Доклад "Дистанционное обучение в средней школе"
статья

Зоя Викторовна Панькова

Выделены   основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_distantsionnoe_obuchenie_v_sredney_shkole.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Дистанционное обучение

          Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение -  это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

  • возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
  • проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
  • возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
  • обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
  • создание эффективного образовательного пространства;
  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
  • повышение качества образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
  • возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
  • обеспечение возможности получения дополнительного образования;
  • возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
  • получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

  • средства диагностики;
  • планирование результатов обучения;
  • критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
  • набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
  • самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

  • достичь запланированных результатов обучения;
  • изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

Задачи учителя:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
  • разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
  • оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.  

Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

  1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
  2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
  3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
  4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

При использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:

  • наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;
  • применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;
  • обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;
  • разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

    Я выбрала тему  «Дистанционное обучение». Составила индивидуальный образовательный маршрут, где определила образовательный задачи, задачи на предстоящий период, профессиональные дефециты, действия, мероприятия по реализации образовательных задач, Примерное время, разбитое по этапам, форма предъявления результата.

       За период я изучила материал на ведущем образовательном портале  России «Инфоурок»: https://infourok.ru/ispolzovanie-novyh- tehnologij-v-distancionnom-obuchenii-4319729.html, просмотрела  литературу (федеральный научно-методический журнал (методист), «мастер-класс» - ссылка: metobraz.ru). Прошла курсы повышения квалификации на ООО «Инфоурок»  по теме «Дистанционное обучение как современный формат преподавания»

         Был проведен открытый урок  в 7 классе по теме «Частица как часть речи»

Zoom - это платформа для проведения интернет-занятий и конференций. Во всем мире многие преподаватели и учащиеся используют ее для дистанционного обучения.  Благодаря своим функциональным особенностям,  Zoom даёт учителям  возможность проводить урок эффективно.

      Мой небольшой опыт проведения уроков в Zoom показал, что можно провести урок для большинства  учащихся класса, а из опыта других учителей школ и у всего класса. Все участники конференции могут видеть друг друга и слышать одновременно. У организатора конференции (учителя) есть функция «отключить звук у всех участников». При использовании данной «кнопки» говорить сможет только организатор (учитель), у остальных же участников (учеников) микрофоны будут отключены. Включить их самостоятельно ученики не смогут.

      Zoom даёт возможность организатору конференции демонстрировать экран компьютера/ноутбука. Учитель может показывать и пояснять, например, свои презентации, видеоуроки, открывать наглядные пособия, любые текстовые документы. Всё это будет отражаться у каждого участника конференции. Право на демонстрацию экрана можно передать любому другому участнику, это позволит ученикам показывать свои работы.

А ещё в Zoom есть функция доски, собственно, что делает процесс обучения максимально приближенным к привычному обучению в школе.

    Всё это конечно прекрасно и хорошо. Но есть и определённые минусы.  Не каждый учащийся нашей школы, а особенно начальной самостоятельно не сможет пользоваться этой платформой. Это дополнительная нагрузка на родителей ученика, которым нужно зарегистрироваться, принимать ссылки и обязательно присутствовать на уроках.  Не у всех родителей, детей в классе есть телефоны, на которые можно скачать эту платформу, нет компьютеров, ноутбуков. Поэтому такое дистанционное обучение не приветствуется ни родителями, ни учениками. Но пробовать проводить уроки в таком режиме можно и нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Дистанционное обучение в средней школе

Дистанционное обучение является новым образовательным стандартом, появившимся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в школьном обучении. В этой статье отмечены : факторы,...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе...