Школьный мониторинг в системе региональной оценки качества образования
учебно-методический материал

Anatoliy_Novoselov

В данном эссе проанализирована работа по созданию региональной системы оценки качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе, рассмотрен практический опыт проведения мониторинга качества образовательной системы на примере конкретной образовательной организации автономного округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoselov_polivanovakn_2013.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьный мониторинг в системе региональной оценки качества образования»  

Новоселов Анатолий Валерьевич

Москва, 2013

Оглавление

Введение        3

Глава 1.  Система региональной оценки качества образования в ЯНАО…………………... 6

Глава 2. Проведение мониторинга по оценке качества образования на институциональном уровне……………………………………………………………………………………………..9

Заключение        15

Список использованных источников ……………………………………...………….………16

Приложение………………...……………………………………….……………………….….17

Введение

    На современном этапе развития общества повышение качества результатов образования является системным приоритетом. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения. Поэтому особенно важным становится развитие системы оценки качества образования, выполнение функций по контролю и надзору за качеством предоставляемых государственных услуг. Развитие самостоятельности образовательных организаций требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов.

Опыт международных исследований в данной области наглядно доказывает, что современное качество может достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Достигнуть это возможно, решив задачу формирования открытой системы оценки качества образования. Диагностика учебных достижений обучающихся, выстраивание рейтингов образовательных учреждений характерен для всего мирового сообщества. Так, в Англии национальная система оценки ставит перед собой четыре основных цели. Во-первых, она позволяет учителям, родителям и самим учащимся измерить и отследить прогресс отдельного ученика. Это может быть сделано при помощи комбинации стандартизированных тестов, оценивания в классе и самостоятельного оценивания себя учениками. Второй целью является общественно признанная аккредитация учебных достижений отдельного ученика для его дальнейшего продвижения на следующий уровень обучения, или для поступления на работу. Это необходимая функция национальных квалификаций. Третья цель – предоставить данные для сравнительной оценки деятельности  школ, учителей и региональных образовательных систем относительно заданного стандарта. И четвертая цель – отследить результаты работы системы образования, используя комбинацию национальных измерений и международных сравнительных исследований[1].  

Международные исследования убедительно показывают, что реализация проектов, связанных с самооценкой школ лежит в основе системы эффективного планирования и управления, что в свою очередь обеспечивает повышение качества и совершенствование работы. В соответствии с требованиями законодательства и национальными образовательными приоритетами школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов. Самооценка позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса – от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества [2].  

В Австралии общие принципы подотчётности и улучшения работы школ акцентируются на результатах, связанных с тремя основными областями: процесс обучения, возможность выбора учащимся образовательной траектории,  вовлечённость в процесс обучения и благополучие учащихся.

В процессе самооценки для проверки достижений в данных областях школа должна дать ответы на следующие вопросы:

  • Какие результаты мы бы хотели, чтобы достигали наши учащиеся?
  • Какие результаты показали учащиеся в действительности?
  • Благодаря чему нам удалось (не удалось) улучшить результаты учащихся?
  • Насколько эффективно мы управляли имеющимися ресурсами, чтобы поддержать достижение нашими учащихся лучших результатов?
  • Что мы можем сделать в будущем для улучшения результатов? 

Для ответа на них школа проводит общий анализ ключевых областей работы (учебный план, успеваемость, преподавание и обучение, помощь учащимся, моральные установки, ресурсы, руководство и обеспечение качества работы) и детальный анализ конкретных областей работы, которые считаются успешными или вызывают озабоченность. [3,4].  

В России опыт проведения самооценки школ накоплен в ряде регионов, которые  совместно с зарубежными партнёрами реализовывали проекты по управлению качеством на уровне общеобразовательного учреждения. Так, международный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка образовательных учреждений» проводился в 2005 – 2006 гг. Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Агентством Министерства образования Финляндии, консалтинговой организацией - исполнителем ЕФЕКО и автономной некоммерческой организации «Северо-западное агентство международных программ (СЗАМП)». Целью проекта было усовершенствовать управленческие компетенции руководителей школ города, посредством проведения самооценки работы школы.

Участниками проекта "Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области" 2005-2007 г.г. стали Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения Всеволожского, Гатчинского районов Ленинградской области. В качестве международных партнёров выступили: Главное управление образования Финляндии, Университет Ювяскюле (Финляндия), КультурКонтакт (Австрия). Цель проводимого проекта - разработка и внедрение модели управления качеством образования Ленинградской области, в т. ч. разработка механизмов обеспечения и контроля качества на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения.

Проект «Самооценка школ» явился одним из ключевых направлений «Программы развития образования в Ярославской области на 2008-2009 годы». Проект реализовывался при участии Британского совета. Его цель - изменение системы оценивания результатов деятельности школ посредством встраивания самооценки школ в систему инспектирования. Самооценка школ области встроена в систему инспектирования образовательных учреждений со стороны учредителей (муниципальных органов управления образованием) и интегрирована в действующую региональную систему мониторинга и образовательной статистики. [5].  

В данном эссе проанализирована работа по созданию региональной системы оценки качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе, рассмотрен практический опыт проведения мониторинга качества образовательной системы на примере конкретной образовательной организации автономного округа.

Глава 1.  Система региональной оценки качества образования в ЯНАО

В Ямало-Ненецком автономном округе в течение последних лет, в рамках реализации целевых программ развития системы образования, происходит активный процесс формирования региональной системы оценки качества образования, которая рассматривается как составная часть общероссийской системы оценки качества образования. Оценка качества образования в региональной системе образования ЯНАО сложилась и функционирует как сбалансированная система оценочных технологий и процедур, осуществляемых на различных уровнях и с участием различных субъектов.

В Публичном докладе по итогам 2012-2013 учебного года, представленном общественности директором Департаментом образования ЯНАО И.К. Сидоровой отмечается, что на современном этапе развития образования в округе качество образования рассматривается как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям. ​Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты [6].

В автономном округе сформирована модель региональной системы оценки качества образования (РСОКО), разработана ее концепция, определены основные участники. В целях координации деятельности по функционированию РСОКО создан Региональный центр оценки качества образования. По результатам анализа состояния действующей региональной системы мониторинговых исследований уточнены её цели и задачи, разработаны циклограмма и план проведения мониторингов в системе образования автономного округа, график организации и проведения процедур оценки качества образования, в том числе на основе статистических данных. Формируется региональная система внешних оценочных процедур, позволяющая получать информацию о ключевых характеристиках качества образования, к основным компонентам которой относятся:

  • государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов в форме ЕГЭ;
  • итоговая аттестация выпускников 9 классов в форме ГИА;
  • аттестация педагогических работников;
  • внешняя оценка уровня образовательных достижений учащихся по учебным предметам (в рамках государственной аккредитации образовательных учреждений);
  • мониторинг реализации проектов и программ (мониторинг КПМО, Наша Новая Школа);
  • реализация целевых программ (внедрения ИКТ, организации питания, обеспечения безопасности);
  • оценка уровня удовлетворённости качеством образовательных услуг;
  • результативность выступлений обучающихся в олимпиадах и конкурсах.

На региональном уровне разработаны и приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие порядок встраивания муниципальных систем образования в региональную систему оценки качества образования в качестве самостоятельного вариативного модуля.

В Концепции региональной системы оценки качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа[7] определены организационные структуры по проведению мониторинга и оценке качества образования на муниципальном уровне:

- отделы по контролю и оценке качества образования;

- информационно-ресурсные центры;

- группы (отделы) мониторинга качества образования;

- методические и информационно-методические службы, методические кабинеты;

- методические объединения.

В образовательных учреждениях автономного округа созданы и функционируют службы (отдельные специалисты) по вопросам мониторинга и оценки качества образования. Организационный механизм функционирования РСОКО определяется функционалом вышеназванных подразделений и должностных единиц, нормативно установленным соотношением и разграничением компетенции прав и полномочий в области оценки качества образования. Он включает табели представления документов отчетности, согласованные процедуры проведения мониторинговых исследований, порядок и уровни обобщения оценочно-аналитической информации, порядок доступа и защиты информации от несанкционированного вмешательства, регламенты обновления банков и баз данных, эксплуатации и обслуживания информационных сетей.

Таким образом, проведение мониторингов по оценке качества образования регламентируется локальными актами образовательных организаций, разработанных на основе Положения о мониторинге в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа, [8] которое определяет этапы подготовки и проведения данных мероприятий. Интерпретация, обработка и использование материалов мониторинга включает статистическую обработку данных, графическое представление части материалов, качественную интерпретацию количественных данных, написание аналитического документа и его обсуждение, а также использование результатов мониторинга для улучшения качества образовательного процесса (устранение выявленных в ходе мониторинга недостатков, корректировка программ и т.д.).

        В следующей главе будет рассмотрен опыт проведения оценки качества на институциональном уровне, в конкретной образовательной организации ЯНАО.

Глава 2. Проведение мониторинга по оценке качества образования

на институциональном уровне

(из практики общеобразовательной организации)

Обратимся к анализу практики мониторинга оценки качества образования на примере МБОУ СОШ № 1 г. Новый Уренгой. Изучение документации данной образовательной организации (отчет о самообследовании, публичный доклад, анализ работы школы и др.), представленных на ее официальном сайте школа-1.рф, позволяет охарактеризовать содержательное наполнение основных блоков мониторинга, которые охватывают оценку качества образовательного процесса, его условий и результатов. Оценка качества образования проводится в общеобразовательной организации ежегодно в соответствии с принятым локальным актом – положением о внутреннем мониторинге качества образования [9].

Основными функциями  системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 1 являются:

- нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение оценочных процедур;

- диагностика образовательных достижений обучающихся,  экспертиза    условий   и     результатов    практической деятельности;

- обобщение, анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования;

- обеспечение внешних пользователей аналитической информацией,

- разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей информации;

- информационное обеспечение управленческих решений по вопросам оценки условий (лицензирование) и результатов  деятельности школы (государственная аккредитация), аттестации педагогических и руководящих работников;

- анализ эффективности используемых средств, форм и технологий оценки качества образования и их совершенствование.

Главные показатели, характеризующие качество образования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели, характеризующие качество образования

Оценка качества образовательного процесса

Оценка условий образовательного процесса

Оценка результатов образовательного процесса

Учебный план общеобразовательной

организации.

Режим обучения. Интеграция основного и дополнительного образования.

Организация профильной и предпрофильной подготовки.

Использование технологий здоровьесбережения, направленных на формирование здорового образа жизни.

Воспитательная система.

Организация работы с родителями.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Кадровое обеспечение общеобразовательного процесса (сведения о кадровом составе по стажу, по уровню образования, по уровню квалификации, об отраслевых наградах и поощрениях, сведения о повышении уровня квалификации педагогических работников.

Материально-техническая база и финансовое обеспечение образовательного процесса (приобретенное оборудование, оснащение кабинетов, ремонт, библиотека, % обеспеченности  библиотечным фондом,  мультимедийные средства обучения).

Организация школьного питания
(количество, питающихся в школьной столовой,

количество учащихся разных категорий, получающих бесплатное питание в школьной столовой (ежедневно) в динамике за 3 года), количество питающихся в динамике за три года).

Материальная поддержка социально незащищенных категорий учащихся (расходование денежных средств из Фонда всеобуча).

Количествово обучающихся, состоящих на различных видах учета.

Учебные показатели по школе в динамике за три года (абсолютная и качественная успеваемость).

Оценка уровня и качества подготовки выпускников

по данным ГИА.

Состояние здоровья учащихся (пропуски занятий по болезни).

Результативность реализации спортивно – оздоровительного направления (количество победителей соревнований).

В проведении мониторинга оценки качества принимают участие администрация школы, научно-методический совет, методические объединения учителей, педагогический совет и управляющий совет.

Администрация школы:

  • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование системы оценки качества образования и контролирует их исполнение;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;  
  • обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и др.);
  • принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации системы оценки качества образования.

     Научно-методический совет:

  • разрабатывает методики оценки качества образования;
  • проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
  • участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в школе;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
  • организует систему научно-методического обеспечения школы по вопросам оценки качества образования.

     Методические объединения учителей:

  • обеспечивают повышение квалификации педагогических работников школы;
  • разрабатывают методические рекомендации для учителей по повышению качества образования;
  • организуют и проводят школьные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;
  • участвуют в разработке методик оценки качества образования и системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы;
  • вносят предложения по определению школьного компонента образования, профилей обучения.

    Педагогический совет:

  • утверждает программу развития школы, включая развитие  системы оценки качества образования;
  • участвует в разработке методики оценки качества образования;
  • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • обеспечивает информационную поддержку системы оценки  качества образования;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
  • изучает, обобщает и распространяет опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования;
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • заслушивает информацию, отчеты, доклады представителей учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы.

Управляющий совет:

  • содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;
  • содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе, участвует в проведении общественной экспертизы материалов, представляемых педагогическую деятельность школы и ее педагогов;
  • содействует  совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;
  • принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе.

Результаты мониторинга обсуждаются на методических заседаниях учителей – предметников, на педагогическом совете, а также органе общественного управления образовательной организацией – управляющем совете.

Данные мониторинга оценки качества образования представлены в Приложении 1, и позволяют выявить уровень реализации поставленных профессиональных задач, определить проблемы и затруднения в деятельности образовательной организации, наметить план работы по их решению.

Исходя из полученных данных, можно выявить успешные результаты функционирования МБОУ СОШ № 1:

- уровень освоения учебных программ на всех уровнях образования составляет 100%.

- наличие победителей и призеров во Всероссийской олимпиаде школьников различных уровней;

- наличие выпускников,  награжденных золотой и серебряной медалью   «За особые успехи в учении»;

- наличие выпускников,  награжденных похвальной грамотой   «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;

- уровень среднего балла по школе превышает средний балл округу по обязательным предметам и по выбору в форме ЕГЭ;

- доля выпускников, преодолевших установленный порог по русскому языку и математике в форме ЕГЭ составляет 100%;

- наличие выпускников, получивших по предметам в форме ЕГЭ наивысший балл по городу;

- доля выпускников 9 и 11 классов, получивших аттестаты составляет 100%;

- доля выпускников 11 класса, продолживших обучение  в  учреждениях высшего    и  среднего профессионального образования составляет более 90%.

Факторами, обеспечившими успешность учебной деятельность образовательной организации, безусловно, являются:

-  высокая квалификация педагогического коллектива (72 % учителей имеют первую или высшую квалификационную категорию);

- участие педагогических   работников в системе повышения  квалификации;

- активное использование учителями новых педагогических технологий;

- реализация профильного обучения, переход к обучению по индивидуальные образовательным траекториям;

- укомплектованность школьной библиотеки учебной и справочной литературой, развитие и обновление материально-технической базы школы.

Важными положительными результатами воспитательной деятельности школы являются:

- отсутствие обучающихся, допустивших правонарушения и противоправные деяния на протяжении учебного года (по представлению полиции);

- наличие победителей и призеров в очных конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня.

Фактором, обеспечившим данные результаты является активное привлечение обучающихся к посещению внеурочных занятий, секций и кружков системы дополнительного образования.

Также к сильным сторонам данной образовательной организации следует отнести высокие результаты работы по формированию здоровьесберегающей среды (отсутствие  случаев травматизма детей и работников, высокая доля обучающихся получающих горячее питание), деятельность школы по участию родителей и социума в деятельности школы (работа веб - сайта, Управляющего совета).

Полученные данные позволяют сделать общий вывод об оптимальном уровне организации образовательной деятельности школы.

К сожалению, данные полученные в ходе мониторинга не дают ясной картины слабых сторон образовательной организации, что, скорее всего, говорит не об их отсутствии, а всего лишь о несовершенстве инструментария (набора индикаторов), который позволил бы их выявить.

Заключение

Национальная оценка качества образования  представляет собой относительно новый вид аналитического исследования, предназначенный для получения информации об уровне успеваемости в системе образования или в определенной ее части. Изучив опыт зарубежных стран, который может оказаться полезным для работы по построению собственных систем оценивания  в странах, которые находятся на более раннем этапе развития, можно сделать вывод о том, что все мероприятия по оценке могут быть эффективным инструментом повышения качества образования, только тогда, когда они используются в качестве информационной основы для принятия решений политиками, помогают улучшать практическую работу учителей, и дают информацию родителям об успеваемости их детей и функционировании школ.

Обработка полученных данных на уровне муниципалитетов и региона, планируемое рейтингование образовательных организаций округа  безусловно придадут импульс к развитию их деятельности по повышению качества образования.

Дальнейшее совершенствование системы мониторинга в условиях внедрения новых образовательных стандартов потребует уточнить состав критериев и показателей развития, обученности и воспитанности учащихся. Также возможно требуется дополнить оценку характеристик образовательного процесса и условий его осуществления теми аспектами, которые должны обеспечить требуемое качество образования.  Необходимо также подобрать соответствующий диагностический инструментарий, определить периодичность проведения оценки.

Список использованных источников

  1. Hawker David. Assessing the quality of learning outcomes in secondary education Khanty-Mansiysk Education Conference, October 2007.
  2. В.А. Болотов, И.А. Вальдман. Направления и условия использования результатов оценочных процедур на разных уровнях системы образования. // http://www.rtc-edu.ru/about/events/254 
  3. School Self-Evaluation Guidelines 2008, Office for Government School Education, Department of Education and Early Childhood Development (Victoria State).
  4. How good is our school? HM Inspectorate of Education, 2004.
  5. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект/ под. ред. А.Литтл, Э.Вулф; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук.  – М. Просвещение, 2007.
  6. Публичный доклад Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа // http://www.yamaledu.org/engine/download.php?id=7594
  7. Концепция региональной системы оценки качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа// http://www.yamaledu.org/engine/download.php?id=221 
  8. Положение о мониторинге в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа // http://www.yamaledu.org/engine/download.php?id=221
  9. Положение о внутреннем мониторинге качества образования МБОУ СОШ №1 г. Новый Уренгой // http://школа-1.рф/page3/ 
  10. Литтл.А. Вулф Э. и др. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект.- М.: Просвещение, 2007.- 367с.
  11. Поливанова К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: учебное пособие. – М.: Логос, 2010. – 244с.
  12. Парамзина Е.Н. Использование результатов мониторинговых исследований. http://cnoko.bbs-it.su/index.
  13. Фрумин  И., Грини В., КеллаганТ. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. Москва, 2005.

Приложение 1        Показатели, характеризующие качество образования

МБОУ СОШ №1   (2012-2013 учебный год)

Требования

Качественные показатели

Значение показателя

Порядок  оценки качества

1.Обеспеченность педагогическими кадрами

1.1. Укомплектованность штатными  педагогическими кадрами по учебным предметам, обеспечивающим реализацию  основных общеобразовательных программ

100% -

5 баллов

Удельный вес численности штатных педагогических кадров: 

- 100% - 5 баллов;         

- не менее 98 %  - 2 балла.

1.2. Соответствие образовательного ценза педагогических работников контрольным нормативам, установленным при лицензировании

91% -

2 балла

Имеют высшее профессиональное образование (%):          

- превышает установленный норматив - 3 балла;

- соответствует установленному нормативу - 2 балла.

1.3. Уровень квалификации педагогических работников, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ и имеющих первую и высшую квалификационные категории                             

72% -

2 балла

Имеют первую или высшую квалификационную категорию:

- не менее 80 %  - 3 балла;

- не менее 70 % - 2 балла;

- не менее 50 % -  1  балл.

1.4. Выполнение плана повышения квалификации педагогических работников

90% -

1 балл

Доля педагогических   работников, прошедших  курсы повышения  квалификации  за  5  предшествующих лет:

- более 95 %  - 2 балла;

- не менее 90 % - 1 балл.

1.5. Процент педагогов, владеющих новыми информационными технологиями

Более 80% -

2 балла

Доля педагогов, владеющих новыми информационными технологиями:

- более 80 %  - 2 балла;

- не менее 60 % - 1 балл.

1.6. Использование педагогами современных педагогических технологий

Более 80% -

2 балла

Доля педагогов, внедряющих современные педагогические технологии:

- более 80 %  - 2 балла;

- не менее 50 % - 1 балл.

1.7. Наличие педагогов, имеющих награды (государственные и отраслевые) за особые достижения в профессиональной деятельности  

42% -

2 балла

Доля педагогов, имеющих награды за особые достижения в профессиональной деятельности:

- более 20 %  - 2 балла;

- не менее 10 % - 1 балл.

1.8. Наличие педагогических работников, участвующих в инновационных проектах и конкурсах разного уровня  за предыдущие три года

20% -

2 балла

Доля педагогических работников, участвующих в инновационных проектах и конкурсах разного уровня:

- на международном, всероссийском уровнях более 15 % - 2 балла;

 - региональный, муниципальный не менее 25 % - 1 балл.

2. Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса

2.1. Процент обеспеченности комплектом учебников в соответствии с федеральным перечнем учебников

100% -

3 балла

- 100% соответствие - 3  балла; 

- 99-95% - 2 балла;

- 94-90% - 1 балл.

2.2. Процент обеспеченности учебно-лабораторным оборудованием в соответствии с федеральными перечнями оснащения кабинетов МО РФ и учебного оборудования по кабинетам

100 % -

2 балла

- соответствие (не менее 90 %) - 2 балла;

- частичное соответствие (не менее 70 %) – 1 балл.

2.3. Наличие положительной динамики в развитии и обновлении материально-технической базы

2 балла

- соответствие (обновление не менее 10 %) – 2 балла;

- частичное обновление (не менее 5 %) – 1 балл.

2.4. Количество обучающихся, приходящихся на единицу компьютерной техники

12 уч. -

2 балла

Количество обучающихся, приходящихся на единицу компьютерной техники:

- не более 12 человек – 2 балла;

- не более 15 человек –  1 балла.

3. Результаты освоения образовательных программ

3.1. Начальное общее образование:

3.1.1. Количество обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному плану

100% -

3 балла

Доля обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному плану (отношение количества уроков, пропущенных обучающимися без уважительной причины, к общему количеству уроков):          

- не менее 95 %  - 3 балла;

- не менее 90 % - 2 балла;

- не менее 80 % -  1  балл.

3.1.2. Уровень освоения учебных программ (итоговая успеваемость выпускников I ступени образования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

100% -

3 балла

 Доля выпускников, освоивших учебные программы 

 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

- 100 %  - 3 балла;

- не менее 99 % - 2 балла;

- не менее 98 % -  1  балл.

3.1.3. Качество освоения учебных программ выпускниками I ступени образования (превышение норматива федерального государственного образовательного стандарта)

62% -

3 балла

Доля выпускников, освоивших учебные программы начального общего образования на «хорошо» и «отлично»:

- не менее 55 %  - 3 балла;

- не менее  50 % - 2 балла;

- не менее 45 % -  1  балл.

3.1.4. Количество обучающихся, продемонстрировавших свои учебные достижения на олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

4 балла

Наличие победителей и призеров (максимальный балл – 4, баллы не суммируются):

- в городских олимпиадах – 4 балла;

- в интеллектуальных конкурсах – 3 балла;

- в фестивалях – 2 балла;

- в соревнованиях – 1 балл.

3.1.5. Отсутствие обучающихся, допустивших правонарушения и противоправные деяния на протяжении учебного года (по представлению полиции)

99,67 % -

3  балла

- 100 %  - 5 баллов;

- не менее 99,5 % - 3 балла;

- не менее 99 % - 1 балл.

3.1.6.  Наличие выпускников I ступени образования  по  основным общеобразовательным программам,  награжденных похвальным   листом  «За отличные успехи в учении»

5 % -

3 балла

 Доля   учащихся, награжденных по итогам  года  похвальным    листом    «За отличные успехи в учении»:

 - 5 %  - 3 балла;  

 - не менее 3 % - 2 балла; 

- при наличии 1 выпускника -  1  балл.

3.2. Основное общее образование

3.2.1. Количество обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному план

100% -

3 балла

Доля обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному плану (отношение количества уроков, пропущенных обучающимися без уважительной причины, к общему количеству уроков):

- не менее 95 %  - 3 балла;

- не менее 90 % - 2 балла;

- не менее 80 % -  1  балл.

3.2.2. Уровень освоения учебных программ (итоговая успеваемость выпускников II ступени образования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

100% -

3 балла

Доля обучающихся, освоивших учебные программы

в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

- 100 %  - 3 балла;

- не менее 99,8 % - 2 балла;

- не менее 99,5 % -  1  балл.

3.2.3. Качество освоения учебных программ выпускниками II ступени образования (превышение норматива федерального государственного образовательного стандарта)

100% -

3 балла

Доля обучающихся, освоивших норматив федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на «хорошо» и «отлично» (по итоговым отметкам)

для общеобразовательных классов:

- не менее 38 % - 3 балла;

- не менее 34 % - 2 балла;

- не менее 30 % -  1  балл.

3.2.4. Количество обучающихся, продемонстрировавших свои учебные достижения на Всероссийской олимпиаде школьников (8-9 классы).

2 балла

Наличие победителей и призеров во Всероссийской олимпиаде школьников различных уровней (баллы не суммируются):

- международный, всероссийский  (или 2 и более на региональном уровне) – 4 балла;

- региональный (или 3 и более на муниципальном уровне) – 3 балла;

- муниципальный – 2 балла;

- школьный – 1 балл.

3.2.5. Количество обучающихся, продемонстрировавших свои достижения на очных конкурсах, фестивалях, конференциях.

3 балла

Наличие победителей и призеров в очных конкурсах, фестивалях, конференциях различных уровней (баллы не суммируются):

- международный, всероссийский (или 2 и более на региональном уровне) – 3 балла;

- региональный (или 3 и более на муниципальном уровне) – 2 балла;

- муниципальный – 1 балл.

3.2.6. Отсутствие обучающихся, допустивших правонарушения и противоправные деяния на протяжении учебного года (по представлению полиции)

3  балла

- 100 %  - 5 баллов;

- не менее 99 % - 3 балла;

- не менее 98 % - 1 балл.

3.2.7. Количество обучающихся,   получивших аттестат   об    основном общем образовании  особого образца

---

Доля   выпускников 9 классов, получивших аттестат об основном образовании особого образца:

- 3 и более выпускника - 3 балла;  

- 2 выпускника - 2 балла; 

- 1 выпускник  -  1  балл.

3.2.8. Количество выпускников II ступени образования, получивших аттестат об основном образовании особого образца

---

Доля   выпускников  9 классов, получивших аттестат об основном образовании особого образца:

- не менее 2 %  - 3 балла;  

- не менее 1,5 % - 2 балла; 

- не менее 1,2 %  -  1  балл.

3.2.9. Наличие выпускников II ступени образования,  награжденных похвальной грамотой   «За особые успехи в изучении отдельных предметов»

1 чел. -

1 балл

- 3 % и более – 2 балла;

- 1 выпускник – 1 балл.

3.3. среднее (полное) общее образование

3.3.1. Количество обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному плану

100% -

3 балла

Доля обучающихся, получивших (прослушавших) полный объем уроков по утвержденному учебному плану (отношение количества уроков, пропущенных обучающимися без уважительной причины, к общему количеству уроков):

- 95 и более %  - 3 балла;

- не менее 90 % - 2 балла;

- не менее 80 % -  1  балл.

3.3.2. Количество обучающихся 10-11 классов, изучающих предметы на профильном уровне

80% -

3 балла

Изучают предметы на профильном (или углубленном) уровне:

- не менее 5 – 3 балла;

- не менее 4 – 2 балла;

- не менее 3 – 1 балл.

3.3.3. Уровень освоения учебных программ (итоговая успеваемость выпускников III ступени образования) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

100% -

3 балла

Доля обучающихся, освоивших учебные программы

в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта:

- 100 %  - 3 балла;

- не менее 99,9 % - 2 балла;

- не менее 99,8 % -  1  балл.

3.3.4. Качество освоения учебных программ выпускниками III ступени образования (превышение норматива федерального государственного образовательного стандарта)

40% -

3 балла

Доля обучающихся, освоивших норматив федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на «хорошо» и «отлично»

 для универсальных и профильных классов:

- не менее 38 %  - 3 балла;

- не менее  34 % - 2 балла;

- не менее 30 % -  1  балл.

3.3.5. Количество обучающихся, продемонстрировавших свои учебные достижения на Всероссийской олимпиаде школьников

3 балла

Наличие победителей и призеров во Всероссийской олимпиаде школьников различных уровней (баллы не суммируются):

- международный, всероссийский (или 2 и более на региональном уровне) – 4 балла;

- региональный (или 3 и более на муниципальном уровне) – 3 балла;

- муниципальный – 2 балла;

- школьный – 1 балл.

3.3.6. Количество обучающихся, продемонстрировавших свои достижения на очных конкурсах, фестивалях, конференциях

3 балла

Наличие победителей и призеров в очных конкурсах, фестивалях, конференциях различных уровней (баллы не суммируются):

- международный, всероссийский (или 2 и более на региональном уровне) – 3 балла;

- региональный (или 3 и более на муниципальном уровне) – 2 балла;

- муниципальный – 1 балл.

3.3.7. Количество обучающихся, не допустивших нарушения и противоправные деяния на протяжении учебного года

1 балл

Доля обучающихся, не допустивших нарушения и противоправные деяния на протяжении учебного года:

-  100 %  - 2 балла;

- не менее 99 % - 1 балл.

3.3.8. Количество выпускников,  награжденных золотой и серебряной медалью   «За особые успехи в учении»

1 чел. -

1 балл

Доля выпускников 11 классов, получивших медали, к общему количеству выпускников 11 классов:

- не менее 4 %  - 3 балла;  

- не менее 3 % - 2 балла; 

- 1 выпускник  -  1  балл.

3.3.9.  Количество обучающихся,   получивших аттестат   об    основном общем и среднем  (полном) общем образовании       

100% -

3 балла

Доля выпускников 11 классов, получивших аттестат   об    основном общем и среднем  (полном) общем образовании:

- 100%  -  3 балла;

- не менее 99 % - 2 балла;

- не менее 98 % -  1 балл.       

3.3.10. Количество выпускников 11 классов,  награжденных похвальной грамотой   «За особые успехи в изучении отдельных предметов»

2 балла

Доля   выпускников 11 классов, награжденных   по   итогам   года похвальной   грамотой «За особые  успехи  в   изучении   отдельных предметов:

- не менее 10 %  - 3 балла;  

- не менее 5 % - 2 балла; 

- 1 выпускник  -  1  балл.

3.3.11. Количество выпускников 11 класса, продолживших обучение  в   учреждениях высшего    и  среднего профессионального образования

95% -

3 балла

Продолжают обучение   в   учреждениях   высшего   и среднего профессионального образования:

- не менее  95%   - 3 балла;

- 95-91% - 2 балла;

- 91-88%  -1 балл.         

3.3.12. Доля выпускников III ступени образования, преодолевших установленный порог по русскому языку и математике в форме ЕГЭ

100 % -

5 баллов

100 % - 5 баллов.

3.3.13. Уровень среднего балла в сравнении со среднеокружным по обязательным предметам и по выбору в форме ЕГЭ

7 предметов и более – 5 баллов

- 7 предметов и более – 5 баллов;

- 5 предметов – 3 балла;

- 3 предмета – 1 балл.

3.3.14. Доля выпускников III ступени образования, преодолевших порог по предметам по выбору в форме ЕГЭ с результатами выше среднеокружных показателей

7 предметов и более – 5 баллов

- 7 предметов и более – 5 баллов;

-  предметов – 3 балла;

- 3 предмета – 1 балл.

3.3.15. Количество выпускников III ступени образования, получивших по предметам в форме ЕГЭ наивысший балл по городу, но не менее 80 баллов

15 баллов

По 1 баллу за каждого выпускника.

4. Воспитание и дополнительное образование

4.1. Процент охвата  дополнительным образованием обучающихся в Школе

---

Доля обучающихся, охваченных  дополнительным образованием в Школе:

- не менее 95 % - 2 балла;

- 95 – 90 % - 1 балл.

 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

5.1. Количество обучающихся, охваченных горячим питанием, всего:

в том числе по ступеням образования:

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

1 балл

Доля обучающихся, охваченных горячим питанием, всего:

- не менее 90 % - 2 балла;

- не менее 80 % - 1 балл.

в том числе по ступеням образования:

- 1-4 классы – (%);

- 5-9 классы - (%) ;

- 10-11 классы - (%);

5.2. Соответствие организации питания обучающихся требованиям СанПиН

2 балла

- Организация качественного одноразового (двухразового по желанию родителей) горячего питания – 1 балл.

- Отсутствие предписаний со стороны государственных органов санитарно-эпидемиологического контроля – 1 балл.

5.3. Организация и результативность работы по предотвращению травматизма

100 %

- 2 балла

- 100 % отсутствие травматизма – 2 балла;

- не ниже  97 % - 1 балл.

5.4.  Соответствие оснащения Школы действующим нормативам противопожарной и антитеррористической безопасности

Нет нарушений

или предписаний

– 2 балла.

- нет нарушений или предписаний – 2 балла;

- отсутствие нарушений по  противопожарной безопасности – 1 балл;

- отсутствие нарушений по  антитеррористической безопасности – 1 балл.  

6.Государственно-общественное управление Школой

6.1. Наличие системы органов управления Школой: соответствие Устава, локальных актов, регламентирующих деятельность органов самоуправления, требованиям законодательства                                

100 % -

2 балла

Полное соответствие (100%) - 2  балла

6.2. Наличие регулярно обновляемого сайта в сети Интернет

2  балла

Обновление сайта в сети Интернет:

- не реже 2-х раз в месяц – 2 балла;

- не реже 1 - го раза в месяц – 1 балл.

6.3. Наличие опубликованного в СМИ, в сети Интернет публичного доклада об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Школы

1  балл

При наличии опубликованного публичного доклада об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности Школы:

- в СМИ, в сети Интернет – 2 балла;

- в сети Интернет – 1 балл.

Общий показатель

134 балла

Шкала оценки качества образования в школе

Общее количество баллов

Значение общего показателя

в %

Значение общего показателя

в баллах

Уровень реализации профессиональных задач

86% - 100%

124 балла и выше

Оптимальный уровень

65% - 85%

94 – 123 балла

Достаточный уровень

45% - 64%

65 – 93 балла

Допустимый уровень

менее 45%

64 балла и менее

Критический уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьной системе оценки качества образования

Положение о внутришкольной системе оценки качества образования устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее - ШСОКО) в муниципальном общеобр...

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММАМЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВАОБРАЗОВАНИЯ»...

Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ".

Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ" стала результатом практической работы, а также распространения опыт...