Практико-ориентированные занятия как основа развития технического творчеств учащихся
статья
Практико-ориентированные занятия как основа развития техническоо творчества учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_praktiko-orientirovannye_kursy.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированные занятия как основа развития технического творчеств учащихся
Болотова Ирина Сергеевна, учитель английского языка, МАОУ Гимназия 10
Проект «Научно-техническая лаборатория юных исследователей «ЮНИС», разработанный лицеем, предусматривал расширение и качественное изменение внеурочного образовательного пространства в рамках изучения предметов математики, информатики, физики.
При этом при разработке проекта основной акцент делался на создание среды (места), предоставляющей условия для проведения практических занятий и развития технического творчества. Таким местом, на наш взгляд, могла стать научно-техническая лаборатория.
В результате реализации проекта, на базе лицея была создана научно-техническая лаборатория. Деятельность по реализации проекта способствовала укреплению материально-технического оснащения и кадровых ресурсов. Однако, на наш взгляд, важнейшим достижений проекта мы считаем введение практико-ориентированных занятий как основы развития технического творчеств учащихся.
Целью деятельности лицейской научно-технической лаборатории является создание условий для переноса полученных теоретических знаний по математике, физике, информатике на практику. Таким образом, в основе лаборатории происходит соединение двух важных аспектов: научно-технического творчества и практико-ориентированных занятий.
Известно, что одним из факторов способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование их осознанного профессионального выбора. На наш взгляд средством формирования такого выбора может стать организация занятий научно-техническим творчеством.
Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства[4].
Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техно сферу[4].
В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.
Усвоение основ научно-технического творчества поможет школьникам самостоятельно профессионально самоопределиться по профессиям технической сферы.
Современные исследования показывают, что для подготовки учащихся к практической деятельности следует проводить интеграцию процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний.
Эта концепция нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И. Ю. Калугина, Н. В. Чекалеваи др.), сущность которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач[3].
Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Таким образом, эффективным путем развития научно-технического творчества, прежде всего, могут быть занятия практико-ориентированного характера.
Применения практико-ориентированных заданий позволяет значительно повысить эффективность обучения, в том числе и естественно-математических предметах.
Этому будет способствовать система отбора содержания учебного материала, при которой учащиеся в ходе своей работы могут оценить значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.
В процессе обучения широко используются творческие задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству.
В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
Таким образом, учитывая все выше перечисленные положительные черты практико-ориентированных занятий в развитии технического творчества, педагогами лицея в рамках реализации проекта реализуются следующие практико-ориентированные курсы по выбору:
- «Создание рисунка на компьютере через программы графических редакторов: Paint, Coril, Photo Shob» (информатика) способствует: развитию образного и абстрактного мышления; формированию чувства прекрасного; предоставляет возможность пробы в таких профессиях как художника, дизайнера, аниматора, фотографа.
- «Виртуальная лаборатория» (информатика) в 2-6 классах позволяет: осуществлять наблюдение объектов окружающего мира, наблюдать происходящие с ними изменения и описывать их; через компьютерное моделирование производить сравнение объектов и их преобразование; овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; осуществлять поиск и проверку необходимой информации в интерактивном компьютерном электронном каталоге библиотеки объектов к задачам.
- Робототехника позволяет: дать учащимся первоначальные знания по устройству робототехнических устройств; научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств; сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования; создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.
4. «Научно-исследовательская и проектная деятельность», «Задачи повышенность сложности» (физика).
Данные курсы носят преимущественно теоретический характер. Реализация практической части происходит вне образовательного учреждения через посещение мероприятий в различных учреждениях: выставка в сочетании с опытами «Удивительная наука» (АКШ); экскурсии (музей космонавтики; «Ньютон парк» - КИЦ; Информационный центр атомной физики); демонстрация в лабораториях СФУ (Цветмет) физических процессов (ковки металла, сварки и др.); лекций по астрофизике (Дворец культуры Аэрокосмический).
В рамках сотрудничества с Ньютон-парком лицею была предоставлена физическая лаборатория, включающая методическое пособие по использованию оборудования и полный комплект оборудования. Представленное оборудование используется в лицее не только во время уроков, но и для проведения экспериментальной части при написание научно-исследовательских работ, а также при проведении физических практикумов.
5. «Научно-исследовательская деятельность» (математика).
Предмет математика выступает в образовательном процессе прикладной основой для других предметов, но в то же время теоретическая основа математики является важнейшей базой для изучения таких учебных предметов как физика, информатика.
В ходе исследовательской деятельности по математике учащихся приобретаются и развиваются следующие качеств: навык самостоятельной исследовательской деятельности, навык работы с научно-познавательной литературой, инициатива и творчество, навык совместной работы (в том числе и с различными специалистами), самоутверждение учащихся в области математики. У учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, развиваются их интеллектуальные и творческие способности.
Таким образом, организация научно-технических исследований с использованием практико-ориентированного подхода более прочному усвоению информации. Учащиеся получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, что обеспечивает развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов. Практические пробы в технических науках помогают учащимся в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Используемая литература
- Абдуллаев А.Б. «Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования» - Махачкала, Образование 2003 – 270 с.
- Буш Г.Я. Методы технического творчества Издательство "Лиесма", г. Рига, 1972
- Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: Дис. … канд. пед. наук / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2000. – 215 с.
- Словари и энциклопедии на Академии - http://philosophy_of_science.academic.ru/221/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E
- Ябурова Е. А. Задачи с практическим содержанием как средство реализации практико-ориентированного обучения физике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Екатеринбург, 2006 163 с. РГБ ОД, 61:06-13/2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся
В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...
Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся
В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...
Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся
В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...
Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"
В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....
Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"
В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....
Система работы учителя физики по развитию технического творчества учащихся на уроках физики
В настоящее время большое внимание уделяется развитию мышления и творчества учащихся. Действительно, техника всегда была областью практического приложения физических знаний, являющихся её ...
Психологический аспект развития технического творчества учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ....