Управленческий проект "Профессиональная перезагрузка"
проект

Скоренко Руслана Александровна

Проект направлен на создание организационно-управленческих, методических условий, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов на основе выявленных профессиональных затруднений через использование потенциала внутренних и внешних методических ресурсов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravl._proekt_professionalnaya_perezagruzka.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Управленческий проект

«Профессиональная перезагрузка»

                                                                                Разработчики проекта:

                                                                                Скоренко Р.А., методист

                                                                                Чупина М.И., методист

г.Надым, 2022

Управленческий проект

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА»

Наименование проекта

«Профессиональная перезагрузка»

Актуальность проекта/

нормативно-правовые основания для разработки проекта

Актуальность работы по формированию компетентностного профиля современного педагога обусловлена современными вызовами, которые определены в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование», в новом профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (от 22.09.2021), Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31.03.2022), Распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях и др.

Проблемное поле

     Современное дополнительное образование предъявляет конкретные требования к уровню профессиональных компетенций педагога: умеющий работать с разным контингентом детей, мобильно реагирующий на нововведения и запросы в образовании, владеющей актуальными и эффективными педагогическими технологиями... Зачастую не все педагоги быстро адаптируются к современным требованиям, что приводит к их «неуспешности» в профессиональной деятельности и снижению качества образования. Для выявления профессиональных проблем у педагогов Центра детского творчества и выстраивания дальнейшей стратегии по работе с их профессиональными затруднениями был проведен целый комплекс мероприятий: мониторинг, анкетирование, тестирование, внутренний контроль. Исследовались методическая, коррекционно-развивающая и ИКТ-компетенции. По данным диагностических исследований, у педагогов выявлены основные профессиональные дефициты по 3 компетенциям:

  • методическая компетенция: более 40% педагогов испытывают затруднения в подборе содержания программного материала, отвечающего современным реалиям и образовательным потребностям учащихся, направленного на формирование функциональной грамотности учащихся;
  • коррекционно-развивающая компетенция: у 60% педагогов возникают трудности в умении применять соответствующие технологии, методы и средства в работе с детьми ОВЗ;
  • ИКТ-компетенция: больше 50% педагогических работников  недостаточно используют информационные образовательные ресурсы для организации современной образовательной среды.

Цель проекта

Развитие профессиональных компетенций педагогов на основе выявленных профессиональных затруднений через использование потенциала внутренних и внешних методических ресурсов

Задачи проекта

1. Разработать и апробировать оптимальную модель управления профессиональным ростом педагога на основе профессиональных дефицитов.

2. Сформировать систему методических мероприятий и «активностей», направленных на устранение выявленных  профессиональных затруднений педагогов.

3. Организовать вовлечение педагогов в активную практикоориентированную деятельность.

4. Активизировать использование различных моделей наставничества (партнерское, реверсивное и флеш-наставничество) как эффективный ресурс устранения профессиональных дефицитов.

5. Эффективно использовать ресурсы внешней информационно-образовательной среды, в том числе цифровой (онлайн-платформы, КПК, педагогические сообщества).

Адресат проекта

Участниками проекта являются педагоги, испытывающие затруднения в профессиональной деятельности

Период/этапы реализации проекта

Проект реализуется с сентября 2022г. по август 2023г. Этапы реализации:

  • организационный этап (сентябрь - ноябрь 2022г.): выявление профессиональных затруднений педагогов, формирование  проблемных групп педагогов (на основе реестра затруднений), определение кураторов, наставников, разработка индивидуальных маршрутов развития педагогов;
  • практический этап (декабрь 2022г. - апрель 2023г.): реализация основных мероприятий проекта;
  • аналитический этап (май - август 2023г.): диагностика уровня профессиональных компетенций педагогов и анализ результатов, оценка эффективности мероприятий проекта, принятие управленческих решений по дальнейшей работе с затруднениями педагогов, содержательная корректировка проекта

Механизм реализации проекта/

ключевая идея

В рамках проекта работают 3 проблемные группы педагогов (на основе выявленных профессиональных затруднений):

  • «Современный ребенок - современное содержание образования» (по повышению уровня методической компетенции);
  • «Разные дети - разные подходы» (по повышению уровня коррекционно-развивающей компетенции);
  • «Педагог.ru» (по повышению уровня ИКТ-компетенции).

В каждой группе назначается ответственный куратор (методист, педагог-психолог). На каждого педагога на основе выявленных профессиональных затруднений разрабатываются индивидуальные маршруты развития, которые включают мероприятия по 3 модулям:

  • модуль «Эффективность». Включает  внутрикорпоративное обучение (практикоориентированные  мероприятия, «активности» по актуальным методическим кейсам, сформированным на основе выявленных дефицитов) и проведение локальных методических стримов (мобильное решение педагогических проблем на основе «стрим-технологии»);
  • модуль «Наставничество». Направлен на персонализацию решения педагогических проблем посредством технологии наставничества. Используются 3-х модели: партнерское («равный-равному»), реверсивное (младший по возрасту становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых технологий), флеш-наставничество (предоставление флеш-наставником опыта работы через одноразовые встречи или обсуждения);
  • модуль «Саморазвитие». В рамках модуля организуется самостоятельное повышение педагогом уровня профессиональных компетенций на основе ресурсов актуальных онлайн-платформ, КПК, вебинаров, конференций.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в использовании модульного принципа организации работы по развитию профессиональных компетенций педагогов. Педагог, у которого выявлены профессиональные затруднения (дефициты), становится участником практикоориентированных событий, методических «активностей» и иных мероприятий в рамках 3 модулей: «Эффективность», «Наставничество» и «Саморазвитие». Такой синергетический подход (использование различного спектра методических ресурсов каждого модуля для достижения максимального эффекта в решении профессиональных проблем) позволит точечно и персонализированно работать с индивидуальными затруднениями каждого педагога и обеспечит эффективное управление  его профессиональным ростом. Вместе с закрепленным наставником и куратором проблемной группы педагог формирует собственную траекторию профессионального развития (приложение 2).

Предполагаемые результаты

  • разработана и реализуется модель управления профессиональным ростом педагога на основе профессиональных дефицитов.
  • сформирована эффективная методическая среда, обеспечивающая решение педагогических проблем (профессиональных дефицитов) и направленная на развитие профессиональных компетенций;
  • педагоги вовлечены в активную практикоориентированную деятельность;
  • положительная динамика в устранении (минимизации) профессиональных затруднений педагогов;
  • эффективно используются методология наставничества и ресурсы внешней информационно-образовательной среды, в том числе цифровой;
  • у педагога в достаточной мере сформированы профессиональные компетенции, позволяющие успешно решать современные задачи дополнительного образования и обеспечивающие качество обучения

Критерии/

целевые

показатели  результативности реализации проекта

  • Количество разработанных методических кейсов по актуальным педагогическим затруднениям /не менее 3 кейсов в каждой проблемной группе;
  • Количество проведенных методических «активностей» (практикумы, хакатоны, стримы, мастер-классы, решение педагогических ситуаций и др.)/ не менее 2-х «активностей» в каждой проблемной группе;
  • Доля педагогов с профессиональными затруднениями, вовлеченных в мероприятия проекта/100%;
  • Доля педагогов с позитивной динамикой по устранению профессиональных дефицитов/ 100%;
  • Доля педагогов с профессиональными затруднениями, вовлеченных в систему наставничества/100%;
  • Доля педагогов с профессиональными затруднениями, прошедших КПК по актуальным направлениям/100%;
  • Удовлетворенность педагогов качеством мероприятий по устранению профессиональных затруднений/ не менее 85%

Ресурсное обеспечение проекта

Организационно-управленческие: разработка дорожной карты реализации проекта (приложение 1), издание распорядительной документации, назначение ответственных кураторов проблемных групп, осуществление управления, контроля, мониторинга, анализа и коррекции деятельности в рамках проекта.  

Кадровые: педагоги-наставники, педагог-психолог, методисты, управленческие работники.

Методические: ресурс методической службы Центра детского творчества: наставничество, внутрикорпоративное обучение, диагностические материалы, проблемные кейсы, методические рекомендации.

Внешний методический ресурс: мероприятия муниципальной методической службы, очно-заочные КПК на базе ЦНППМП РИРО, федеральный портал ДППО

Информационно-цифровые: ресурс обучающих онлайн-платформ (вебинары, КПК, конференции, видео-занятия и т.п.)

Мотивационный: материальная поддержка институциональных педагогов-наставников, нематериальная поддержка участников по итогам реализации проекта (грамоты, благодарственные письма)

Возможные риски

Компенсаторные мероприятия

Нежелание педагогов принимать существующие у них профессиональные затруднения и дефициты, низкая мотивация к профессиональной «перезагрузке»

Проведение индивидуальных консультаций, мотивационно-разъяснительных мероприятий (на основе диагностики и реестра затруднений)

Высокая учебная нагрузка педагогических работников

Рациональное перераспределение дополнительных должностных обязанностей, иной дополнительной нагрузки

Возможные ошибки при выборе механизмов реализации проекта

Корректировка хода реализации проекта, оперативное внесение изменений в его реализацию (на основе системного мониторинга и контроля реализации проекта)

Приложение 1

Дорожная карта реализации проекта

«Профессиональная перезагрузка»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Предполагаемый результат

Организационный этап (сентябрь - ноябрь 2022г.)

1

Проведение диагностических мероприятий по определению уровня сформированности профессиональных компетенций (методической, технологической, коррекционно-развивающей и ИКТ-компетенций), выявление профессиональных затруднений

Сентябрь 2022

Педагог-психолог, методисты

Формирование проблемных групп педагогов на основе реестра затруднений

2

Определение кураторов проблемных групп, наставников

Сентябрь - октябрь 2022

Заместитель  директора

Приказ, формирование наставнических диад/триад

3

Организация установочных встреч (мероприятий) всех участников проекта (члены проблемных групп, кураторы, наставники)

Ноябрь 2022

Кураторы и наставники

Разработка индивидуальных маршрутов развития на основе выявленных профессиональных затруднений

4

Подбор и разработка практических материалов (кейсы, ситуации, практикумы, хакатоны, мастер-классы) для реализации мероприятий практического этапа проекта

октябрь - ноябрь 2022

Заместители директора по УВР, методисты, педагог-психолог

Пакет практических материалов, направленных на устранение профессиональных затруднений педагогов

5

Формирование #КП КПК (карта предложений по актуальным КПК в соответствии с тематикой 3-х проблемных групп)

Сентябрь - ноябрь 2022

Методисты

Карта предложений КПК

6

Поиск социальных партнеров для обмена опытом (лучшие практики наставничества по устранению профессиональных затруднений) в учреждениях дополнительного образования ЯНАО

Сентябрь - ноябрь 2022

Заместители директора по УВР, методисты

Установление сотрудничества, использование опыта партнеров для достижения оптимальных результатов по минимизации проф. затруднений педагогов

Практический этап (декабрь 2022г. - апрель 2023г.)

Модуль «Эффективность»

1

Проведение мотивационного тренинга «Профессиональный рост педагога»

Декабрь 2022

Педагог-психолог, методисты

Принятие существующих профессиональных затруднений, мотивация на их решение

2

Организация и проведение семинаров-практикумов, педагогических хакатонов, решение проблемных кейсов, педагогических ситуаций по направлениям 3-х проблемных групп:

  • «Современный ребенок - современное содержание образования»

  • «Разные дети - разные подходы»

  • «Педагог.ru»

Декабрь 2022, февраль, апрель 2023

Куратор 1-ой группы

Эффективное использование педагогами  актуальных технологий и подходов для конструирования современного занятия

Куратор 2-ой группы

Умение педагогами использовать соответствующие технологии, средства и методы работы с детьми с ОВЗ

Куратор 3-ей группы

Повышение «цифровой» компетенции педагогов

3

Проведение ситуативных методических стримов (онлайн, офлайн-формат)

По необходимости

Методисты, педагог-психолог

Мобильное решение педагогических проблем

4

Тренинг «Ресурсы профессионального роста»

Апрель 2023

Педагог-психолог, методисты

Личностный и профессиональный рост педагога

Модуль «Наставничество»

1

Коуч-встречи наставников и наставляемых

В соответствии с индивидуальным маршрутом педагога

  наставники, заместители директора по УВР

Решение конкретных профессиональных затруднений, развитие практических навыков

2

Организация и проведение наставниками мастер-классов по решению профессиональных затруднений (по направлениям 3-х проблемных групп)

3

«Стажировка» на месте (проведение занятия наставляемым совместно с наставником или под его руководством)

Модуль «Саморазвитие»

1

Формирование педагогом индивидуальной траектории саморазвития на основе #КП КПК (карта предложений по актуальным КПК на базе ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»,  едином федеральном портале ДППО, онлайн-ресурсы, обучающие курсы от ЯНдекс и др. в соответствии с тематикой 3-х проблемных групп)

Декабрь 2022

Педагоги, кураторы групп

Повышение профессиональных компетенций педагогов

2

Участие в вебинарах, конференциях, педагогических онлайн-сообществах (в том числе использование ресурсов сообществ «Тьютор - тьютору», «Обучение педагогов и повышение квалификации» в Telegram)

Декабрь 2022  - апрель 2023

Аналитический этап (май - август 2023г.)

1

Диагностика сформированности профессиональных компетенций (методической, коррекционно-развивающей и ИКТ-компетенций)  с целью выявления динамики по устранению/минимизации профессиональных затруднений педагогов

Май 2023

Методисты, психолог

Положительная динамика в устранении/минимизации профессиональных дефицитов педагогов, выявление устойчивых неустраненных затруднений

2

Разработка дополнительных мер (мероприятий) по дальнейшей работе с педагогами на основе выявленных устойчивых неустраненных затруднений

Июнь - июль 2023

Методисты, заместители директора по УВР

План мероприятий

3

Мониторинг эффективности реализации проекта по достижению целевых показателей. Проблемный анализ.

Июль-август 2023

Заместители директора по УВР

Внесение корректив (при необходимости) в проект. Перевод проекта в режим функционирования

4

Выявление и формирование лучших практик наставничества педагогов

Июль-август 2023

Заместители директора по УВР

Размещение практик наставничества на информационной платформе «Наставники Ямала»

Приложение 2

Индивидуальный план развития педагога

(на основе профессиональных затруднений)

Проблемная группа (название) ____________________________________________________________________________

ФИО педагога       _______________________________________________________________________________________

ФИО наставника   _______________________________________________________________________________________

ФИО куратора проблемной группы ________________________________________________________________________

Профессиональные затруднения (дефициты)

Мероприятия

Сроки

Формат

Результат

Модуль «Эффективность»

1

2

Модуль «Наставничество»

1

2

Модуль «Саморазвитие»

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура. ПЕРЕЗАГРУЗКА.

Физическая культура - это часть общей человеческой культуры, это совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования человека....

Классный час для 9А класса по теме «Жизнь – не игра, перезагрузки не будет»

Классный час для 9А класса по теме «Жизнь – не игра, перезагрузки не будет»...

Классный час "Жизнь не игра - перезагрузки не будет"

Материал классного часа пропагандирует здоровый образ жизни, формирует позитивное отношение подростков к обществу....

«Жизнь – не игра, перезагрузки не будет»

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика подросткового суицида,сокращение его случаев....

Система классных часов "Перезагрузка"

Основная идея - не заставлять и не давить на подростка, а помочь ему стать самим собой...

Психологическая перезагрузка в период повышенного цифрового стресса

Сложно представить жизнь в современном мире без компьютеров, смартфонов, планшетов и других медиа устройств. Мы получаем сообщения, отвечаем на звонки, читаем новости, следим за постами в социальных с...

Игровая досуговая программа "Новогодняя перезагрузка"

В условиях внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь, современные дети с малых лет оказываются погруженными в интернет пространство, их взаимодействие со сверстниками сводится к общению через...