Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя
методическая разработка на тему

Иванова Любовь Валерьевна

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя имеет цель помочь  молодым учителям и  малоопытным специалистам в освоении современных подходов к проектированию учебного процесса в свете требований ФГОС второго поколения.Программа  составлена на основе Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», требований ФГОС второго поколения, методических рекомендаций АППО Санкт-Петербурга, рассчитана на три учебных года и представляет собой систему теоретических и практических занятий, разделенную на три блока.   Тема первого блока «Современный урок как целостная система» раскрывает основы, которые должны стать базой для современных подходов к проекти­рованию урока. Тема второго блока «Современный урок в системе требований ФГОС второго поколения» дает представление об уроке в условиях реализации ФГОС.Тема третьего блока «Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся как условие обеспечения качества современного урока» позволит молодым специалистам углубить знания об эффективных приемах и методах организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. Практикум позволит поработать над фрагментами уроков, включающих современные технологии обучения, а затем применить их в ходе открытых уроков.  Лекторий построен так, что новые члены КМУ могут включаться в его работу с любого блока.Курс рассчитан на 42 часа, с октября по апрель по 2 часа в месяц в течение 3 лет. В практикум входят открытые уроки, количество которых за год зависит от числа участников лектория-практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lektoriya-praktikuma_dlya_kmu.docx.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя лицея №344, малоопытных специалистов,  учителей, испытывающих  методические затруднения при подготовке к урокам

Автор-составитель: руководитель Методического Совета ГБОУ лицея №344, учитель-методист Иванова Любовь Валерьевна.               

Пояснительная записка

Цель и задачи курса

Цель: помочь членам Клуба молодого учителя и  малоопытным специалистам лицея в освоении современных подходов к проектированию учебного процесса в свете требований ФГОС второго поколения.

Задачи:

- систематизация знаний о федеральном государственном стандарте второго поколения, о современных подходах к уроку, требованиях к нему в свете внедрения ФГОС, о новейших  педагогических технологиях;

- формирование мотивационной готовности молодых учителей работать в современных условиях, в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования;

- активное  включение молодых специалистов в наработку  практических педагогических навыков в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Данный курс рассчитан для проведения теоретических и практических занятий для повышения качества педагогического труда непосредственно в лицее с членами Клуба молодых учителей, с малоопытными специалистами,  учителями, испытывающими  методические затруднения при подготовке к урокам. Программа  составлена на основе Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», требований ФГОС второго поколения, методических рекомендаций АППО Санкт-Петербурга, рассчитана на три учебных года и представляет собой систему теоретических и практических занятий, разделенную на три блока.  

Тема первого блока «Современный урок как целостная система» раскрывает основы, которые должны стать базой для современных подходов к проектированию урока. Теоретические занятия раскрывают суть современных образовательных тенденций, в соответствии с которыми происходит преобразование урока, представляют системный взгляд на урок, раскрывают суть трех основных компонентов урока: содержательно-целевой, организационно-практический, контрольно-оценочный. Практические занятия позволяют применить полученные знания в педагогической деятельности: увидеть уроки опытных учителей, дать открытые уроки для слушателей лектория, провести их структурный и аспектный анализы.

Тема второго блока «Современный урок в системе требований ФГОС второго поколения» дает представление об уроке в условиях реализации ФГОС. Так как такой урок строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, лекторий даст ответы на вопросы: что значит деятельностный урок? Какова типология деятельностных уроков? Как должна измениться деятельность педагога, работающего по ФГОС? Что значит обучение на основе «учебных ситуаций»? Для чего необходима технологическая карта урока? Что значит универсальные учебные действия и какова необходимость их развития на каждом уроке? В практической части слушатели познакомятся с вариантами технологических карт урока, создадут технологические карты урока, по которым дадут открытые уроки.

Тема третьего блока «Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся как условие обеспечения качества современного урока» позволит молодым специалистам углубить знания об эффективных приемах и методах организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. Практикум позволит поработать над фрагментами уроков, включающих современные технологии обучения, а затем применить их в ходе открытых уроков. 

Лекторий построен так, что новые члены КМУ могут включаться в его работу с любого блока.

Количество часов

 Курс рассчитан на 42 часа, с октября по апрель по 2 часа в месяц в течение 3 лет. В практикум входят открытые уроки, количество которых за год зависит от числа участников лектория-практикума.

Содержание курса

Год первый. Тема «Современный урок как целостная система».

Содержание новой модели учителя в свете нового образовательного стандарта, 2 часа

Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», глава 5, статья 50 «Обязанности и ответственность педагогических работников».  Портрет педагога в свете образовательной инициативы «Наша новая школа», 2011. Структура национальной квалификационной рамки учителя. Профессиональный стандарт педагога, 2014. Практикум: Определение уровня сформированности компетенций учителя. Самооценка.

Педагогический анализ урока, 2 часа

Основные трудности анализа урока. Виды анализа урока. Структурный анализ. Системный анализ. Аспектный анализ. Содержательно-целевой анализ. Организационно-практический анализ. Контрольно-оценочный анализ. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС. Практикум: Посещение уроков опытных учителей и проведение их структурного анализа.

Современные образовательные идеи и урок, 4 часа

Идеи субъектности, мотивированности обучения, активизации учебного процесса, индивидуально-личностного подхода и рефлексивности обучения. Практикум: №1 Решение проблемного вопроса: как увеличить мотивационную силу учебной ситуации? №2 Определение стиля мышления.

Современный урок как целостная система, 6 часов

Содержательно-целевой компонент урока. Целеполагание на уроке. Отбор содержания. Подходы к работе с учебным материалом на уроке. Организационно-практический компонент урока. Формы. Педагогические инструменты. Контрольно-оценочный компонент урока. Оценочная деятельность на уроке. Цель и предмет оценки. Оценка и отметка. Традиционный и современный подходы к оцениванию в учебном процессе. Практикум: №1 Проведение открытых уроков молодыми специалистами для участников курса и их аспектный анализ.  №2 Круглый стол. Решение трудных ситуаций, возникающих на уроке.

Тематическое планирование

№ занятия

срок

тема

содержание

практикум

1

октябрь

Содержание новой модели учителя в свете нового образовательного стандарта

Закон «Об образовании в РФ», глава 5, статья 50 «Обязанности и ответственность педагогических работников», 2012.  Портрет педагога в свете образовательной инициативы «Наша новая школа», 2011. Структура национальной квалификационной рамки учителя. Профессиональный стандарт педагога, 2014. Практикум: Определение уровня сформированности компетенций учителя. Самооценка.

Определение уровня сформированности компетенций учителя. Самооценка.

2

ноябрь

Педагогический анализ урока

Виды анализа урока. Основные трудности анализа урока. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Структурный анализ современного урока. Посещение уроков опытных учителей.

3

декабрь

Современные образовательные идеи и урок.

Часть1 : Идея субъектности и идея мотивированности обучения.

О перегрузках. О внимании на уроке. О мотивации внешней и внутренней.

Решение проблемного вопроса: как увеличить мотивационную силу учебной ситуации?

4

январь

Современные образовательные идеи и урок.

Часть2 : Идея активизации учебного процесса, идея индивидуально-личностного подхода и идея рефлексивности обучения.

К 3  компоненту темы:

Организация рефлексии в процессе обучения.

Формы образователь-

ной рефлексии.

Определение стиля мышления.

5

февраль

Современный урок как система. Часть 1. Содержательно-целевой компонент урока.

О целеполагании на уроке.

Три пространства содержания.

Три способа отбора содержания.

Три способа подхода к работе с учебным материалом на уроке.

Схемы аспектного анализа современного урока:

  1. Современные подходы к целеполаганию.
  2. Современные подходы к работе с содержанием урока.

(Анализы посещенных уроков).

6

март

Современный урок как система. Часть 2. Организационно-практический компонент урока.

Формы организации урока.

Педагогические инструменты.

Круглый стол. Решение трудных ситуаций, возникающих на уроке.

7

апрель

Современный урок как система. Часть 3. Контрольно-оценочный компонент урока.

Оценочная деятельность на уроке.

Зачем оцениваем?

Что оцениваем? Как оцениваем: традиционный и современный подходы к оцениванию в учебном процессе.

Аспектный анализ посещенных уроков по теме.

Год второй. Тема «Современный урок в системе требований ФГОС второго поколения»

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс, 2 часа

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. Управление как организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Типичные ошибки в управлении деятельностью обучающихся на уроке. Практикум: Круглый стол. Обсуждение типичных ошибок учителей, приводящих к снижению качества и эффективности урока.

Требования ФГОС к современному уроку, 2часа

Чем определяются требования к современному уроку? Компоненты учебного задания, позволяющие организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Составляющие системы требований ФГОС к уроку. Практикум. Посещение уроков опытных учителей с последующим анализом выполнения на них требований ФГОС.  

Организация урока в свете требований ФГОС. Деятельностный урок, 2 часа

Сопоставление традиционного и современного урока в контексте ФГОС второго поколения. Особенности нетрадиционных уроков, модели нетрадиционных уроков. Системно-деятельностный подход к уроку. Деятельностный урок как обучение на основе учебных ситуаций. Типология деятельностных уроков. Практикум. Круглый стол. Анализ посещенных уроков опытных учителей в свете требований ФГОС.

Проектирование и конструирование современного урока, 2 часа

Критерии эффективности современного урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС. Этапы конструирования урока. Отбор электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) к уроку. Карта обеспеченности урока. Практикум. Создание карты обеспеченности урока.

Технологическая карта урока, 2 часа

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и достижения планируемых результатов освоения ООП. Структура технологической карты. Практикум. Создание технологической карты урока.

Развитие УУД (универсальных учебных действий) в основной школе, 4 часа

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов. Типовые задания УУД. Клише некоторых действий учителя для развития познавательных и личностных УУД. Практикум. Проведение открытых уроков молодыми специалистами для участников курса и их аспектный анализ  «Организация развития УУД на уроке» на круглом столе.

Тематическое планирование

№ занятия

срок

тема

содержание

практикум

1

октябрь

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс

Урок как регламентированный, ресурсообеспеченный, управляемый, системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. Управление как организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Типичные ошибки в управлении деятельностью обучающихся на уроке.

Круглый стол. Обсуждение типичных ошибок учителей, приводящих к снижению качества и эффективности урока.

2

ноябрь

Требования ФГОС  к современному уроку и его анализ

Чем определяются требования к современному уроку? Компоненты учебного задания, позволяющие организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Составляющие системы требований ФГОС к уроку. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Практикум. Посещение уроков опытных учителей с последующим анализом выполнения на них требований ФГОС. 

3

декабрь

Организация урока в свете требований ФГОС. Деятельностный урок.

Сопоставление традиционного и современного урока в контексте ФГОС второго поколения. Особенности нетрадиционных уроков, модели нетрадиционных уроков. Системно-деятельностный подход к уроку. Деятельностный урок как обучение на основе учебных ситуаций. Типология деятельностных уроков.

Практикум. Круглый стол. Анализ посещенных уроков опытных учителей в свете требований ФГОС.

4

январь

Проектирование и конструирование современного урока.

Критерии эффективности современного урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС. Этапы конструирования урока. Отбор электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) к уроку. Карта обеспеченности урока.

Практикум.

Создание карты обеспеченности урока.

5

февраль

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и достижения планируемых результатов освоения ООП. Структура технологической карты.

Практикум. Создание технологической карты урока.

6

март

Развитие УУД (универсальных учебных действий) в основной школе.

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов.

Практикум. Проведение открытых уроков молодыми специалистами для участников курса и подготовка к их аспектному анализу «Организация развития УУД на уроке».

7

апрель

Развитие УУД (универсальных учебных действий) в основной школе.

Типовые задания УУД. Клише некоторых действий учителя для развития познавательных и личностных УУД.

Практикум. Проведение открытых уроков молодыми специалистами для участников курса и их аспектный анализ  «Организация развития УУД на уроке» на круглом столе.

Год третий. Тема «Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся как условие обеспечения качества современного урока».

Методы организации образовательной деятельности обучающихся, 2 часа

Понятие «метод обучения». Критерии выбора оптимальных методов обучения. Требования к методам обучения и их  классификация. Классификация методов по способам мыслительной деятельности как наиболее значимой в свете требований ФГОС. Практикум. Анализ технологической карты урока с точки зрения выбора методов обучения.

Эффективные приемы организации образовательной деятельности.  Приемы работы с текстовыми источниками информации, 4 часа

Понятие «прием обучения». Приемы работы с текстовыми источниками информации: комментированное чтение, пересказ, рассказ по опоре, перефразировка текста; выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса и др. Практикум. Создание фрагмента технологической каты урока с использованием приемов работы с текстовыми источниками информации.

Приемы работы с тестами, 2 часа

Тест как эффективный методический прием. Работа с тестами с целью… Развивающие тесты. Контрольные тесты. Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием «теста с целью…».

Приемы работы со статическими иллюстративными материалами, 2 часа

Приемы работы со статическими иллюстративными материалами : описание изображения, поиск деталей, сравнение изображений, сопоставление, создание проблемной ситуации, составление титров, макета своего пособия, слайд-шоу, иллюстративных рядов, тематических рабочих тетрадей. Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием статических иллюстративных материалов.

Приемы работы с динамическими экранными материалами, 2 часа

 Приемы работы с динамическими экранными материалами : получение информации, комментирование, озвучивание, анализ (рецензирование), организация практических работ,

создание мультимедийных произведений, компьютерных

программ, геоинформационных систем, деловые игры и др. Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием динамических экранных материалов.

Вербальные приемы обучения и приемы работы со статистическими материалами , 2 часа

Вербальные приемы обучения: беседа, рассказ учителя, школьная лекция, семинар (конференция), устный ответ на вопрос, заочная экскурсия.

Приемы работы со статистическими материалами :

анализ статистических таблиц, графиков,

диаграмм,  построение графиков,  

трансформация текста в таблицу, диаграмму,

график и наоборот. Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием приемов работы со статистическими материалами.

Тематическое планирование

№ занятия

срок

тема

содержание

практикум

1

октябрь

Методы организации образовательной деятельности обучающихся.

Понятие «метод обучения». Критерии выбора оптимальных методов обучения. Требования к методам обучения и их  классификация. Классификация методов по способам мыслительной деятельности как наиболее значимой в свете требований ФГОС.

Практикум. Анализ технологической карты урока с точки зрения выбора методов обучения.

2

ноябрь

Эффективные приемы организации образовательной деятельности.  Приемы работы с текстовыми источниками информации.

Понятие «прием обучения». Приемы работы с текстовыми источниками информации: комментированное чтение, пересказ, рассказ по опоре, перефразировка текста; выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса, описание понятий  и явлений по литературным текстам, сопоставление одного объекта по разным текстам.

Практикум. Создание фрагмента технологической каты урока с использованием приемов работы с текстовыми источниками информации.

3

декабрь

Эффективные приемы организации образовательной деятельности.  Приемы работы с текстовыми источниками информации.

Приемы работы с текстовыми источниками информации: поиск ответов на поставленные вопросы, составление опорных схем, конспектов, «шпаргалок», логических (графических) схем, таблиц, эмблем, понятий, дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок и  др.

Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием приемов работы с текстовыми источниками информации.

4

январь

Приемы работы с тестами

Тест как эффективный методический прием. Работа с тестами с целью… Развивающие тесты. Контрольные тесты.

Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием «теста с целью…».

5

февраль

Приемы работы со статическими иллюстративными материалами

Приемы работы со статическими иллюстративными материалами : описание изображения, поиск деталей, сравнение изображений, сопоставление, создание проблемной ситуации, составление титров, макета своего пособия, слайд-шоу, иллюстративных рядов, тематических рабочих тетрадей.

Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием статических иллюстративных материалов.

6

март

Приемы работы с динамическими экранными материалами

Приемы работы с динамическими экранными материалами : получение информации, комментирование, озвучивание, анализ (рецензирование), организация практических работ,

создание мультиме-дийных произведений, компьютерных

программ, геоинфор-мационных систем, деловые игры и др.

Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием динамических экранных материалов.

7

апрель

Вербальные приемы обучения и

приемы работы со статистическими материалами

Вербальные приемы обучения: беседа, рассказ учителя, школьная лекция, семинар (конференция), устный ответ на вопрос, заочная экскурсия.

Приемы работы со статистическими материалами :

анализ статистических таблиц, графиков,

диаграмм,  построение графиков,  

трансформация текста в таблицу, диаграмму,

график и наоборот. 

Практикум. Создание фрагмента технологической карты урока с использованием приемов работы со статистическими материалами.

Источники:

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.— (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
  3. Профессиональный стандарт педагога, 2014. Минобрнауки.РФ.Документы.
  4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.:КАРО, 2008.-160 с.
  5. Требования ФГОС ООО к современному уроку. -  koipko.kostroma.ru
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159   с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7
  7. Илюхина В. Как провести анализ урока. - nsc.1september.ru
  8. Копотева Г.Л. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС. Институт стратегических исследований в образовании. - www.isiorao.ru
  9. Ривкин Е.Ю. Требования к современному уроку. Справочник заместителя директора школы. №1, 2013.
  10. Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение»,2008г.
  11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  12. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.  - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с...
  13. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе. - festival.1september.ru
  14. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования


                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....

Доклад к педсовету на тему " Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Данный материал  окажет помощь в подготовке к педсовету   по теме " Современный урок  - как основа эффективного и качественного образования "...

Современный урок-как основа эффективного и качественного образования

Каким должен быть современный урок? Каковы основные требования к нему? Этим проблемам уделяется большое внимание. И каждый из нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок не может быть...

Доклад на педсовете по теме "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования1. Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования2. Урок - основная форма организации взаимодейств...