Семинар по обмену педагогического опыта
консультация

Черных Ирина Геннадьевна

Тема: «Подготовка учащихся  к ОГЭ по обществознанию: формы, методы и приемы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка учащихся  к ОГЭ по обществознанию:

формы, методы и приемы»

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ № 16  Черных И.Г.

            Экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников, наивно думая, что это легкий предмет. Однако обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

          На протяжении многих лет мои ученики часто выбирают и  сдают ОГЭ по обществознанию. Мои выпускники успешно сдают экзамены.

        Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. Работу нужно начинать не в 9 классе, а буквально с начального курса преподавания обществознания,  то есть с 6 класса. Дети должны уметь работать самостоятельно, усваивать и добывать новую информацию.

        Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к ОГЭ. Главным условием для успешной сдачи является интерес ученика и  его мотивация.

         На чем строится моя работа по подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию:

         Предмет обществознания  для сдачи экзамена в форме ОГЭв 2022 году выбрали  64 обучающихся девятых классов. Для подготовки  учащихся 9-х классов к ОГЭ в начале учебного года был  составлен «План подготовки к ОГЭ учащихся 9-х классов». 

        Имеется рабочая   программа  внеурочной деятельности «Я и общество».       

Составлен  график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ.

         На первых консультациях  учащиеся  знакомятся  с формой проведения ОГЭ, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.

         Работа  в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков. Каждый новый раздел (тема) должна закрепляться тестовым контролем.

    При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к   государственной итоговой  аттестации:

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

5 этап –  работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний. Это  работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, методы визуализации.

        При подготовке к ОГЭ применяю различные формы и методы  работы.  Как наиболее эффективную, из методик в рамках системно-деятельностного подхода  мне хотелось бы остановиться на методике визуализация.

Психологи утверждают, что около 80 % людей визуалы, то есть воспринимают информацию визуально. Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры, интеллект-карта.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество примеров, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.

Визуализация – (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Другими словами, визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа.

Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учеников на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.

На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия учащихся направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.

Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку, но при этом не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.

Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.

«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика.

     Таким образом, в результате данной работы учащиеся  овладеют знаниями о различных  источниках информации и  нормативных документах.  Они  должны уметь работать с текстами,  приобрести  навыки  анализировать содержание, выделять главное, сопоставлять сведения  и делать выводы. Данные приемы и методы  способствуют  успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Обмен педагогическим опытом. Конспект по правилам дорожного движения "Светофор" во второй младшей группе

Организованная образовательная ситуация для детей второй младшей группы по ПДД...

Обмен педагогическим опытом

Классный час по теме «Из камня его гимнастерка…» https://educontest.net/ru/2553/Методические рекомендации для создания здоровьесберегающей среды урока-https://educontest.net/ru/2530 Классный час ...

Методический семинар "Описание передового педагогического опыта П.А.Гусевой"

Учитель русского языка и литературы МБОУ Виткуловская СШ П.А.Гусева делится своим педагогческим опытом об использовании современных технологий на уроках....

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...

Областной семинар по обмену педагогического опыта

Презентация по теме: «Подготовка учащихся  к ОГЭ по обществознанию: формы, методы и приемы»...