамках реализации  проекта реализуются следующие практико-ориентированные курсы по выбору:

    1.  «Создание рисунка на компьютере через программы графических редакторов: Paint, Coril, Photo Shob» (информатика) способствует: развитию образного и абстрактного мышления; формированию чувства прекрасного; предоставляет возможность пробы в  таких профессиях как художника, дизайнера, аниматора, фотографа.
    2. «Виртуальная лаборатория» (информатика)  в 2-6 классах позволяет: осуществлять наблюдение объектов окружающего мира, наблюдать происходящие с ними изменения  и описывать их; через компьютерное моделирование производить сравнение объектов и их преобразование; овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; осуществлять поиск и проверку необходимой информации в интерактивном компьютерном электронном каталоге библиотеки объектов к задачам.
    3. Робототехника позволяет: дать учащимся первоначальные знания по устройству робототехнических устройств; научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств; сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

    4. «Научно-исследовательская и проектная деятельность», «Задачи повышенность сложности» (физика).

    Данные курсы носят преимущественно теоретический характер. Реализация практической части происходит вне образовательного учреждения через посещение мероприятий в различных учреждениях:  выставка в сочетании с опытами «Удивительная наука» (АКШ); экскурсии (музей космонавтики; «Ньютон парк» - КИЦ;  Информационный центр атомной физики);  демонстрация в лабораториях СФУ (Цветмет)  физических процессов (ковки металла, сварки и др.); лекций по астрофизике (Дворец культуры Аэрокосмический).

    В рамках сотрудничества с Ньютон-парком лицею была предоставлена физическая лаборатория, включающая методическое пособие по использованию  оборудования и полный комплект оборудования. Представленное оборудование используется в лицее не только во время уроков, но и для проведения экспериментальной части при написание научно-исследовательских работ, а также при проведении физических практикумов.

    5.  «Научно-исследовательская деятельность» (математика).

    Предмет математика выступает в образовательном процессе прикладной основой для других предметов, но в то же время теоретическая основа математики является важнейшей базой для изучения таких учебных предметов как физика, информатика.

    В ходе исследовательской деятельности по математике учащихся приобретаются и развиваются следующие качеств: навык самостоятельной исследовательской деятельности, навык работы с научно-познавательной литературой, инициатива и творчество, навык совместной работы  (в том числе  и с различными специалистами), самоутверждение учащихся в области математики. У учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, развиваются их интеллектуальные и творческие способности.

    Таким образом, организация научно-технических исследований  с использованием практико-ориентированного подхода более прочному усвоению информации. Учащиеся получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, что обеспечивает развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов. Практические пробы в технических науках помогают  учащимся в определении профиля их дальнейшей деятельности.

    Используемая литература

    1. Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
    2. Буш Г.Я. Методы технического творчества Издательство "Лиесма", г. Рига, 1972
    3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: Дис. … канд. пед. наук / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – 215 с.
    4. Словари и энциклопедии на Академии - http://philosophy_of_science.academic.ru/221/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
    5. Ябурова Е. А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Екатеринбург, 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-13/2024


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

    В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

    Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

    В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

    Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

    В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

    Доклад "Развитие технического творчества и рационализаторских способностей учащихся на уроках математики "

    "Развитие технического творчества рационализаторских способностей учащихся на уроках математики" (из опыта рвботы)...

    Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"

    В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....

    Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"

    В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....

    Система работы учителя физики по развитию технического творчества учащихся на уроках физики

    В настоящее время  большое внимание уделяется развитию мышления и творчества учащихся.  Действительно, техника всегда была областью практического приложения физических знаний, являющихся её ...