Главные вкладки

    Стратегия формирования и развития организационной культуры образовательной организации
    статья

    Талапова Елена Анатольевна

    Исследование организационной культуры образовательного учреждения. Корпоративная культура образовательного учреждения - это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение. Как провести это исследование?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Стратегия формирования и развития

    организационной культуры образовательной организации

    Талапова Е.А.

    заместитель директора по УВР

    ГБОУ школы № 371

    Московского района

    Санкт-Петербурга


    Организационная культура в зависимости от конкретной цели исследования требует сущностного определения. Исследование организационной культуры образовательного учреждения, прежде всего, предполагает изучение понятия организационной культуры образовательного учреждения, рассмотрение ее типов.

    По мнению Ушакова, в образовательном учреждении организационная культура очень эффектный и жесткий инструмент управления поведением людей, формирования модели поведения сотрудников организации, который необходимо использовать.

    Вместе с тем, согласно тому же исследователю, культура организации – это параметр, которому присущ слабый динамизм. Именно поэтому руководитель, обладающий, с точки зрения своих работников, наибольшей властью и свободой, является единственным должностным лицом, имеющим возможность максимально оказать влияние на культуру возглавляемой им организации. Иными словами, корпоративная культура образовательного учреждения, в том числе и школы и ее педагогического коллектива, – это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение.

    Прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. Организационная (корпоративная) культура образовательного учреждения, как и культура организаций других сфер и областей, исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов.

    В своей совокупности элементы в виде организационной (корпоративной) культуры выполняют ряд важных функций:

    • организационная культура выполняет функцию внутренней интеграции. Она порождает согласованность в действиях педагогов, усиливает их взаимопонимание, чувство общности. При этом корпоративная культура выступает эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей;
    • корпоративная культура педагогического коллектива обеспечивает внешнюю адаптацию, формирует определенный имидж образовательного учреждения, определяет лицо школы. По организационной культуре можно понять, что принято и что не одобряется в школе, как поступать человеку в той или иной ситуации;
    • способствует формированию и закреплению корпоративных ценностей (отношение к ученикам, школе и т.д.), детерминирует взгляды и убеждения педагогов, обеспечивает целостность и единство «образа мира» коллективного субъекта (педагогического коллектива);
    • организационная культура выполняет стимулирующую функцию. Она усиливает процесс вовлеченности в дела школы, чувство преданности и принадлежности коллективу, формирует корпоративный патриотизм, желание поступаться личными интересами в интересах организации, эмоциональное сопереживание корпоративных проблем, отвержение на подсознательном уровне предательства коллективных интересов;
    • организационная культура педагогического коллектива создает единое нормативное поле, которое служит средством поддержания определенных образцов поведения, моделей поведения, целесообразных с точки зрения традиций образовательного учреждения.

    Таким образом, основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

    Актуальность исследования организационной культуры образовательного  учреждения, изучение  проблемы формирования  культуры организации образования, практическое использование ее потенциала неоспорима. Не подлежит сомнению, что на  результат  деятельности образовательного учреждения по большей части влияет уровень взаимодействия всех  педагогов.

    Цель исследования: изучить организационную культуру образовательного учреждения.

    Объект   исследования: организационная   культура   образовательного учреждения. 

    Предмет исследования: управление развитием организационной культурой образовательного учреждения.

    Задачи исследования: 

    • Изучить  понятие и типы  организационной   культуры   образовательного учреждения;
    • рассмотреть   основные   составляющие   организационной   культуры образовательного учреждения;
    • проанализировать эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты;
    • исследовать   повышение   воспитательного   потенциала   школы   через корректировку организационной культуры (на примере школы №371 Московского района Санкт-Петербурга).

    Методы исследования: 

    • метод наблюдения;
    • метод беседы;
    • метод работы с документами.

    База исследования: образовательная организация

    Одним из приоритетных направлений развития Российского общества является образование. Политика государства направлена, прежде всего, на обновление и повышение качества образования, на повышение статуса педагогических работников, а также на максимальное улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. О чем свидетельствуют вступившие в сил новые нормативно-правовые документы в области образования. В связи с чем, перед руководителями каждого образовательного учреждения встает задача  повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, формирование положительного отношения к образовательному учреждению, которое невозможно без определения своих целей и ценностей, стратегии организации педагогического процесса и оказываемых услуг, правил поведения и нравственных принципов педагогов, поддержания высокой репутации ОУ в системе образования. Все это составляет единую систему организационной культуры.

    Целью работы образовательной организации по формированию организационной культуры является создание системы по формированию организационной культуры образовательного учреждения для построения инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

    В процессе работы решаются следующие задачи:

    • Создание условий для формирования организационной культуры школы.
    • Создание систему привязки индивидуальности образовательного учреждения, через разработку атрибутов (логотип, эмблема и т.д.)
    •  Формирование сплоченный коллектив единомышленников, способный эффективно осуществлять цели, стоящие перед образовательной организацией.

    Участниками являются директор ОУ, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместители директора по учебной работе, педагог-организатор, сотрудники служб медиации, социальный педагог, учителя, потребители услуг (дети, посещающие школу, и их родители).

    Механизм работы по формированию организационной культуры, осуществляются с помощью организации работы творческих групп педагогов:

    • методические объединения учителей;
    • педагоги-кураторы школьного Научного общества;
    • педагоги-кураторы школьного информационного центра;
    • педагоги-наставники;
    • группа педагогов, занимающихся работой экспериментальной площадки.

    Для повышения профессионального мастерства молодых педагогов в школе организованы семинары-практикумы: «Коммуникативная культура педагога»; «Профессиональное мастерство педагога»; «Школа молодого учителя».

    В школе создан постоянно действующий обучающий семинар по совершенствованию компьютерной грамотности для учителей и педагогических работников

    Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Существует возможность повышения воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры.

    Не исключением является и ГБОУ школа № 371 с углублённым изучением русского, английского и французского языков Московского района Санкт-Петербурга. Имея характерную для многих школ Российской Федерации линейно-функциональную организационную структуру, систему управления в соответствии со своим типом и видом, школа № 371  представляет собой современное образовательное учреждение со свойственной ей определенной организационной культурой.

    Согласно программе развития ГБОУ школа № 371, миссия школы заключается в предоставлении максимально широкого поля возможностей наибольшему числу обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания, сохранения здоровья. В процессе реализации Программы развития школы на 2015-2020 годы в рамках деятельности образовательного учреждения предполагается создание модели развития «Школа компетентных педагогов и компетентных школьников». При этом базовыми ценностями развития школы в ближайшие пять лет должны стать качество, конкурентоспособность, творчество, инновационность, здоровьесбережение.

    По наблюдению за поведением и беседе с представителями администрации, в том числе с директором школы Сильвой Наталией Александровной, рядовыми сотрудниками, можно констатировать, что ведущий тип организационной культуры – командная культура, суть которого заключается в компетентностном (деятельностном) подходе в деятельности всех участников образовательного процесса, – согласуется с объявленной миссией. Однако базовые ценности призваны быть доминантными в течение пяти ближайших лет, что также подтверждается результатами наблюдений и бесед, отражают весомую долю и других типов культур в данном образовательном учреждении.

    В частности, такие ценности, как конкурентоспособность и инновационность, более полно и эффективно реализуемые при культуре власти, свидетельствуют о сильной позиции последней в ГБОУ школа № 371

    Между тем анализ объективных данных: оценка психологического климата в педагогическом коллективе показывает, что психологический климат в педагогическом коллективе в ГБОУ школа № 371 преобладает средней степени благоприятности, носит неустойчивый характер. Более того, опрос (анкетирование) по методике Захарова (по определению стиля руководства педагогическим коллективом) свидетельствует, что у директора школы Сильевой Н.А., хотя и превалирует коллегиальный подход к работе, весомую роль также играет директивный компонент в управленческой деятельности. В администрации школы наблюдается заметная сплоченность вокруг директора. Все заместители директора имеют достаточную долю директивной компоненты в принятии управленческих решений.

    Создание и развитие благоприятного эмоционального фона для более полного осознания и понимания управленческих решений руководства школы требует эффективной совместной работы ее администрации и педагогического коллектива, основанной на совершенствовании методов и стиля руководства, коллективном обсуждении возможных решений, улучшении неофициальных взаимоотношений и личных контактов в результате коллективных вечеров, экскурсий. Существует необходимость в более тщательном управлении корпоративной культурой педагогического коллектива. Кроме использования традиционных форм взаимодействия администрации и персонала (педагогические советы, конференции) и осуществления основных механизмов самореализации (школы молодого учителя и т.д.), необходимо внедрять и применять различные групповые и коллективные технологии (тренинги командообразования, корпоративную проектную деятельность, кейс-методы, ролевые и деловые игры).

    Таким образом, повышение воспитательного потенциала школы через коррек ГБОУ школа № 371 представляет собой формирование более благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе путем эффективной совместной работы, определяющее приверженность единых ценностей, норм, правил поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи»

    Данная презентация может быть использована при работе администрации образовательного учреждения и классных руководителей....

    Особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров в образовательной организации

    Рассмотрены понятие "интеллектуальный потенциал", особенности управления интеллектуальным потенциалом и развитием лидеров....

    Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

    Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

    Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации

    Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...

    «Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

    Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...

    Управление профессиональным развитием педагога в образовательной организации

                  В статье актуальная проблема профессионального развития педагогического персонала школы, решение которой обеспечивает развитие детей, их ус...

    Организационная культура образовательной организации

    Объектом моего исследования является организационная культура образовательной организации. Сложность данного объекта состоит в том, что достаточно сложно отделить организационную культуру как совокупн...