Доклад на педсовете по теме "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"
статья на тему

Грудинина Елена Анатольевна

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования

1. Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования

2. Урок - основная форма организации взаимодействия школьников

3. Урок и здоровье ребенка

4. Мастер - классы с использованием исследовательской деятельности и метода проекта

5. Технологическая карта современного урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема: Современный урок – как основы эффективного и качественного образования

  1. Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования
  2. Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
  3. Урок и здоровье ребенка
  4. Мастер – классы с использованием исследовательской деятельности и метода проектов
  5. Технологическая карта современного урока

Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования

Все самое важное для ученика совершается на уроке. В.А. Сухомлинский гоаорил: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.

         Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. 
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой  урок :современный,  и  традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок  хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания  и  методов обучения;

- как меняется позиция учителя  и  другие вопросы.

 Современный   урок - это прежде всего  урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Планируя современный урок  мы должны знать:Чему учить; ради чего учить; как учить

  • на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
  • на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
  • на современном уроке  есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Какие требования предъявляются к современному уроку: 
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
 
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
 
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
 
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
 
•    вывод делают сами учащиеся;
 
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
 
•    времясбережение и здоровьесбережение;
 
•    в центре внимания урока - дети;
 
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: 
•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
 
•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
 
•    деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
 
•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
 
•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
      Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. 
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 
1. 
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. 
Урок закрепления знаний.  Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 
3. 
Урок комплексного применения знаний.  Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
4. 
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 
5. 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.          

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.       

Многие отечественные педагоги и учёные объяснили понятие урок с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них. М. Н. Скаткин в своём труде «Дидактика средней школы» даёт следующее определение: урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся. Согласно концепции М. И. Махмутова: урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Обобщая выше приведенные определения, можно сделать вывод о том, что урок — это организованная система, обусловленная общей целью. Цель — предполагаемый, заранее планируемый результат (уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося) деятельности участников образовательного процесса. Составление урока начинается с определения его единой цели, которая подразделяется на задачи, выступающие в форме средств, направленных на достижение результата. В развивающем обучении постановка задач осуществляется учащимися, самостоятельное определение средств на пути к цели способствует осознанному восприятию материала урока, а также структуры занятия. Какова же структура урока? Над этим вопросам работали многие отечественные ученые: Зотов Ю. Б., Кириллова Г. Д., М. Н. Снаткин и другие. Единой и постоянной схемы структуры урока педагогами и учёными не определено. Но все исследователи схожи в том, что структура урока должна отражать: закономерности: процесса обучения, усвоения, самостоятельной мыслительной деятельности, взаимодействия педагога и учеников.      Этапами урока, которые при своем взаимодействии отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение изученного с позиции проблемного подхода.
Классификация уроков Типологии уроков посвящено много научных работ. Тем не менее, эта проблема остаётся спорной в современной педагогике. Рассмотрим несколько подходов к классификации уроков:

1)   по дидактической цели;

2)   цели организации и проведения занятий, содержания и способов проведения уроков;

3)    по основным этапам учебного процесса. Наиболее обобщенной и используемой является классификация, разработанная М. И. Махмутовым. Учёный предложил классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков: уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний, умений, навыков; уроки обобщения и систематизации; уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков.          Однако в современных условиях образования данная классификация, по мнению автора, не эффективна: согласно Федеральному Государственному стандарту второго поколения новые знания учащиеся должны получать ежедневно на каждом занятии, применение операций анализа и обобщения изученного материала с учётом полученных новых сведений — обязательное условие для урока, операции самоконтроля и коррекции — необходимая составляющая целостности современного учебно-воспитательного процесса.

Роль учителя в реализации современного урока

Особую роль в создании, реализации и ценности урока несомненно играет педагог. Однако его позиция с течением времени заметно изменилась. Если раньше традиционно учитель и его действия были безоговорочным образцом для подражания на уроке, а способ мышления — примером в решении поставленных задач, то сейчас ситуация изменилась. Учащимся предлагается самим обозначить способы решения проблемы занятия, затем сравнить с предложениями учителя и доказать правоту одной из сторон. Стоит также особо отметить, что учитель оценивает доводы и мнения учащихся не только с точки зрения науки, но и с позиции толерантного отношения. Преподаватель на уроке приобретает роль ведущего, направляющего партнёра. 

Сформулируем задачи, которые необходимо решить педагогу при планировании современного урока:

1. формулировать проблему или наводящие на неё сведения;

2.  продумать методы работы учащихся с учебным материалом;

3.  подобрать подходящую к характеру занятия форму проведения (дискуссия, групповое исследования и т. п.);

4.  учесть «риски» урока;

  1.  5. определить вид рефлексии (публичная, индивидуальная и т. д.).
    Одним из главных условий при планировании каждого урока является учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Таким образом, современный урок — это системное сотрудничество педагога и учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности. Классификация уроков подлежит, по мнению автора, существенному переосмыслению в силу современных реформ системы образования, а роль учителя (также претерпевшая существенные изменения) не должна сводиться исключительно к определению направления, руководствоваться следует обозначенными выше задачами.

    Урок и здоровье ребенка

Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Не секрет, что за период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Но источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, к снижению качества здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Создание благоприятного психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, уверенности в собственных возможностях.

Я использую:

Физкультминутки

 Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.

Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Физминутки на общее развитие организма детей (конечностей и туловища)

  • «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
  • «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – «Раскрашивание». Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

«Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. А так же следующие упражнения:

  • Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2-3 раза).
  • Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5-6раз).
  • Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты (класса), переводите взгляд на кончик носа, а затем на правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

В 5 классе при изучении темы «Натуральные числа и действия над ними» можно рассмотреть следующие задачи:

  • У младенцев насчитывают более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?

Ответ: 94

  • Перед любым активным движением необходимо производить хорошую разминку, так как связки при разминке становятся эластичными и не травмируются от резких движений

Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км/ч. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2с?

Ответ: почти 240 км

Через час после нанесения на поверхность кожи 30 миллионов болезнетворных бактерий их осталось только 700 тысяч, через два часа всего лишь 7 тысяч. На сколько больше погибло бактерий в первый час, чем во второй?

Ответ: на 28607000 бактерий в первый час больше, чем во второй.

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

Калорийность 100 чипсов «Лэйс» в 12,5 раз больше, чем калорийность газированной воды «Спрайт». Причем их общая калорийность в 100 г продукта составляет 567 кК. Выясните, какая калорийность у 100 г чипсов и 100 г газировки. Сколько нужно съесть пакетов чипсов по 90 г каждый. Чтобы полностью покрыть дневную потребность в калориях? Учтем, что дневной рацион составляет 2500 кК.

Ответ: 525кК; 42кК. 5,3 пакета.

Чипсы, попкорн, газировка содержат большое количество углеводов и жиров, частое их употребление чревато накоплению жира в организме. Они также не могут служить заменой полноценного питания из-за большого содержания пищевых красителей и синтетических ароматизаторов.

Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Ответ: 12 и 6.

Задачи, связанные с гигиеной тела: 5 класс «Умножение и деление натуральных чисел»:

Срок жизни клетки кожи - приблизительно месяц. Сколько клеток сменят одна на другую на одном месте, если средняя продолжительность жизни человека 74 года.

Ответ: 888 штук

Для 6 класса:

  1. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет? (Ответ: почти на 10 лет)
  2. В России каждые 9 секунд умирает 1 человек от болезней, вызванных курением. Сколько в России умирает ежемесячно, ежегодно от курения? 
  3. Голова человека составляет 1/8 размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 21 см?Ответ: 168 см.

 4. Длина новорождённого составила 52 см. Какова длина его головы, если она составляет ¼ его тела? Ответ: 13 см.

5. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? Ответ: на 15 лет.

 (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни).

 6. Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 72 кг? Если у человека 6 л крови, то сколько приблизительно он весит?Ответ: 5,4 л; 80 кг.

 7. Человеческие волосы обычно прекращают расти, достигнув длины в 90 см, что составляет 25% от наибольшей документально подтверждённой длины. Какой длины волосы удалось вырастить польской крестьянке в 18 веке?Ответ: 3,6 м.

 8. Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом?

Ответ: 300 кадров.

(Глаз человека менее совершенен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду, максимальные возможности человека – 30 изображений в секунду).

 Тема «Пропорции». Минимальный необходимый 12 летнему школьнику объем молочных продуктов относится ко всему выпиваемому за день объему жидкости, как 3:20. Сколько молока или кефира должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 л. жидкости? Ответ: 300 г.

Учитывая интенсивную скорость роста в этом возрасте, надо понимать, что потребность в кальции очень высока. Дефицит кальция ведет к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста.

Тема «Дроби и проценты». Из 30 учеников ½ часть недосыпают регулярно 1 ч. в день, 1/5 часть -2ч. в день. Какой недосып образуется у всего класса вместе только за один день? Ответ: 27 ч. Продолжительность сна школьников 6-7 кл. должна быть не менее 9-10 ч. Школьники старших классов должны спать не менее 8,5 ч.

Японские врачи провели исследования и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процент потерявших слух, активно стремится к этому? Ответ: 66%.

Для 7 класса (тема «Составление уравнений»):

  1. В скелете новорождённого сына на 94 костей больше, чем в скелете счастливого отца. Вместе у них 506 костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково? Ответ: 712.

2. У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц?  Ответ: на 300.

3. Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л? Ответ: 5 л и 3 л.

4. За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов? Ответ: 1000 кг.

5. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует. Какова продолжительность жизни человека? Ответ: 75 лет.

 (Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна).

Мастер – классы с использованием исследовательской деятельности и метода проектов

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

         Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся Формирование личностных УУД:

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД

•  Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Конспект внеклассного мероприятия по математике

«Добро пожаловать в страну цифр !»

( Приглашаются учащиеся школы, учителя)

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная

Вид урока: защита проекта

Цель урока: обобщить применение полученных , проверить степень приобретения учащимися компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности по данной теме,

Задачи:

 Обучающая: Ознакомиться с решениями поставленных задач для каждго из обучающего. Охарактеризовать результаты деятельности и дать им оценку. Обобщить полученные результаты, подвести итоги.

 Развивающая: развитие и активизация познавательной деятельности, развитие речевых навыков учащихся, развитие коммуникативных компетенций.

 Воспитательная: повышение мотивации к изучению математики, воспитание ответственности

Подготовительная работа: Мероприятие проводится в 5 классе во время изучения темы « Натуральные числа»

За месяц до урока обучающимся были предложены темы: «Цифры в стихах», «Цифры в загадках», «Цифры в пословицах и поговорках», « На что похожа цифра», «Цифровой словарик».

Оборудование: компьютер, проектор или  интерактивная доска

Ход урока:

  1. Водно-мотивационная часть

Эта чудесная страна размещается в любом уголке твоей комнаты. Надо только уметь всматриваться, и ты поймешь, что всюду поселились маленькие юркие существа – цифры. Они глядят с циферблата часов, выглядывают из микрокалькулятора, бросаются в глаза с экрана телевизора. Сколько лап у кота? Сколько книжек на полке? А сколько тебе лет? Ты посмотри везде цифры.

Сегодня ребята расскажут о цифрах в необычной форме,  в шуточной, веселой и загадочной. Но сначала мы посмотрим видеофильм из истории цифр m.youtube.com.

  1. Основная часть урока

1-ая презентация «Цифры в стихах»,

            2-ая презентация «Цифры в загадках»,

            3-я презентация «Цифры в пословицах и поговорках»,

            4-я презентация « На что похожа цифра»,

           5-я презентация «Цифровой словарик»

  1. Рефлексия

Итак, все успешно справились с поставленными задачами. Надеемся всем было интересно. Чтобы каждый из вас осмыслил в целом свою работу над проектом и подумал о трудностях, над которыми нужно работать в будущем,

 прошу каждого ученика заполнить анкету ( нужное обвести):

 1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью

 да           нет

2. Появились ли у вас умения в процессе работы над проектом

Да           нет

3. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?

   Да          нет

Теперь анкеты прошу сдать

Урок окончен. Всем спасибо.

Технологическая карта современного урока

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот  к личности обучаемых и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этого стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной жить в изменяющихся социально-экономических условиях.

Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде. Согласно образовательным стандартам общего образования, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих следующие характеристики современного урока: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.

Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию знаний. Иными становятся и роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субьекта,  а педагог – в роли организатора коммуникации. Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач  учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. Таким образом, становится очевидным создание  технологической карты урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Следует понимать, что в технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования (личностных, метапредметных и предметных), а также учтено то, что часть  планируемых результатов не подлежит итоговой аттестации (например, ценностные ориентация выпускника или его индивидуальные психологические характеристики), а другая часть результатов подлежит проверке и аттестации (научные знания, обобщенные способы деятельности, способность к решению учебных и практических задач и другие).

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Мы можем предложить несколько форм построения технологической карты урока.

Вариант 1.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Вариант 2.

Этап урока, прогнозируемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы приемы и формы обучения

Примечания

Вариант 3.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

•максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся.

Деятельность  учителя может быть выражена следующими формулировками: уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний и так далее.  

Деятельность учеников может быть отражена в технологической карте урока следующими фразами: по очереди комментируют выполнение задания, приводят примеры, составляют схемы слов (предложений), выполняют задания по карточкам, озвучивают понятия,  выявляют закономерности, формулируют выводы после наблюдений, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) и другими.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы:        

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Литература

  1. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. – М., Просвещение, 2012. – С.5.
  2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf
  3. Артемьева А.Н. Разработка технологической карты урока.

http://www.mcfr.ru/journals/52/105/30366/30367

  1. Принципы и положения для работы с технологическими картами. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  2. 1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
  3. 2.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  4. 3.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.-М:1993
  5. 4.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2
  7. 5.Кущ Н.Г. Здоровьесбережение на уроках математики. Методическое пособие. 2008
  8. 6.http://zavadskayalv.ucoz.ru/publ/primenenie_zdorovesberegajushhikh_tekhnologij/primenenie_zdorovesberegajushhikh_tekhnologij_na_urokakh_matematiki/1-1-0-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Статья "УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья написана по материалам доклада, с которым я выступала на Международной научно-практической конференции "Уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО)" ...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....

Доклад к педсовету на тему " Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Данный материал  окажет помощь в подготовке к педсовету   по теме " Современный урок  - как основа эффективного и качественного образования "...