Эссе "Такая профессия"
статья

Баранникова Ирина Михайловна

Мне хотелось бы рассказать о замечательном учителе- краеведе, который учит  таким важным понятиям, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « патриотизм», ведь не секрет, что  сегодня заметна  постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sled_na_ilimskoy_zemle.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

След на Илимской земле

Разные бывают учителя. Одни становятся учителями ради диплома, ради профессии, а другие, к счастью, становятся учителями «по жизни». Учитель хорош своими учениками. Чему научил, как воспитал, какие знания дал, с каким багажом отправил в большую жизнь, какой след оставил в памяти и в сердце – вот главные ориентиры состоявшейся учительской судьбы. Награды, регалии, конечно, характеризуют любого специалиста.

Валентина Ивановна Оглоблина- педагог МКОУ «Коршуновская СОШ», почётный работник народного образования, обладательница многих грамот и благодарственных писем от руководителей разного уровня. Но не это главное в её учительской судьбе. Главное – она учит детей любить малую Родину- этот маленький кусочек земли, который не всегда отыщешь на карте. А чтобы человек любил свою землю, хотел на ней работать, создавать и творить, его надо воспитывать, и воспитывать надо хорошими примерами.

         Мне хотелось бы рассказать о замечательном учителе- краеведе, который учит  таким важным понятиям, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « патриотизм», ведь не секрет, что  сегодня заметна  постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. .

Родилась Оглоблина В.И в 1952 году.  Родители Чурбанова Фаина Ивановна- ветеран Великой Отечественной войны, Иван Николаевич- труженик тыла. Именно от них она переняла чувство гражданственности, долга, патриотизма, ответственности.

 В 1976 году в Коршуновскую школу после окончания Томского государственного университета приехала молодая симпатичная учительница русского языка и литературы Чурбанова Валентина Ивановна. Ещё учась в школе, ей пророчили профессию учителя. И в нашем посёлке её сразу полюбили и взрослые и дети. Из воспоминаний Валентины Ивановны: «Будучи студенткой Томского государственного университета, я была очень   активной комсомолкой, участвовала в движении студенческих строительных отрядов и, как и многие  молодые люди 60-ых - 70-ых  годов,  мечтала попасть  на комсомольско-молодёжную стройку, чтобы оказаться в гуще больших дел, которые должны были дать  новую жизнь сибирскому краю. Особенно манил БАМ.  Именно комсомольская романтика привела меня, молодую выпускницу филологического факультета ТГУ, в Иркутскую область. На БАМ попасть не удалось – место работы была определена Коршуновская средняя школа.  Принимая меня на работу учителем русского языка и литературы, начальник  районного управления образования Данилов Геннадий Артемьевич сказал : «Не пожалеешь: посёлок хороший, школа замечательная. Главное – как сама себя зарекомендуешь. Всё будет зависеть от тебя». Это была «путёвка в жизнь».

         За 36 лет работы Валентина Ивановна учила школьников правде и справедливости, любви и терпению. Она прошла путь от простого учителя до директора школы. Здесь в посёлке молодой педагог нашла свою судьбу, вышла замуж за Оглоблина Виктора Александровича, родила и воспитала двоих детей.

«Духовное богатство безгранично, оно возвышает человека. Основой его является творческое горение. Надо зажечь этот огонек, поддерживать, раздувать всю жизнь…». Эти слова очень подходят к Валентине Ивановне. Много в нашей школе хороших учителей, но    Валентину Ивановну отличает самобытность, оригинальность мышления, нестандартные подходы к изучаемым темам, интересные методы и приёмы обучения. На вопрос : «Почему возник интерес  к  краеведению?», Валентина Ивановна рассказывает:

«Первыми были многочисленные родственники по линии мужа: Оглоблины  Александр Васильевич и Галина Прокопьевна, Перфильевы Александр Прокопьевич, Фаина Андреевна, Светлана Александровна, а также  их друзья: Перетолчины Василий Васильевич и Александра  Григорьевна, Романовы Алексей Михайлович и Татьяна Максимовна, Калошины Константин Семёнович и Евдокия Иннокентьевна. Все они – коренные илимчане, беспредельно влюблённые в родной край.  Сколько было воспоминаний о жизни на Илиме, о Нижнеилимске, о деревне Игнатьевой, о Нижнеилимской средней школе!  Слушая эти рассказы, я понимала, какая это богатая история, и так хотелось донести эти воспоминания до своих собственных детей и до учеников, чтобы  ничего не забылось, чтобы  молодёжь переняла  от старшего  поколения это трепетное  отношение к своей  малой родине. Несомненно,  важную  роль  в приобщении к краеведческой работе  сыграла, конечно же, литература. Это и «Илимская  пашня» В.Н.Шерстобоева, и  «Илимская пашня: время перемен»А.С. Бубнова, и, конечно же,  произведения Г.О.Куклина, Г.И.Замаратского, А.Т.Черемных  и других  писателей Приилимья. Эти произведения помогли больше узнать об истории, населении, природе, культуре Приилимья, о самобытных характерах илимчан. Возникало желание приобщить учеников к этому богатству, развить у них стремление к творчеству. А ещё прекрасным примером была работа коллег, педагогов Нижнеилимского района: Тараненко Фёдора Петровича, Романовой Галины Васильевны, Кузнецова Александра Дмитриевича, Букина Николая Александровича и других. Общение с ними, совместное участие в многочисленных семинарах, конкурсах, способствовали развитию педагогического мастерства, стимулировали к поиску интересных форм  краеведческой работы».

Курс  «Литература Восточной Сибири», который преподаёт учитель, интересен тем, что учащиеся уже в среднем звене знакомятся с культурой своих предков. Такие уроки Валентина Ивановна проводит в нетрадиционной форме: это и уроки- экскурсии, уроки- краеведческие экспедиции, уроки- концерты.  Будучи директором школы под её руководством был создан школьный краеведческий музей «Наследие». Сейчас ребята на уроках литературы с удовольствием общаются за чашкой чая в этнографическом уголке- комнате- музее «Русская изба». Так, рассказывая об особенностях жанра частушки, учитель использует краеведческий материал, используя частушки илимских старожилов. А как интересны уроки по творчеству писателей- земляков Распутина, Вампилова, Куклина, Замаратского. В октябре прошлого года наши старшеклассники заняли первое место в районном  конкурсе  чтецов, посвящённому Г.И. Замаратскому  . А чтобы мастерски исполнить сцены из повести Замаратского «Твой ход, Яверя», чтобы воплотиться в деревенских героев, почувствовать их настроение, надо зажечь ребят, надо вместе с ними перечитать страницы повести илимского писателя, помочь им погрузиться в атмосферу того времени. Это нашему учителю удалось!

  На уроках в старших классах  всегда интересно ребятам. Валентина Ивановна   приводит массу примеров не только из литературы, но и из жизненного опыта. В то же время заставляет думать, размышлять о жизни, о людях, ставя перед ними интересные проблемные задания. Решая такие проблемные задания, учащиеся учатся жить в современном мире, учатся преодолевать трудности жизни. Урок- встреча по теме «Музыкальное и изобразительное искусство Приилимья» проходил в сельской библиотеке, где учащиеся встретились со старожилами посёлка- творческим клубом «Сибирячка». Благодаря этой встрече, они приобщились к илимскому песенному искусству, увидели их глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, внимание к истории  родной земли и людей, живущих на этой земле.  На экскурсии в районном краеведческом музее учащиеся знакомятся с выставкой археологических раскопок на Илиме, а также с работой Рюпина «Макет Илимского острога».

Незабываемой для ребят стала краеведческая экспедиция в г. Братск. Экскурсия по Ангарской деревне делится как бы на два сектора. В эвенкийском секторе  познакомили с летними и зимними стойбищами наших предков, ребята узнали, что такое чум, увидели своими глазами поляну Шамана, где проходил обряд эвенкийского рода, обряд захоронения. В русском секторе находятся три избы: крестьянина- бедняка, крестьян среднего и высокого достатка. Здесь же  показали технику построения избы, орудия труда, предметы домашнего обихода. Очень понравился рассказ о народных праздниках, о быте, культуре, трудовых обрядах жителей ангарской деревни. Возвращаясь, ребята сделали остановки у памятника Илимским партизанам, на Илимском мосту, на речке Казачья. Это память, это наша илимская история.  

   Оглоблина В.И – современный учитель современной школы: знающий, думающий, творческий, бесконечно преданный своему делу, любящий свою родину и передающий эту любовь нам. Старшеклассники Коршуновской школы, заключили партнёрские отношения с Железногорской типографией « Поликом Плюс». Познакомившись с техникой издания газет и книг, им доверили издать один из номеров местной газеты «Красный Яр». А для того, чтобы сохранить историю нашей школы, с редакторами типографии они заключили договор на издание газеты «Большая перемена». Сейчас это итоги работы школы, наши успехи и неуспехи. А через несколько лет это будет летопись школы, которую с удовольствием будут читать выпускники, учителя, жители посёлка.

Работая директором школы, В.И. очень много сделала для того, чтобы создать хорошие условия  для  занятий краеведческой  работой: под руководством В.И. в школе была разработана  Программа развития школы «Школа сельской адаптации», в рамках которой  реализуется целевая программа «Моё село – мой дом родной», цель которой – формирование  нравственных и гражданских качеств, в том числе и посредством краеведческой работы. В.И. была инициатором создания в школе краеведческого музея, в котором сегодня хранятся бесценные экспонаты, рассказывающие об истории Илимского края, посёлка Коршуновский, школы, о ветеранах Великой Отечественной войны.  При непосредственном участии В.И. в школе были разработаны и реализованы  социально значимые проекты: «Сибирский характер», «Отечество моё -Илим», « Русская изба».

Работа учителя русского языка и литературы также позволила  Оглоблиной В.И. использовать разнообразные  формы  организации краеведческой работы: ученики Валентины Ивановны в  разные годы были участниками и победителями  конкурсов творческих работ по краеведению.

Валентина Ивановна является примером и для учащихся, и для родителей, потому что она педагог, искренне желающий для всех своих детей добра, по словам ее выпускников, «она человек, который не останавливается на достигнутом, не ищет легких путей, всегда двигается вперед».
Как она сама признается, учитель только тогда учитель, когда постоянно развивается, ищет что-то новое, когда он в курсе всех дел, касающихся образования.

Илимская  земля  стала для Валентины Ивановны  по-настоящему  родной, и за 40  лет жизни в нашем районе  у неё никогда не возникало  мысли   сменить место жительства, потому что здесь  у неё  всё, что  позволяет человеку чувствовать себя счастливым: семья, дом, любимая работа,  любовь учеников, уважение односельчан…

  Профессия педагога– одна из самых важных на земле. Общаясь с такими людьми, мы становимся добрее, умнее, чувственнее, они нам прививают эту любовь: любовь к матери, дому, к Илимской земле.  Пусть такой любви хватит на всех учеников !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...