Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ
методическая разработка

Скоренко Руслана Александровна

Данные методические рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242) и учитывают требования к разработке структуры и содержания современных программ дополнительного образования, в том числе адаптированных программ. Рекомендации помогут педагогам дополнительного образования в разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ, систематизировать деятельность по наполнению основных структурных элементов программы: пояснительная записка, учебный план, содержание программы, методическое обеспечение, список литературы, глоссарий, календарный учебный график.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО:

на заседании Методического совета

протокол №5  от 21.01.2023г.

        


                     

Методические рекомендации по разработке

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ

Разработчики:

Скоренко Руслана Александровна,              

методист

Чупина Мария Ильинична,

методист

г. Надым, 2023

Данные методические рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242) и учитывают требования к разработке структуры и содержания современных программ дополнительного образования, в том числе адаптированных программ.

Рекомендации помогут педагогам дополнительного образования в разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих (разноуровневых) программ, систематизировать деятельность по наполнению основных структурных элементов программы: пояснительная записка, учебный план, содержание программы, методическое обеспечение, список литературы, глоссарий, календарный учебный график.

ОБРАЗЕЦ

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

______________ Л.В. Орлова

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол №    от       г.

Председатель ПС

_____________ Л.В. Орлова

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

__________________  направленности

«НАЗВАНИЕ»

(стартовый, базовый, продвинутый уровень)

Возраст учащихся: 00-00 лет

Срок реализации программы:1 год

Автор программы:

ФИО,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 20___

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение.

Направленность программы «Название» - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, социально-гуманитарная. Программа направлена на формирование…...

Дополнительная общеразвивающая программа «Название» разработана в соответствии с:

  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (ДЛЯ АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ).
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (ДЛЯ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ);
  • Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования Надымский район» от 10.08.2020 №434 (с изменениями от 16.02.2021 №88-пк);
  • Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк).

Уровень освоения содержания программы: (стартовый, базовый, продвинутый).

Актуальность программы – (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени).

Новизна программы: (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое; новшество для данной образовательной организации; новшество только для данного педагога. Новизна в интеграции каких-либо областей науки, искусства, направлений. Новизна в использовании технологий, подходов, методик, приемов работы, формах реализации).

Отличительные особенности программы: (основные идеи, особенности, отличающие программу от существующих. Отличия могут быть в постановке задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий и т.п.).

Педагогическая целесообразность: обоснование педагогических приемов, форм, средств и методов образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы, дополнительного образования детей. Отражение условий для социального, культурного, личностного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности учащегося.

Цель программы: должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Задачи:

Образовательные (программные): формирование определенных знаний, умений, навыков, компетенций учащихся, развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность. 

Метапредметные: формирование способов деятельности, используемые в практической деятельности, реальных жизненных ситуациях, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков самостоятельного поиска знаний, формирование мотивации к определенному виду деятельности и т.п.

Личностные: формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, ценностные ориентации и т.п.         

(Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами).

Планируемые результаты реализации программы

Образовательные результаты (прописать по каждому году обучения, взять из содержания):

-понимают:

-умеют:    

-владеют: 

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Адресат программы: программа адресована детям от… до… лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 0 год, количество учебных часов по программе – 000, в том числе предусмотрено 00 часа теоретических занятий и 00 часа практических занятий.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 00 мин. Перерыв между учебными занятиями - 00 минут. Занятия проводятся 0 раза в неделю по 0 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующих СанПиН.

Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие; принимаются дети, имеющие медицинское заключение (для программ физкультурно-спортивной направленности).

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы контроля и аттестации

 (ДЛЯ ПРОГРАММ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ 1, 2, 3 года)

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

  • начальный контроль – в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: практическое задание, опрос; наблюдение, анализ, оценивание.
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря в форме, с 12 по 19 мая. Формы и методы: конкурс, выступление, выставка, соревнование, презентация проектов, квест, викторина, творческий показ, игра, хакатон, технический зачет (музыка, танцы); наблюдение, собеседование, оценивание, анализ творческих, практических работ и проектов, самооценка, взаимоконтроль и др.
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Формы – творческий экзамен, выставка творческих работ, защита проекта, отчетный концерт, соревнование, спектакль и т.д.

       Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

(ДЛЯ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ – 24, 36, 48 ЧАСОВ)

Виды контроля по определению уровня и качества сформированности программных умений и навыков:

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы (на первом занятии). Формы и методы контроля: практическое задание, опрос; наблюдение, анализ, оценивание.
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы (на последнем занятии).

        Формы – конкурс, выступление, выставка, соревнование, презентация проектов, квест, викторина, творческий показ, игра, хакатон, технический зачет (музыка, танцы); наблюдение, анализ творческих, практических работ и проектов, оценивание и др.

        

Оценочные материалы

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.

Виды контроля/

аттестации

Наименование

оценочных средств

Предмет оценивания

Критерии оценивания

Начальный контроль

Из примерного перечня выбрать одно оценочное средство с учетом специфики программы, изученного раздела (модуля, темы) и в соответствии с видом контроля/ аттестации  

………………

Указать, что является предметом оценивания в рамках данного вида контроля

/аттестации

Указать конкретно, что оценивается (по теории, практике, творческим навыкам, мотивации) с учетом специфики оценочного средства и в рамках данного вида контроля/аттестации

Промежуточная аттестация

Из примерного перечня выбрать одно оценочное средство с учетом специфики программы, изученного раздела (модуля, темы) и в соответствии с видом контроля/ аттестации  

Практическая работа

Рисунок

Танец

Тест

Проект

Кейс

Круглый стол

Ролевая игра

Дискуссия

Викторина

Видеоролик

Сценарий

Концерт

Музыкальный номер

Соревнование

Квест

Творческая работа (поделка)

Театральная постановка

Диагностика

Указать, что оценивается в рамках данного вида контроля/

аттестации

- теоретические знания

- практические умения, навыки, компетенции

- творческие навыки (креативность)

Указать конкретно, что оценивается

Например:

- знание методов сборки модели

- знание композиции рисунка..

- знание техники безопасности, работы с инструментами

- владение навыками сборки, составления схемы, чертежа….

- умение составлять сценарий по заданной теме

- владение графическим редактором….

- выполнение элементов пластического и акробатического танцев в соответствии с выбранной танцевальной композицией

- техника исполнения движений танца

………………….

Аттестация по завершении реализации программы

Из примерного перечня выбрать одно оценочное средство с учетом специфики программы, изученного раздела (модуля, темы) и в соответствии с видом контроля/ аттестации  

……………..

Указать, что оценивается в рамках данного вида контроля/аттестации

Указать конкретно, что оценивается

Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

- высокий – от 4,6 до 5,0

- средний от 3,6 до 4,5

- низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Низкий уровень -  учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

        Материально-техническое обеспечение (описать в соответствии с программой):

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • музыкальный центр;
  • оборудование для практических работ;
  • доска – 1 шт. и т.д.

        Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

        Методическое и дидактическое обеспечение (описать в соответствии с программой):

  • методические разработки, планы-конспекты занятий, рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • развивающие и диагностические процедуры: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
  • дидактические материалы: графические и динамические схемы, таблицы, модели – схемы;
  • видео-фотокаталоги: СD-диск, репродукции;
  • каталоги;
  • научно-популярные журналы и т.д.

Воспитательная деятельность

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т.д.

Указать мероприятия профориентационной направленности, формирующие интерес учащихся к профессиям, знакомство с ними и т.п.

Указать мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

Работа с родителями включает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • профилактические беседы;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
  • совместные воспитательные мероприятия;

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, музеев.

(Каждый педагог указывает свои формы деятельности в соответствии с содержанием программы)

2. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

(зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.)

3. Содержание программы

Содержание программы должно соответствовать актуальности, цели и задачам программы, современным тенденциям развития дополнительного образования. Содержание рекомендуется отражать через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Пример:

Раздел 1 «…»

Тема №__ «…»

Теория. Основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания.

Практика. Час речевого этикета «Сила слова». Проигрывание коммуникативных ситуаций. Рефлексия.

Форма подведения итогов: наблюдение, опрос, зачет, творческая работа и др.

4. Методическое обеспечение

Указываются формы, методы, технологии, используемые в рамках программы. Описывается специфика (особенности) проведения занятий, структура занятий (при необходимости.

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология

образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

(Каждый педагог расписывает свои формы и методы в соответствии с содержанием программы)

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; (расписать самостоятельно в соответствии с программой)

- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

5. Список литературы.

- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

- литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

6. Глоссарий (словарь терминов и понятий)

7. Календарный учебный график

– это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:

- количество учебных недель,

- количество учебных дней,

- продолжительность каникул,

- даты начала и окончания учебных периодов/этапов

Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по программе.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 20__/20__ учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе

……………………………. направленности «……………………» (………………уровень)

          Педагог - …………………

Год

обучения/

№ группы

Дата начала обучения по программе (по расписанию)

Дата окончания обучения по программе (по расписанию)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Примечание

1 год

Группа 1а

…. зан./

… ч.

2 год

Группа 2а

3 год

Группа 3а

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 31 мая

Каникулы – с 01 июня по 31 августа

п/п

Месяц

Дата

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

     Тема

занятия

Место

проведения

   Формы и методы

контроля/

аттестации

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 31 мая, количество учебных недель – 36

Каникулы – с 31 мая по 31 августа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа «Начальное техническое моделирование «Конструкторы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа«Начальное техническое моделирование  «Конструкторы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...

Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)

Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...