Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"
статья

Турова Марина Геннадьевна

В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turova_m.g._statya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД

через метод проектов

Турова Марина Геннадьевна

почетный работник общего образования РФ

учитель, педагог доп.образования

ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района,

методист ИМЦ Красносельского района

e-mail: turova380@bk.ru

 

"Единственный путь, ведущий к знаниям,

 - это деятельность".

Бернард Шоу

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО -  это вид деятельности учащихся,   результатом которой                       является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

        В современном, быстро изменяющемся мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать              с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Современному молодому человеку необходимо гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, решать проблемы, генерировать новые идеи. Для успешной социализации в обществе ему необходимо и освоение коммуникативных умений, в том числе, умение сотрудничать и работать в группах.

        Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. С этой целью предполагается интеграция общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. 

К сожалению, традиционные методы обучения, чаще всего, включали в себя урок-лекцию, т.е. учащиеся получали уже готовые знания. При такой форме ведения урока инициатива и любознательность  ребенка скорее мешали, чем помогали учителю.

Современный школьный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, включает выделение ученика как равноправного участника учебного процесса и создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися. Сюда включаются активное, проблемное и взаимное обучение детей, а также различные способы активации творческого мышления.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения.

         К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Еще один положительный фактор проектной деятельности заслуживает отдельного внимания – это возможность патриотического воспитания учащихся, воспитание любви к своему Отечеству и гордости за него. Так, воспитанники объединения «Судомоделирование» ОДОД нашей школы уже семь лет участвуют в Региональном историко-патриотическом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», где стабильно показывают высокие результаты не только в прикладном творчестве, но и в других номинациях. А ведь это только один из многих конкурсов, в которых ребята принимают участие, выполнив проекты гражданственно-патриотической направленности.

Созидательная творческая деятельность учащихся направлена на многие области общественной жизни. Благодаря проектной деятельности макеты первого в мире самолета конструкции А.Ф.Можайского «Летун» и первого в мире пассажирского самолета конструкции И.И.Сикорского «Русский Витязь»; воздушного шара А.Гарнерена, первый полет которого в России состоялся в Санкт-Петербурге; первой в России бумажной мельницы заняли свое место в экспозиции школьного краеведческого музея. Здесь же представлены макеты Дороги Жизни и фронтовой землянки, экспонат «Блокадное окно» и другие работы ребят. Интерес к истории Великой Отечественной войны и подвигам наших соотечественников привел к созданию замечательных моделей танка Т-34-86, штурмовика Ил-2, торпедного катера «К-203» и других образцов военной техники. Герб Красного Села, выполненный в различных техниках и вариациях, украшает стены школьного актового зала, библиотеки, кабинета дистанционного обучения. Во многих классах есть оригинальные часы и стенды, изготовленные руками ребят. Огромное множество работ выполненных в рамках метода проектов, просто невозможно перечислить.

Кроме того, именно проектная деятельность позволяет выйти за рамки одного предмета или деятельности одного объединения дополнительного образования. Межпредметные связи и метапредметные технологии позволяют школьникам значительно повысить свой кругозор, а зачастую и совершить открытия в различных областях науки и техники. При этом  ребята не останавливаются на достигнутом, стремясь усовершенствовать свои изделия. Создание многих изделий сопровождаются кропотливой исследовательской работой. Зачастую разработанные проекты бывают настолько интересными, что ими интересуются научные организации или различные сообщества.

Как пример – одна из последних разработок учащегося нашей школы, воспитанника объединения «Техническое моделирование», посвященная увеличению скорости скутера для участия в соревнования. Имея права на управление данным транспортным средством, он неоднократно участвовал в соревнованиях скутеристов и задался целью улучшить его ходовые качества при сохранении условия безопасной езды. Его разработками заинтересовался клуб скутеристов Санкт-Петербурга «FZM», а московские сотрудники фирмы «Лукойл» предложили свое моторное масло для проведения испытания. В настоящее время этот учащийся продолжает усовершенствование ходовой части своего скутера, консультируясь с научными сотрудниками одного из институтов нашего города. Стоит отметить, что его работа в феврале этого года была представлена на Городском конкурсе проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения», где заняла 1 место в номинации «Исследовательская работы, проект» в старшей возрастной группе.

Важным результатом проектной деятельности является то, что знания, приобретенные ребятами в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой. По предмету технология и в объединениях технической направленности чаще всего конечным продуктом проектной деятельности является какой-либо продукт, изделие. Сложность выполнения проектной работы усложняется с каждым годом.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы не только предмета технология, но и других школьных дисциплин, а также современных научных достижений и получить конечный результат.

Таким образом, проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Хочется отметить и ту значительную роль, которую играет проектная деятельность в профессиональном самоопределении, ведь успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект.

А ведь не секрет, что правильный выбор профессии является одной из главных составляющих жизненного успеха; приносит человеку как моральное удовлетворение, так и материальное благополучие. 

Список литературы:

  1.  «Технология. Технический труд»: 8 класс.- под ред.Симоненко В.Д. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-граф, 2012. - 204 с.
  2. «Технология. Творческие проекты: организация работы» - А.В.Жадаева, А.В.Пяткова – Волгоград: 2011.
  3. Технология 5-8 классы Рабочие программы. Учебно-методическое пособие – сост. Е.Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2012.  
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- 2015 г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - от 17.12.2010 г., № 1897


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Обмен опытом организации исследовательской и проектной деятельности в условия сельской школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Основной задачей педагога становится развитие интереса к предмету на более ранних этапах образования. Существенным преимуществом малокомплектной школы является возможность индивидуального подхода к об...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПО НАПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ «АВТОМНОГОБОРЬЕ»

Материал представляет тематический тест-вопросник для проведения контроля овладения информацией по изучению правил дорожного движения. В опросник включена информация по: истории создания и...

Статья "Развитие технического творчества учащихся через метод проектов"

В предложенном материале раскрывается актуальность проектной деятельности в техническом творчестве учащихся....