Методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося
презентация к уроку

Концевая Генриетта Васильевна

Презентация выступления на ПМОФ 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shkola_43_pmof_2019.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося Докладчики Концевая Генриетта Васильевна, учитель русского языка Колиенко Татьяна Владимировна, учитель географии ГБОУ СОШ №43 «Лингвистическая школа» Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

ИОМ: Нормативная база Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 25.12.2018) (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2); - Федеральный компонент государственный образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; - Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ от 4.02.2010 г. № Пр-271; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

Слайд 4

Положение об ИОМ обучающегося Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права, обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения. Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения ИОМ

Слайд 5

Индивидуальный образовательный маршрут. Для кого? ИОМ проектируется для : - обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования; - победителей и призеров регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников. - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - обучающихся, находящихся на длительном лечении по причине травмы или заболевания; - обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований, творческих конкурсов; - обучающихся, с отклонениями в поведении; - обучающихся, имеющих низкую мотивацию к учению.

Слайд 6

Инструменты проектирования ИОМ - Диагностика образовательных потребностей обучающихся; - Рекомендации педагога-психолога; - Медицинские показания; - Документы о целесообразности формирования ИОМ.

Слайд 7

Формы обучения по ИОМ - сочетание очной, очно-заочной, заочной форм обучения, экстерната, семейного обучения; - сочетание индивидуальной самостоятельной работы обучающегося с консультациями учителя в определённые сроки по электронной почте, дистанционные консультации с использование технологии Skype, освоение ИОМ с использованием технологии Skype. - выбор индивидуального перечня и уровеня (базовый, углубленный) освоения отдельных тем и разделов программ учебных дисциплин; - выбор оптимального темпа обучения.

Слайд 8

Цели индивидуального образовательного маршрута Для учащихся: - формирование ключевых компетентностей обучающихся; - индивидуализация процесса обучения; - личностный подход к удовлетворению познавательных интересов и потребностей обучающихся; - создание ситуации успеха. Для родителей: - гарантия удовлетворения образовательных потребностей обучающегося.

Слайд 9

Схема реализации ИОМ

Слайд 10

Схема реализации ИОМ

Слайд 11

Схема реализации ИОМ: Учебный план согласно ФГОС СОО

Слайд 12

Схема реализации ИОМ

Слайд 13

Дорожная карта ИОМ обучающегося

Слайд 14

Пример индивидуального учебного плана учащегося на этапе предпрофильного обучения Пояснительная записка ИОМ Николаевой Марины, учащейся 9 класса, строится на основе показателей лингвистической одарённости, характеризующейся следующими критериями: способность обучающейся к целостному и логическому восприятию языкового материала, «схватыванию» формальной структуры упражнения, задачи; стремление к ясности, простоте и чёткости при выражении своего суждения; способность хранения лингвистической информации. Языковая память и интуиция, большой словарный запас, его активное использование; хорошо сформированная и свободная речевая деятельность Специальные учебные умения, характеризующие «повышенный уровень», благодаря которому учащаяся «получит возможность научиться»: находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Слайд 15

Индивидуальный учебный план учащейся 9 класса Николаевой Марины реализует ИОМ, соответствующий образовательной программе основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования в Санкт-Петербурге с углубленным изучением испанского языка при шестидневной недельной нагрузке. Пример индивидуального учебного плана учащегося на этапе предпрофильного обучения

Слайд 16

Индивидуальный план внеурочной деятельности Линейные курсы: «Основы проектной деятельности» - 1 час в неделю (34 часа в год); «За страницами учебника: Испанская лингвистика» - 1 час в неделю (34 часа в год); Нелинейные курсы (34 часа в год). Социальные практики: «Журналист» «Переводчик» «Гид по Санкт-Петербургу» (на английском и испанском языках) Итог проектной деятельности – защита исследовательского проекта «Предрассудки и суеверия испанцев в песне Маноло Тены « Tocar madera ». В рамках внеурочной деятельности ИОМ Николаевой Марины предусматривает индивидуальное сопровождение тьютором, учителем испанского языка Кошелевой А.В.

Слайд 17

Выявление готовности старшеклассников к выбору профиля обучения Наименование Цель исследования Методика «Психологическое сочинение» (авторы – составители: Кропивянская С.О.,Кузина О.В.) Изучение направленности личности учащихся (с целью выбора профиля) Методика «Модифицированный тест Холланда» Методика позволяет соотнести предпочтения учащихся с тем или иным видом профессиональной среды. Методика «Проба выбора профиля образования» (автор-составитель Лернер П.С.) Методика направлена на выявление интересов и склонностей учащихся, с целью выбора профиля дальнейшего обучения

Слайд 18

Выявление готовности старшеклассников к выбору профиля обучения Наименование Цель исследования Методика «Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся девятых классов средней школы» (авторы-составители: Лернер П.С., Родичев Н.Ф.) Методика позволяет актуализировать внимание учащихся девятого класса к выбору траекторий продолжения образования Методика«Информационный фон разумения» (автор-составитель Лернер П.С.) Методика позволяет оценить то, что учащиеся знают вообще, то есть каков информационный фон их разумений Методика «Можете ли Вы добиться успеха?» Методика предназначена для оценки, насколько успешен типичный для учащегося тип поведения, помогает ли он ему добиться успеха.

Слайд 19

Выявление готовности старшеклассников к выбору профиля обучения Наименование Цель исследования Методика «Тип восприятия» (авторы М.В. Газемо) Проективная методика, направленная на определение у учащихся абстрактного, конкретного или эмоционального типа восприятия, что дает дополнительные аргументы в пользу предпочтительности того или иного типа деятельности. Методика «Выбора профессии и конструирования профессионального плана» (по материалам С.Н.Чистяковой) Описание учащимся своего «Я» в условиях выбора будущей профессии, направленное на использование характеристик: профессиональные интересы и склонности, способности и возможности.

Слайд 20

Комплектование профильных классов Методики отбора в профильные классы Наименование Цель исследования Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) Методика позволяет выявить отношения учащегося к различным направлениям деятельности, интересе к предмету или виду деятельности Методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной) Методика позволяет определить тип мышления учащегося: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативность. Методика « Эрудит » (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной) Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8–9-х классов.

Слайд 21

Комплектование профильных классов Методики отбора в профильные классы Наименование Цель исследования Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) Методика позволяет выявить склонность к различным видам деятельности: склонность к работе с людьми; склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе; склонность к практической деятельности; склонность к эстетическим видам деятельности; склонность к экстремальным видам деятельности; склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Слайд 22

Что такое Ресурсы семьи? К ресурсам семьи относится все, что может быть использовано для реализации ИОМ: физиологические ресурсы (здоровье, уровень активности, силы, выносливости) психологические ресурсы (индивидуальные психологические характеристики членов семьи: мотивация, отношение к школе, уровень внутрисемейной поддержки и т.д.) педагогические ресурсы (уровень образования, педагогическая компетентность родителей, педагогическая согласованность членов семьи и др.) социально-материальные ресурсы (материальное положение семьи, социальная активность/ответственность, социальный статус и социально-профессиональные связи членов семьи и т.д.

Слайд 23

Рекомендации родителям по сопровождению ИОМ Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Опирайтесь в процессе выбора ИОМ и профиля обучения, в том числе, на результаты успеваемости. Опасайтесь перегрузки. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. Не определяйте за ребенка темы и направления проектной деятельности. Не лишайте его инициативы, не старайтесь сделать сами.

Слайд 24

Рекомендации родителям по сопровождению ИОМ При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. При обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. Не забывайте о том, что грамотная организация профильного обучения позволяет обучающимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.

Слайд 25

Методические рекомендации педагогам по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Творчески подходите к проведению этой работы. Учите старшеклассников действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не сдерживайте инициативы обучающихся. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Слайд 26

Методические рекомендации педагогам по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Помогайте обучающимся учиться управлять процессом усвоения знаний. Ориентируйте обучающихся на собственные наблюдения и эксперименты. Учите обучающихся прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями. Помогайте обучающимся формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. Учите старшеклассников анализу, синтезу, классификации информации, поощряйте стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Слайд 27

Методические рекомендации для учителя Психологическая поддержка обучающихся: Необходимо уделять достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять самостоятельность, активность в поиске решения стоящих перед ним задач. Использование методов вербального самовнушения и саморегуляции. Развитие рефлексии. Создание ситуации успеха.

Слайд 28

Оценка эффективности прохождения ИОМ Образовательные запросы родителей обучающихся по ИОМ: образовательные цели семьи и их совпадение с целями обучающегося приоритетные области знания, на которые следует направить внимание желаемый уровень академических и социальных достижений обучающегося жизненные и профессиональные перспективы обучающегося и их связь с актуальными образовательными запросами тип, направленность и место нахождения ОУ, в которых будет происходить образовательный процесс ребенка (основное образовательное учреждение и учреждения дополнительного образования, дистанционные образовательные ресурсы и т.д.

Слайд 29

Памятка психолога

Слайд 30

Советы психолога обучающемуся по прохождению ИОМ Постарайтесь сделать не формальный, а осознанный выбор предметов, основанный на собственных образовательных потребностях и профессиональных перспективах. Помните, что не учитель, а именно вы несете ответственность за выполнение ИОМ! Проконсультируйтесь со своим классным руководителем, какой набор учебных предметов в наибольшей степени соотносится с вашими перспективами по продолжению образования и профессиональными намерениями. Выберите предметы, которые вы хотите изучать на профильном уровне.

Слайд 31

Советы психолога обучающемуся по прохождению ИОМ Обратите внимание на следующее: если предметы изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Определите учебные практики, проекты и другие формы исследовательской деятельности. Их суммарный объем не должен быть меньше, чем 68 часов (1 час в неделю), и не может превышать 136 часов (2 часа в неделю) в год. Подсчитайте суммарный объем часов в неделю, он не должен превышать 36 часов Согласуйте составленный ИОМ с тьютором и своими родителями.

Слайд 32

Благодарим за внимание! https://school43.spb.ru e-mail: school43@list.ru тел./факс: +7 812 4176302 СПб, Серебристый бульвар, д.9 корп. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как средство формирования УУД при изучении математики в 5 классе »

Оглавление I. Вводная часть 1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их п...

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...

Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута одарённого ребенка

В статье рассматривается система тьюторского сопрождения одарённых детей. Тьюторское сопровождение – это деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образо...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...