Современный урок: требования и нормативы
статья
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умений и моральной культуры. Все самое важное и главное для ученика совершается на уроке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Современный урок: требования и нормативы» (слайд 1)
Слайд 2. Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы.
Изменений и проблем очень много и решать их нам – участникам учебно-воспитательного процесса.
Слайд 3. Важнейшим фактором управления образовательным процессом, который связывает в единое целое всю систему работы школы, является МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью оперативно использовать новые методики, приемы, формы обучения и воспитания, которые бы работали на развитие школы, ее завтрашний день.
Слайд 4. При планировании методической работы в нашей школе мы тоже стремимся отобрать те формы, которые реально позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Это:
- тематические педагогические советы;
- методические совещания;
- школьное методическое объединение;
- работа учителей по самообразованию;
- методические дни;
- предметные недели;
- творческие группы по внедрению инновационных технологий;
- круглые столы;
- творческие отчеты школьных методических объединений;
- открытые заседания методических объединений;
- теоретические семинары, семинары-практикумы;
- педагогический мониторинг;
- научное общество учащихся;
- аттестация учителей;
- повышение квалификации через курсовую подготовку и др.
«Инновации, технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что мы сегодня применить готовы?
Ведь в школу приходит новое поколение, новые стандарты и новые решения.
Только нам это предстоит решать, что на уроке по новому стандарту применять».
Слайд 5. Безусловно, современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении и развитии педагогов и учащихся. В течение учебного года мы посещаем большое количество уроков. Эта работа чрезвычайно важна для директора, заместителей директора, на которых возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения, воспитания и развития учащихся.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Исходя из требований времени, поменялся, конечно, подход к современному уроку. Современный урок – это значит новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором учитель работает вместе с учащимися, сотрудничает, направляет их, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы.
Слайд 6. 1.Главное, это то, что от знаниевой модели мы перешли деятельностной. Всем известна притча о мудреце, который вместо того, чтобы накормить голодного рыбой, дал ему удочку. Если раньше мы на блюдечке преподносили детям знания, как фрукты, то сейчас, мы учим их добывать знания.
2.Поменялась и роль учителя. Теперь он не солист, а режиссёр, он организовывает работу на уроке и координирует самостоятельную деятельность учащихся
3.Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
4.Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
5.Организация Единого государственного экзамена также стала важным событием для всей системы образования. Она предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
И всё же у многих педагогов современные уроки вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. А чем отличается традиционный урок от современного урока по новым стандартам?
ПРАКТИКА 1.
Слайд 7-9. Я предлагаю поработать в группах, вспомнить отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
ПРАКТИКА 2.
Слайд 10-11. Современный урок должен отражать классическую структуру урока на фоне активного применения собственных творческих наработок.
Я предлагаю снова поработать в группах, вам необходимо будет сопоставить части современного урока с точки зрения его структуры.
Урок современного типа
|
1. Самоопределение деятельности. ( Орг. момент) |
2.Актуализация опорных знаний. |
3.Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) |
4.Открытие новых знаний. |
5.Первичное закрепление. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. |
7.Включение нового знания в систему знаний (повторение). |
8.Рефлексия деятельности. |
В структуре любого урока выделяют следующие элементы:
- Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
- Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
- Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
- Усвоение новых знаний и способов действий;
- Проверка понимания учащимися нового материала;
- Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
- Контроль, самопроверка, рефлексия;
- Поведение итогов урока;
- Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.
Данные структурные элементы в зависимости от цели, выбранных форм и методов могут быть изменены учителем.
ПРАКТИКА 3.
Слайд 12. Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели и попробуем подобрать к ним виды уроков.
1.Уроки открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа)
2.Урок рефлексии (Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.)
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) (Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.)
4. Урок развивающего контроля (Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.)
Слайд 13. Современный урок должен отвечать следующим требованиям:
- Урок должен быть хорошо организован от начала до конца.
- Деятельность педагога и обучающихся должна быть спланирована. Тема, цель и задачи урока должны быть четко обозначены. Решение поставленных задач также должно быть согласовано с целями и направлено на их достижение. Цели должны быть конкретными, понятными и достижимыми.
- Важно развивать сотрудничество не только учителя с учениками, но и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность обучающихся.
- Вывод обучающиеся должны делать сами.
- Соблюдать время сбережение и здоровьесбережение.
- Важно учитывать уровень и возможности, обучающихся, а также такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей.
- Должна быть запланирована обратная связь.
- Урок должен быть психологически комфортным и иметь результат.
Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения.
Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний.
Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, учителю тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Обеспечение качества образовательного процесса является основной целью деятельности управленческой команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь этого является урок. От того какого он качества напрямую зависит качество обучения. Поэтому посещение и анализ уроков – важнейшая составляющая управленческого аспекта. Для того, чтобы упорядочить и привести в систему посещение уроков необходимо правильно организовать этот процесс. При этом необходимо помнить, что посещение урока не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу учителя, отметить положительное в его работе и принять меры к устранению недостатков в образовательном процессе, или подготовить обмен опытом.
В нашем образовательном учреждении посещение уроков осуществляется в соответствии с Положением о посещении учебных занятий, планом внутришкольного контроля, в рамках проведения методических недель по заранее определенной теме, а также в рамках работы методических объединений.
Для фиксации хода урока нами используются таблицы и карты - схемы, что дает возможность провести качественный анализ урока.
Слайд 14.
Уважаемые коллеги, с урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умений и моральной культуры. Все самое важное и главное для ученика совершается на уроке. И если директор школы, его заместитель не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл.
Мы убеждены, чтобы обеспечить соответствие качества урока современным требованиям руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда «вечных»: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.
Известный педагог и публицист Симон Соловейчик говорил: «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком».
ПРАКТИКА №1.
Требования к уроку | Урок традиционного типа |
Объявление темы урока | |
Сообщение целей и задач | |
Планирование | |
Практическая деятельность учащихся | |
Осуществление контроля | |
Осуществление коррекции | |
Оценивание учащихся | |
Итог урока | |
Домашнее задание |
ПРАКТИКА №1.
Требования к уроку | Урок современного типа |
Объявление темы урока | |
Сообщение целей и задач | |
Планирование | |
Практическая деятельность учащихся | |
Осуществление контроля | |
Осуществление коррекции | |
Оценивание учащихся | |
Итог урока | |
Домашнее задание |
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему они должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
ПРАКТИКА №2.
Структура урока современного типа |
Самоопределение деятельности. (Орг. момент) |
Актуализация опорных знаний. |
Постановка проблемы (создание проблемной ситуации). |
Открытие новых знаний. |
Первичное закрепление. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. |
Включение нового знания в систему знаний (повторение). |
Рефлексия деятельности. |
ПРАКТИКА №3
Тип урока | Виды (формы) уроков |
Урок «открытия» новых знаний | |
Урок рефлексии | |
Урок обобщения и систематизации знаний | |
Урок контроля, оценки знаний |
Виды (форма) уроков | Виды (форма) уроков |
(Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа) | (Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа) |
(Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок) | (Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок) |
(Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование) | (Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование) |
(Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы) | (Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Современный урок: требования, технологии, результаты.
Современный урок: требования, технологии, результаты....

Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
Сертификат участника Всероссийской педагогической онлайн-конференции: «Современный урок: требования, технологии, анализ»
Сертификат участника Всероссийской педагогической онлайн-конференции: «Современный урок: требования, технологии, анализ»...

Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"
Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...