Активизация работы в школе по выявлению одаренных детей
статья

Тюрина Ольга Александровна

С целью поиска, поддержки, развития творческого потенциала одарённых детей в школе в октябре 2022 года было организовано проведение школьного этапа олимпиады по17 предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация работы в школе  по выявлению одаренных детей

     С целью поиска, поддержки, развития творческого потенциала одарённых детей в школе в октябре 2022 года было организовано проведение школьного этапа олимпиады по17 предметам. Олимпиада проводилась по общеобразовательным предметам в установленные сроки.   Имеющаяся в школе нормативно-правовая база достаточна для организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

     Школьная олимпиада является первым этапом всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.

     Основными целями и задачами олимпиады являются: создание необходимых условий для выявления и развития у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; активизация работы факультативов, элективных курсов и других форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися; оказание помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Своевременно разработанные  районными методическими объединениями  олимпиадные задания по всем предметам и ключи к ним создали условия для быстрой и качественной проверки работ и подведения итогов. Олимпиады проводились в школе и в филиалах. Жюри проверяли все работы в  школе. Отчеты, заявки  олимпиады  школьного уровня были отправлены в отдел образования.

Олимпиадные задания включали тесты, ответы на теоретические вопросы, требующие краткого ответа с обоснованием, задачи базового и повышенного уровня, направленные на проверку усвоения теоретического материала и навыков решения задач.

Все задания можно разделить на типы:

  • повышающие степень информированности по предмету (энциклопедичность),
  • направленные на определение степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация);
  • задания, связанные с применением новых знаний, способов деятельности на основе творческого поиска.    

На основании отчетов и предоставленных работ учащихся был составлен список победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников. Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаны победителями школьного этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.                                                             В школьном туре   участвовали 751 человек 5-11 классов (некоторые дети участвовали в 2-5 олимпиадах). Победителями и призерами стали 247 человек(победители-85, призеры-162) , что составляет 49,4% от общего количества участников олимпиады. Заявки на 246 человек, для участия в муниципальном этапе отправлены в отдел образования. Победителями и призерами в муниципальном этапе  олимпиады стали 91 человек (победители-37, призеры-54). Заявки на 52 человека для участия в региональном этапе отправлены в отдел образования.

    Анализируя результаты, следует сделать вывод:

1. Практически по всем предметам учащиеся показали невысокий уровень выполнения заданий. По астрономии учащиеся показали низкий уровень знаний-нет  победителей,  призеров. Что указывает на недостаточную работу педагогов-предметников по выявлению талантливых детей на уровне школы.

2. Необходимо мотивировать учащихся на изучение дополнительной литературы, целенаправленно работать в течение всего года.

К основным проблемам, выявленным при подготовке школьников к олимпиадам в этом учебном году, можно отнести следующие:

-сложный теоретический материал, требующий более глубоких знаний;

- учет возрастных и психологических особенностей учащихся при подготовке к проведению олимпиады (одни и те же дети участвуют в олимпиадах по нескольким предметам);

- скорость мыслительных процессов у детей не одинакова (одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие ориентированы на процесс длительного обдумывания и стрессовая ситуация, вызванная ограничением времени может ввести их в ступор);

Предложения:

  1. Обратить внимание учителей-предметников на слабые результаты школьных олимпиад .
  2. Руководителям всех школьных МО проанализировать результаты олимпиад, сделать выводы о состоянии работы с одаренными детьми. Руководителю школьного МО  вместе с учителем   астрономии  на МО выработать рекомендации по повышению качества данной работы и разработать конкретные рекомендации по подготовке учащихся к   школьной предметной олимпиаде по астрономии.
  3. Учителям-предметникам:
  1. 3.1. Особо уделить внимание победителям школьных олимпиад - повысить их олимпиадный уровень – для достойного участия в муниципальном этапе олимпиад.
  2. 3.2. Организовать коррекцию выявленных пробелов в знаниях и умениях учащихся на уроках и внеурочное время;
  3. 3.3. Организовать регулярную внеклассную работу с одарёнными детьми, направленную на подготовку к олимпиадам разного уровня.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модели выявления одаренных детей

предложены в тексте несколько моделей выявления одаренных детей. Разобрана подробно методика Каффа и Хаана....

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Оптимизация работы учителя ритмики по выявлению одаренности детей в хореографии.

Перед педагогом, работающим в современном образовательном учреждении и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Одаренность.Критерии выявления одаренных детей.

Одаренность-это качество, определяющее  возможность достижения  ребенком более высоких  результатов в одном  или  нескольких  видах  деятельности.Одаренный  реб...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....