Организация работы в школе по развитию функциональной грамотности
учебно-методический материал

Татьяна Михайловна Зыбина

Новые ФГОС НОО и  ООО включают требование, чтобы школа создала условия, при которых у учеников должна сформироваться функциональная грамотность. В рекомендации – зачем развивать функциональную грамотность, какие документы для этого оформить, какие мероприятия провести с учениками и работниками, как оценить результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Новые ФГОС НОО и  ООО включают требование, чтобы школа создала условия, при которых у учеников должна сформироваться функциональная грамотность. В рекомендации – зачем развивать функциональную грамотность, какие документы для этого оформить, какие мероприятия провести с учениками и работниками, как оценить результаты.

Организация работы в школе  по развитию функциональной грамотности

Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НООп. 35.2 ФГОСООО).

Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.

План мероприятий по развитию функциональной грамотности

1.Составьте план на текущий учебный год. Предусмотрите три периода: подготовительный, основной и оценочный. Эти периоды можно выделять каждый год, независимо от длительности работы школы по развитию функциональной грамотности. Ведь каждый год необходимо проводить входную диагностику детей, реализовывать основные мероприятия и оценивать результаты. Поручите ответственному ориентироваться на региональные и муниципальные планы развития функциональной грамотности, учитывать мероприятия местных методических центров

2.Издайте приказ, о  назначении ответственных и раздать поручения по развитию функциональной грамотности в школе.

3.Ответственным за реализацию плана мероприятий назначьте заместителя директора по УВР. Поручите ему контролировать и координировать работу других ответственных, указанных в плане.

4Педагоги подготавливают изменения в рабочих программах и включают в учебный процесс работу с заданиями из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности. Также надо предусмотреть оценочные материалы, чтобы проверить достигнутые результаты.

5.Приказом утвердить и план мероприятий по развитию функциональной грамотности в школе
6. Организуйте работу по двум направлениям: с педагогами и учениками:Объясните педагогам, что такое функциональная грамотность, как ее развивать и для чего. Расскажите это на педагогическом совете. Поручите коллегам детальнее обсудить этот вопрос на заседаниях методических объединений. Так будет удобнее, потому что в функциональной грамотности выделяют шесть направлений: читательскую, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Обучающие материалы по функциональной грамотности опубликовали на сайте ИСРО РАО. Каждый учитель может ознакомиться с вебинарами, посвященными всем направлениям. Поручите учителям провести в начале года входную диагностику состояния функциональной грамотности учащихся.
Проверьте, чтобы учителя включили в рабочие программы новые задания и предусмотрели мероприятия по развитию функциональной грамотности. Подчеркните, что функциональную грамотность можно развивать не только на уроках. Чтобы добиться максимального эффекта, лучше дополнительно использовать ресурс внеурочной деятельности. Педагоги также должны подготовить контрольно-измерительные материалы для оценки результатов.

7.Создайте систему стимулирования педагогов. Предусмотрите премии за высокие показатели учеников по функциональной грамотности. Организуйте соревнования, творческие мероприятия, которые позволят учителям и их ученикам показать свои достижения. Выдавайте педагогам грамоты, благодарственные письма и хвалебные листы за вклад в развитие функциональной грамотности учеников школы.

8.Поручите заместителю директора по УВР контролировать, как учителя проводят уроки. Чтобы ученики овладели навыками функциональной грамотности, учитель должен перестроить свою манеру ведения занятий, по-новому расставить акценты. По результатам пилотного проекта специалисты выделили пять общих ошибок педагогов. Подробнее смотрите в таблице. Попросите заместителя директора по УВР обращать на них внимание при проверке.

9.В конце учебного года проводится итоговая диагностика функциональных навыков учеников..  Работа проведена успешно, если ученики умеют: рассуждать; строить программу эксперимента; анализировать все условия задания; работать с текстом задания, в том числе отбирать содержание, необходимое для работы, и отсекать ненужную информацию; формулировать задачу без лишней информации и т. д.
10.Обсудите на педагогическом совете, какие мероприятия провести, чтобы улучшить показатели развития функциональной грамотности в школе. На основе предложений сформируйте план по формированию функциональной грамотности на следующий учебный год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"

Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство  учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся  на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...

Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников

Презентация выступления по вопросу организации содержания образования в контексте  развития функциональной грамотности школьников.  Определение основных требований ФГОС к формированию ФГ шко...

Тема педагогического совета: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».

Сценарий педагогического совета, основная цель педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях о...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Презентация "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведом...