Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.
статья

Ольга Васильевна Панова

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, ребёнок начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола.  В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определённого отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовно-практическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере  искусства, в характере и способах организации досуга. Ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребёнка, способствуют или препятствуют формированию у него социального здоровья.     Идентифицируя себя с семьёй, ребёнок воссоздаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения 

Педагогическими условиями эффективного педагогического сопровождения семейной социализации детей группы риска являются: взаимодействие всех субъектов педагогического сопровождения с другими социальными институтами, занимающимися проблемами семьи; создание психолого-педагогических условий для познания ребёнком самого себя, повышения компетентности в общении с родителями, освоения приёмов саморегуляции, укрепления позитивной самооценки; педагогическое просвещение и консультирование родителей по проблемам детско-родительских отношений.

Предлагаем модель педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска». Целью данной модели является создание условий для усвоения и воспроизводства позитивных моделей семейно-ролевых отношений и семейных ценностей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию ребёнка  в семье и социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное здоровье  как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.

Автор:

Руководитель Сызранского филиала

ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,

к.п.н. Панова Ольга Васильевна

Актуальной на наш взгляд, является проблема социального здоровья детей как необходимой составляющей  духовно-нравственного воспитания и развития личности. Никитина Н.Н. рассматривает социальное здоровье как «интегративную характеристику состояния и свойств личности, системное личностное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных, образующих его структурных компонентов. Состав этих компонентов включает, с одной стороны, все подструктуры личности (когнитивную, аффективную, поведенческую, и деятельностную), а с другой, обеспечивает гармонизацию адаптивности (приспособления) личности и её автономизации (обособления) как важнейшего критерия социального здоровья» [2, с. 7].

Формирование социального здоровья начинается в семье. Семья – важнейший институт социализации детства. Это та сфера, в которой изначально происходит формирование социально-адаптивного поведения личности,  где закладывается его социально-психологическое самочувствие, создаётся ценностно-нормативная позиция личности.  Среда, в которой находится человек, во многом определяет темпы и характер его развития.

В настоящее время раскрыто влияние семьи на становление личности ребёнка (А.Я. Варга, В.Н. Дружинин, А.М. Прихожан, В.Я. Титаренко, Ю. Хямяляйнен, Р. Хоментаускас и др.), охарактеризована значимость семьи как первичного института социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.А. Реан, и др.).

От особенностей протекания семейной социализации ребёнка зависит формирование его ценностно-нормативной позиции, как важнейшего критерия социального здоровья личности.

Мы выделяем следующие характерные признаки семейной социализации. Семейная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов семьи. Это процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком репертуарами поведения. Кроме того, это процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с семьёй. И, наконец, семейная социализация имеет целостный характер, потому что человек как её объект испытывает влияние семьи во всех аспектах своего развития и самоизменения (позитивное или негативное), а как субъект – приспосабливается и обособляется в семье во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

          Семейная социализация ближе всего к модели не воспитывающего, а развивающего общения. Она осуществляется между делом в прямом смысле, в разных ситуациях взаимодействия, где дети адаптируются к повседневной деятельности в семье, к эмоциям членов семьи, к различным оценкам текущих событий.

Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. Воспитываясь в семье, наблюдая взаимоотношения между родителями, ребёнок начинает осознавать семейные роли, которые он будет выполнять в жизни, а также определяет свои позиции в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола.  В семье начинается социальное взросление подростка, связанное с гражданским самоопределением: осознанием своей позиции как члена общества, формированием определённого отношения к необходимости выполнять гражданские долг и обязанности. Формируется духовно-практическая сфера его жизнедеятельности, связанная с осознанием им смысла своей жизни, определением ведущих жизненных целей и ценностей; с поиском ценностных оснований человеческого общения; с самоопределением в сфере  искусства, в характере и способах организации досуга. Ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребёнка, способствуют или препятствуют формированию у него социального здоровья.     Идентифицируя себя с семьёй, ребёнок воссоздаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, традиции, образцы поведения и общения [1, с. 135].

Мы определяем сущность семейной социализации, как процесс усвоения человеком ролевых отношений в семье, семейных ценностей, с целью их воспроизводства, а также саморазвития и самореализации человека в социуме.

Общественные катаклизмы, кризис, происходящие в настоящее время  сильно влияют на семьи россиян. Также ухудшается психологический климат в обществе, что отрицательно влияет на процесс семейной социализации детей «группы риска». Консультант Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ Кулагина О.В. отмечает, что снижение ответственности к воспитанию детей в семье является одним из негативных факторов снижения социального статуса семьи, увеличения числа безнадзорных детей. Мощным фактором, влияющим на увеличение детей так называемой «группы риска», помимо проживания в неблагополучной семье, несомненно, становится и фактор несерьёзного отношения детей и их родителей к воспитанию, образованию и оздоровлению (не только физическому, но и, в первую очередь, психическому).

К факторам неэффективности во взаимоотношениях родителей с детьми, препятствующих успешному формированию духовного и социального здоровья  личности мы относим:

  • Низкую сплочённость и разногласия членов семьи по вопросу воспитания;
  • Высокую степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;
  • Выраженную опеку и ограничение ребёнка в каких-либо сферах жизнедеятельности, или наоборот, гипоопеку;
  • Повышенную стимуляцию возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений и т.д.

Всё вышесказанное приводит к тому, что у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, не формируется представление о собственной ценности (о том, что они любимы и нужны), задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других. Таким образом, у детей формируется целый комплекс психологических проблем, препятствующих формированию социального здоровья, а именно: искажённое формирование «Я» - концепции, высокая тревожность, отсутствие  позитивного эмоционального контакта в семье, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью и т.п.

Опираясь на анализ работ классиков психологии и крупнейших психологов,  к группе риска мы относим детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов. Как правило, это дети с девиантным поведением.

Под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Поэтому организация педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска» позволит создать оптимальные условия для успешного формирования социального здоровья, что в свою очередь, является важнейшей предпосылкой формирования социально зрелой личности. Педагогическое сопровождение семейной социализации детей группы риска рассматривается нами как особая сфера педагогической деятельности, направленной на создание условий для усвоения и воспроизводства ребёнком позитивных моделей семейно-ролевых отношений и ценностей, обеспечивающих  его адаптацию и самореализацию в семье и социуме.  

Педагогическими условиями эффективного педагогического сопровождения семейной социализации детей группы риска являются: взаимодействие всех субъектов педагогического сопровождения с другими социальными институтами, занимающимися проблемами семьи; создание психолого-педагогических условий для познания ребёнком самого себя, повышения компетентности в общении с родителями, освоения приёмов саморегуляции, укрепления позитивной самооценки; педагогическое просвещение и консультирование родителей по проблемам детско-родительских отношений.

Предлагаем модель педагогического сопровождения семейной социализации детей «группы риска». Целью данной модели является создание условий для усвоения и воспроизводства позитивных моделей семейно-ролевых отношений и семейных ценностей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию ребёнка  в семье и социуме.

Этапы

Цели

Стратегии

Формы и методы

Результат

Диагностический

Раскрыть причины девиантного поведения ребёнка.

Изучить социально-психологическое самочувствие семьи.

Выявить ошибки семейного воспитания.

Модерирование

  • анкетирование;
  • беседа;
  •  включённое наблюдение;
  • диагностические методики.

Выявление ошибок семейного воспитания, причин девиантного поведения ребёнка. Формирование детско-родительских групп с учётом индивидуальных особенностей семьи.

Мотивационно - ориентирующий

Сформировать мотивацию у всех участников образовательного процесса, ориентирующую их на необходимость совместного конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей, в решении проблем семейной социализации.

Стратегия договора (соглашения).

  • приём использования ключевых фраз ребёнка (родителя) с целью перейти на их язык (аудит);
  • убеждение,
  • одобрение,
  • приём активного слушания,
  • конструктивный спор;
  • планирование совместной работы членов семьи и педагога.

Позитивное отношение родителей и их детей к совместному конструктивному взаимодействию в решении проблем семейной социализации.

Организационно –педагогический

Нормализовать детско-родительские отношения.

Сформировать ценностно-нормативную позицию и социально адаптивное поведение ребёнка.

Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Привлечь различные социальные институты в процесс организации педагогического сопровождения семейной социализации детей группы риска.

Сотрудничество.

  • совместные детско-родительские занятия;
  • тренинги;
  • вербальная дискуссия;
  • арттерапия;
  • интерактивные игры;
  • моделирование конфликтных ситуаций и выхода из них;
  • конструктивный спор;
  • координация деятельности с другими учреждениями и организациями по проблеме семейной социализации детей группы риска.

Нормализация детско-родительских отношений. Формирование ценностно-нормативной позиции и социально-адаптивного поведения детей.

Создание координационного совета по связям с другими учреждениями и организациями города по решению проблем семейной социализации  детей группы риска.

Консультативный.

Минимизировать имеющиеся отрицательные социально-воспитательные воздействия семьи и максимизировать воздействия позитивные.

Укрепить веру в свои силы и желание добиться успеха в решении проблем семейной социализации ребёнка.

Консультирование

  • индивидуальные консультации;
  • групповые консультации;
  • метод легенд;
  • беседа;
  • дискуссия.

Позитивное отношение к себе и к другим членам семьи. Усвоение позитивных моделей семейно-ролевых отношений.

Результат

Критерии

Сформированность позитивных моделей семейно-ролевых отношений и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к окружающему миру, к самому себе и обеспечивающих его адаптацию и самореализацию в семье и социуме. 

Позитивное социально-психологическое самочувствие семьи

Ценностно-нормативная позиция личности ребёнка

Социально-адаптивное поведение ребёнка

Рис.1. Модель педагогического сопровождения семейной социализации

подростков группы риска

Таким образом, успешная семейная социализация – залог успешного формирования духовного и социального здоровья личности ребёнка, обеспечивающего  его духовно-нравственное развитие.

Список литературы

  1. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. / Н.Н. Никитина, В.Г.Балашова, Н.М. Новичкова /– Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
  2. Психолого-педагогическое обеспечение социального здоровья детей и подростков в условиях дополнительного образования: методическое пособие/под ред. Н.Н. Никитиной.- Ульяновск: УИПКРО, 2008. – С.112.