Учитель как гарант качественного образования
статья

Витютнева Ольга Егоровна

Созданная внутришкольная система профессионального развития как составляющая профессиональной компетентности  учителя позволяет успешно решать задачи, поставленные перед школой на современном этапе развития нашего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа в школе

Учитель как гарант качественного образования

          Автор: Заместитель директора

                       по УВР   1-Пересыпкинского филиала

     МБОУ 2 Гавриловской сош

Витютнева О.Е.

Проблема качества образования на протяжении многих лет остаётся одной из приоритетных в педагогической науке и практике. Менялись целевые ориентиры, уточнялось содержание образовательного процесса, модернизировались условия обучения, но задача качественной подготовки подрастающего поколения всегда рассматривалась как одна из ведущих для всей системы отечественного образования. В современной  школе должны работать   учителя, готовые и умеющие организовать такую развивающую среду, в которой любой ребенок получит возможность овладеть новыми способами деятельности. Такая развивающая среда позволит формировать и развивать именно те компетенции, которые обозначены базовыми в ФГОС.

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания профессиональной компетенции педагогических кадров. Но прежде чем выстраивать методическое сопровождение, нужно  правильно организовать методическую работу в  школе, а также четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение. Понятие "сопровождать», обозначает следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" -  это явление или действие вместе с чем-то. Тогда что же следует понимать под методическим сопровождением.

Методическое сопровождение –  это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, то есть разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа методиста и педагога, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, а  также информирование, просвещение и обучение кадров. Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандартов и комплексность всех видов сопровождения.

С самого начала перехода на ФГОС необходима совместная работа методической службы начального образования и среднего звена по выработке общей стратегии в выборе УМК, в выборе направлений дополнительного образования.

Целью  методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

1. Продолжение работы по освоению  новых образовательных технологий.

2.Повышение профессионального мастерства педагогов через  самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

3. Реализация плана  мероприятий по введению ФГОС нового поколения для начального общего образования и основного общего образования.

4. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

5. Совершенствование материально-технической базы  в соответствии с требованиями к  оснащению образовательного процесса ФГОС.

6. Использование цифровых платформ  на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс.

Выбирая оптимальные варианты методической работы и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и их самосовершенствования, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности. Образовательная система школы реализует функцию обучения не только детей, но и взрослых, независимо от того, насколько осознанно и целенаправленно действуют в этом направлении члены коллектива. Эффективность реализации этой функции возрастает, если в школе складывается целостная система деятельности, обеспечивающая каждому учителю возможность развития любой компетенции. Важны все составляющие новой образовательной среды, но главная фигура, без которой невозможна никакая модернизация, - учитель, ведь качество, эффективность освоения стандарта находятся в прямой зависимости от готовности и подготовленности учителя к решению этой задачи. Современной школе нужны новые педагоги, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого-педагогическую подготовку, умеющие искренне сотрудничать с детьми.  

Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.

К наиболее эффективным формам методической работы относятся:

локальные (внутри образовательного учреждения):

  • семинары-практикумы,
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности;
  • творческие отчеты,
  • методические совещания и др.;

интрактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

Методическая служба на основе работы микрогрупп

1-Пересыпкинского филиала МБОУ 2 _Гавриловской сош

В этой модели микрогруппы работают по одинаковой программе,  исходя из интересов организации, методический совет поддерживает и согласует работу групп.

Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:

курсовая подготовка ( дистанционно, актуальная  в связи с эпидемиологической обстановкой  ); обучающие семинары;

практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

участие в работе сетевых сообществ Интернета; научно-методические конференции;

круглые столы; мастер-классы;

постоянно действующие семинары; деловые игры;

единые методические дни по учебным дисциплинам;

методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

самообразовательная        деятельность        учителя        по        индивидуальной методической теме;

наставничество;

консультирование по научно-методическим вопросам; индивидуальная методическая помощь;

стажировка;

работа над личной методической темой;

выполнение        авторских        разработок        (образовательных,        целевых комплексных программ и др.);

инновационная работа;

экспертиза результатов педагогической деятельности;

диагностика затруднений;

творческие отчеты, семинары-практикумы;

В нашей школе самыми востребованными являются такие формы работы, как :   педагогические семинары, научно- практические конференции,  творческие группы педагогов, открытые уроки и внеурочные мероприятия, мастер-классы, методическая мозаика.

При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать дискуссию. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру педагогического коллектива.

Успех  конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательной организации, кого они сами хотят видеть в роли

«научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных

«ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.

Каждый член творческой  группы сначала самостоятельно изучает опыт, методику, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике; ходят друг к другу на уроки, мероприятия, подготовленные по осваиваемой методике, обсуждают их и, когда новое освоено, первые умения приобретены, группа распадается. Обычно в группе возникают лидеры, которые берут на себя обязанности руководителя.

Практически все формы методическое работы рано или поздно, но становятся связанными с показом практических умений педагога коллегам. Поэтому открытые уроки и мероприятия ничем не заменимы и их значение в системе форм и методов методической деятельности исключительно велико. Речь идет не о простом взаимопосещении уроков и мероприятий членами одного педагогического коллектива. У открытых уроков особое предназначение: педагоги идут к своему коллеге, чтобы увидеть новую методику на практике; их приглашают на открытый экспериментальный урок, когда новая методика только создается. Другими словами, открытым мероприятием решаются обе задачи методической работы — обмен опытом и поиски новых педагогических методов. Так или иначе, но открытый урок означает не только открытые для всех гостей двери класса, но и показ нового, пусть маленького, но обязательно открытия. При ином подходе происходит формализация открытых уроков, что резко снижает их качество.

Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания.

Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела делится со слушателями методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологи или метод. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Это двусторонний процесс и отношения «преподаватель - слушатель» являются абсолютно необходимыми.

Методическая мозаика - это просмотр  видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность педагогов, позволяет включить в работу большее количество участников.

Еще одним результатом работы учителя является его участие в профессиональных конкурсах, подготовка методических пособий, публикация материалов о педагогическом опыте в периодической и профессиональной печати. Учитывая то, что ключевым направлением в организации методической работы школы является - подготовка к введению стандарта в основной школе, мы должны помнить о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт  направлен, прежде всего, на достижение новых образовательных результатов, а в частности на достижение метапредметных результатов.

В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ.

Неплохо зарекомендовал себя метод организации в школе работы проблемно-творческих групп, в которые включаются все педагогические работники школы. На протяжении учебного года педагоги работают над выбранной темой. Темы могут быть самой различной направленности, например: «Смысловое чтение: приемы и методы работы на учебных занятиях», «Проблемы внедрения ФГОС», «Реализация технологии интегрированных уроков как одно из средств формирования у учащихся УУД», «Наука для обывателя или практическое применение научных знаний», «Системный подход в работе с одаренными детьми», «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе». Завершает свою работу проблемно-творческая группа представлением отчета на педагогическом совете.

Повышению уровня методической подготовки педагога также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года».

Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Сегодня актуальной становится внутришкольная система профессионального развития как одна из составляющих профессиональной компетентности учителя.

Основная цель внутришкольной системы профессионального развития– формирование методической компетенции учителя.

Основные задачи внутришкольной системы профессионального развития:

  • определение единой методической темы на учебный год;
  • создание условий для постоянного обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;
  • выявление наиболее перспективного педагогического опыта и презентация на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном);
  • вовлечение в активную методическую работу педагогов.

Внутришкольная система профессионального развития учителей в 1- Пересыпкинском филиале МБОУ 2 Гавриловская сош представляет  собой несколько  взаимосвязанных компонентов.

Компонеты

Цели и задачи:

Формы работы

1.Повышение профессиональной компетентности педагогов

-подготовка высоквалифицированных кадров для внедрения нового содержания образования и достижения инновационных образовательных результатов;

-участие в НПК, РМО, семинарах

-участие в конкурсах, проектах

-временные творческие группы,

-персональные темы самообразования  

2.Формирование, изучение и распространение педагогического опыта

выявление  перспективного педагогического опыта и представление его образовательному сообществу на различных уровнях.

-МО,

-публичные отчеты учителей,

-мастер-классы, открытые уроки,

-публикации,

-Интернет-сообщества,

-конкурсы педмастерства

3. Обеспечение мотивации педагогического труда

стимулирование совершенствования профессионального мастерства педагогов

-материальное поощрение педагогов-новаторов,

-награждение почётными грамотами разного уровня, правительственными и отраслевыми наградами учителей, внесших значительный личностный вклад в развитие образовательной деятельности школы, муниципальной и региональной систем образования;

-рекомендации педагогам к представлению и распространению перспективного опыта работы педагогическому сообществу на различных уровнях.

4. Организация внеучебной и внеурочной деятельности с обучающимися

создание условий для самореализации, личностного и профессионального развития участников образовательного процесса, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в различных направлениях их деятельности, создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала и проявления творческих способностей.

5. Работа с одаренными детьми

Создание развивающей среды

Индивидуальные траектории развития и педагогического сопровождения

6. Методическая поддержка в аттестационный период

Повышение методической компетенции педагогов

-знакомство с Положением о порядке аттестации,

-повышение квалификации (курсовая подготовка, обучающие семинары, трансляция педагогического опыта,

-оформление портфолио педагога;

-проведение методических консультаций по индивидуальному запросу проходящего аттестацию педагога;

-обучение самоанализу педагогической деятельности за межаттестационный период

Созданная внутришкольная система профессионального развития как составляющая профессиональной компетентности  учителя позволяет успешно решать задачи, поставленные перед школой на современном этапе развития нашего общества.

Результатами реализации методического сопровождения педагогов должны стать:

- наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;

-  стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в профессиональной сфере;

-удовлетворенность результатом собственной профессиональной  деятельности;

-  рост числа участников конкурсов педагогических достижений;

-  развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию;

 достижения воспитанниками оптимальных результатов

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что при планировании методической  работы необходимо учитывать опыт каждого учителя, его квалификацию, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы и  много другое. Это даст возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим методическим багажом, перенять у коллег то, что способствует повышению квалификации учителя и качества обучения.  А результатами методической работы должны стать: положительная мотивация; расширение кругозора педагогов  о содержании ФГОС нового поколения; повышение методического мастерства педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии; созданию действующей информационно-методической базы по внедрению ФГОС и  активное участие педагогов в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содружество учителя и компьютера – залог качественного образования

Эссе "Содружество учителя и компьютера – залог качественного образования" - рассуждение   по вопросу о необходимости применения компьютера в учебной деятельности учителя. Тема не нова и тем прият...

Уроки нового формата - залог качественного образования.Наталья Юрьевна Хамицевич учитель математики руководитель МО «Точных наук» Шолаксайская средняя школа

Уроки нового формата - залог качественного образования. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой ...

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя имеет цель помочь  молодым учителям и  малоопытным...

Буклет "Инклюзивное образование - равный доступ к качественному образованию"

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к об...

Статья « Современные технологии на уроках истории – как гарантия качества образования»

В статье рассматриваются современные технологии, применение которых способствуют улучшению качества преподавания истории в школе....

Конституционная гарантия бесплатного образования в РФ

Классный час на данную тему является очень актуальной темой,так как воспитанники должны знать о своих правах и обязанностях....