Главные вкладки

    Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"
    статья

    Турова Марина Геннадьевна

    В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    М.Г.Турова

    Развитие технического творчества учащихся через метод проектов

    "Единственный путь, ведущий к знаниям,

     - это деятельность".

    Бернард Шоу

    Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО -  это вид деятельности учащихся,   результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

            В современном, быстро изменяющемся мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Современному молодому человеку необходимо гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, генерировать новые идеи. Для успешной социализации в обществе ему необходимо и освоение коммуникативных умений, в том числе, умение сотрудничать и работать в группах.

            Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    К сожалению, традиционные методы обучения, чаще всего, включали в себя урок-лекцию, т.е. учащиеся получали уже готовые знания. При такой форме ведения урока инициатива и любознательность  ребенка скорее мешали, чем помогали учителю.

    Современный школьный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, включает выделение ученика как равноправного участника учебного процесса и создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися. Сюда включаются активное, проблемное и взаимное обучение детей, а также различные способы активации творческого мышления.

    Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

    Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

    Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

    Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения.

    К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

    • повышение мотивации учащихся;
    • развитие творческих способностей;
    • повышение самооценки учащихся на фоне полученного конечного результата;
    • формирование чувства ответственности;
    • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
    • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
    • предоставление возможности самореализоваться каждому участнику.

    Еще один положительный фактор проектной деятельности заслуживает отдельного внимания – это возможность патриотического воспитания учащихся, воспитание любви к своему Отечеству и гордости за него. Так, во многих школах нашего района в этом году ребятам было предложено выбрать одним из направлений проектной деятельности тему Великой Отечественной войны. Работа над такими проектами не только дает учащимся возможность ознакомиться с вооружением нашей армии в годы войны, но и знакомит с историей в целом. Я считаю это очень важным, ведь для многих современных ребят эти героические годы оказались далеким прошлым, о котором они знают очень немного - все меньше остается в живых ветеранов, которые могут им об этом рассказать. А ведь Великая Отечественная война – это только одна из страниц истории нашей Родины.

    Созидательная творческая деятельность учащихся направлена на многие области общественной жизни. Благодаря проектной деятельности макеты первого в мире самолета конструкции А.Ф.Можайского «Летун» и первого в мире пассажирского самолета конструкции И.И.Сикорского «Русский Витязь»; воздушного шара А.Гарнерена, первый полет которого в России состоялся в Санкт-Петербурге; первой в России бумажной мельницы заняли свое место в экспозиции школьного краеведческого музея. Здесь же представлены макеты Дороги Жизни и фронтовой землянки, экспонат «Блокадное окно» и другие работы ребят. Интерес к истории Великой Отечественной войны и подвигам наших соотечественников привел к созданию замечательных моделей танка Т-34-86, штурмовика Ил-2, торпедного катера «К-203» и других образцов военной техники. Герб Красного Села, выполненный в различных техниках и вариациях, украшает стены библиотеки и кабинета дистанционного обучения. Во многих классах есть оригинальные часы и стенды, изготовленные руками ребят. Огромное множество работ выполненных в рамках метода проектов, просто невозможно перечислить.

    Кроме того, именно проектная деятельность позволяет выйти за рамки одного предмета или деятельности одного предмета. Межпредметные и метапредметные связи позволяют школьникам значительно повысить свой кругозор, а зачастую и совершить открытия в различных областях науки и техники. При этом,  ребята не останавливаются на достигнутом, стремясь усовершенствовать свои изделия. Как пример, можно привести изготовление столика для лежачего больного: было перепробовано несколько разных конструктивных решений и, после 3-х лет работы изделие удовлетворило создателей с конструкторской точки зрения. Кроме того, применение современных технологий, а именно 3D-моделирования и лазерной резки, позволило «поставить» производство таких столиков «на поток», значительно снизив трудозатраты, что очень важно, ведь изготовленные своими руками столики ребята дарят травматологическому отделению 1-й детской городской больницы и людям, в силу каких-либо причин прикованным к постели. Создание многих изделий сопровождается кропотливой исследовательской работой. Зачастую элементы конструкции разработанных проектов не имеет промышленных аналогов. Это и многофункциональная ультразвуковая емкость, и платформа для отжиманий с автоматическим подсчетом выполненных упражнений, и программируемое устройство для ультрафиолетовой «засветки» фоторезиста при выполнении разводки печатных плат.

    Важным результатом проектной деятельности является то, что знания, приобретенные ребятами в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием самой деятельности, они нужны детям и поэтому интересны им. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой. В предмете технология чаще всего конечным продуктом проектной деятельности является какой-либо продукт, изделие. При этом сложность выполнения проектной работы возрастает с каждым годом, чему способствуют как приобретаемый опыт, так и освоение учащимися таких современных технологий как 3D-моделирование и робототехника.

    Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы не только предмета технология, но и других школьных дисциплин, а также современных научных достижений и получить конечный результат.

    Таким образом, проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

    Хочется отметить и ту значительную роль, которую играет проектная деятельность в профессиональном самоопределении, ведь не секрет, что правильный выбор профессии является одной из главных составляющих жизненного успеха; приносит человеку,  как моральное удовлетворение, так и материальное благополучие.  

    В конечном итоге можно сделать вывод, что  успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»

    Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...

    «Через метод проектов - к творчеству ученика и учителя»

    Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в т...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.

    Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....

    Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов

    Ведущая роль  в формировании опыта творческой деятельности принадлежит методу проектов. Он позволяет  сделать  занятия  интересными, знания  глубокими. развивать  самосто...

    Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"

    В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов

    В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творче...

    Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов».

    Тезисы по теме «Реализация деятельностного подхода при организации социально- значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через метод проектов» поможет классным руководите...