Доклад к педсовету на тему " Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"
статья по алгебре ( класс) на тему

Барсова  Мария Ивановна

Данный материал  окажет помощь в подготовке к педсовету   по теме " Современный урок  - как основа эффективного и качественного образования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urokdoklad.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Борковская основная  общеобразовательная школа»

 Современный урок - как основа эффективного и качественного     образования. (доклад к педсовету)

Подготовила  учитель математики  Барсова Мария Ивановна.

 Цель : Знакомство с основными требованиями,  предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

 Задачи:

 - Осознание основных критериев современного урока

 - Повышение интереса педагогов к современным технологиям

 - Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский.

 Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. Главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. Урок не может не меняться:

 1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

 2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи.

 3.Внедряются информационные технологии.

 Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок . Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный– это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. Любой урок  современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Так что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого.  Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Это урок -познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Что главное в уроке? Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается. Главное  что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Планируя современный урок, мы должны знать:

Чему учить;

 ради чего учить;

как учить.

На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия,

-на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества,

 -на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата современного урока говорят:

 Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».

 Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».

Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Требования предъявляются к современному уроку:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

 -учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 -урок должен быть проблемным и развивающим:

 - учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;

 - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

 -времясбережение и здоровьесбережение;

 - в центре внимания урока - дети;

 -учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

 -умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

 - урок должен быть добрым.

 Правила на каждый день, которые помогут учителю:

 1. Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

2. Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулировать на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

3.Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагать обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

 4.Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

5.На каждом уроке учиться общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

 6.Самое главное – эмоциональный настрой учителя, уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.

 Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Об этом расскажут мои коллеги.

 Рекомендации: 1.Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку. 2.Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы путем проведения открытых уроков, выступлений на методических объединениях, педсоветах.

3.Рекомендовать использование наряду с традиционными нетрадиционных форм и методов обучения, учитывающих склонности учащихся и обеспечивающих активное участие каждого ребенка в процессе образования.

4.Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально- психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника;

 5. Реализовывать системно - деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов; 6.Побуждать учителя к развитию и саморазвитию в профессиональной и методической работе. Желаем всем удачи в работе! Новых идей, интересных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педаго...

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

Педсовет“Современный урок- как основа эффективного и   качественного образования» План проведения педсовета1.     Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему о...

Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

Доклад на педсовете по теме "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

Современный урок - как основа эффективного и качественного образования1. Общие подходы к организации современного урока, основные критерии и требования2. Урок - основная форма организации взаимодейств...

Презентация на тему: "Современный урок с использованием активных методов обучения как основа эффективного и качественного образования"

Презентация на тему: "Современный урок с использованием активных методов обучения как основа эффективного и качественного образования". Подготовленная для выступления на педагогическом совет...