Статья "УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
статья по истории на тему

Куватова Наталья Геннадьевна

Данная статья написана по материалам доклада, с которым я выступала на Международной научно-практической конференции "Уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО)"                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                              Н.Г. Куватова

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Это учитывают требования ФГОС СПО, которые предполагают формирование общих компетенций выпускника - метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой сверх традиционных предметных знаний, умений и навыков. И сегодня поэтому необходимы такие технологии, методы и приемы обучения, которые развивают творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности  студента и возможности  превращения его в субъект (а не объект) обучения. Использование активных форм и методов обучения позволяет решить эту важную задачу, максимально активизировать учебный процесс, побудить студента к  творческому участию в нём, главную форму обучения – урок сделать интересным, современным.

Для реализации активных методов обучения применяю информационные технологии. Компьютер использую при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом он выполняет для студента различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.  

Использование мультимедийных презентаций дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране, способствует фиксации внимания студентов на иллюстрациях, исторических понятиях, схемах, таблицах.  

При самоподготовке студенты используют ресурсы сети Интернет, электронные учебные пособия, создают  презентации  исследовательских и информационных  проектов, готовят и защищают рефераты, доклады.

Активно применяю на занятиях проблемный подход в обучении. Под проблемным подходом  понимаю такую организацию учебных занятий, которая предполагает постановку проблемных вопросов или создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. В результате происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Применяю  нетрадиционные формы  проведения уроков:

- урок – экскурсия (в краеведческий музей, в средневековый город и т. д.);

- деловая игра (суд над фашизмом, ПетромI, Иваном Грозным и др.);

-образовательные игры (брейн-ринг «Великая Отечественная война», «Своя игра» на итоговом занятии обществознания «Политическая система», урок викторина по теме «Гражданская война в России», «Ток-шоу «Война и право.Век 21»);

-урок-конференция (посвящённый реформам АлександраII, «Триумф и трагедия советского народа в Великой Отечественной войне»);

-интегрированный урок «Политическая система сталинизма»;

-урок-дискуссия («Альтернативы послевоенного развития СССР).

В процессе обучения истории и обществознанию наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Примером может служить  урок «Глобальные проблемы и вызовы человеческой цивилизации», ходе которого студенты разделились на 4 группы, каждая из них готовила и защищала исследовательский проект в рамках изучаемой темы, или урок «Политические режимы», на котором студенты осуществляли аналитическую деятельность и выполняли творческие задания, разделившись на три группы.                                              Для активизации самостоятельной работы студентов я использую разнообразные приемы интерактивного обучения: «мозговой штурм», «корзина идей», «техника аквариума» и др.

Впрактической деятельности активно использую исследовательский    метод   в обучении:

          - включаю поиск в задания по работе с документами, картинами  и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, учебными пособиями;

       - использую прием «свертывания» материала в схемы, таблицы, опорные конспекты;

       - обучающиеся определяют цели, ставят задачу, выдвигают гипотезу, определяют метод поиска (исследования);

       - готовят индивидуально, либо группой доклады, сообщения, рефераты, материалы для сайта, пишут эссе;

        - самостоятельно пишут историю семьи, рода, города, края и т.д.;

     - участвуют в дискуссиях, диспутах, публичных защитах проектов.          Исследование как вид деятельности дает возможность развития у обучающихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности — возможность усваивать не суммы готовых знаний, а овладевать методами приобретения новых знаний при стремительном увеличении совокупной информации в мире в целом.

Исследование    как    культурное    явление    позволяет    подойти    к воспитанию морально-нравственных   качеств.  Это и патриотические чувства, и любовь к Родине (гражданственность), и способности уважать и понимать представителей иных культур.

Исследовательская деятельность позволяет обучающимся выйти на культурное пространство самоопределения. Студент оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области (разделе, теме, проблеме), сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат порождает этап рефлексии и как следствие - корректировка знаний, появление новых планов.    

Применяю метод проектов. Это модель обучения, которая вовлекает студентов в процесс решения сложных, важных, актуальных проблем.

Разрабатывая проект, студенты в результате детальной разработки проблемы, достигают цели, завершая работу практическим результатом.

Создание тематических стенгазет  также использую как один из видов проектной деятельности. Подобные проекты создавались в честь празднования 60, 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, годовщины победы в Сталинградской битве, юбилеев г.Михайловки и Себряковского цементного завода.

Активных форм и методов очень много. Умелое  их применение в учебном процессе делает урок современным, выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
  2. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.- с. 4-29.

3. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в      школе: Пособие для учителей и студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.

4. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.

5. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей.— М., 1997.

6. Карпова К. А. Интегрированные уроки истории//Преподавание истории в школе. – 2004. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Сравнение традиционного урока и урок современного типа, определение критериев эффективности современного урока....

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя

Программа лектория-практикума «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» для членов Клуба молодого учителя имеет цель помочь  молодым учителям и  малоопытным...