Главные вкладки

    Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
    статья по географии (9, 10, 11 класс) на тему

    Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать образование ведущим ресурсом современного развития.

    В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разрабо-таны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компе-тентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже при-няты стандарт и примерные программы для основной школы.

    Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: сформировать, развивать потребность в знании основных особенностей современного урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferentsiya_1.doc76 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   

    Гайворонская О.П., учитель

    ГБОУ СОШ№473 Калининского района

    Санкт-Петербурга

    Всероссийский семинар

    «Современный урок в контексте требований ФГОС»                                      

    Тема выступления

    Новые результаты образования как основа проектирования

     современного урока географии

    Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать образование ведущим ресурсом современного развития.

    В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разработаны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компетентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже приняты стандарт и примерные программы для основной школы.

            Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: сформировать, развивать потребность в знании основных особенностей современного урока.

    Традиции и новации школьной географии

            В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

            В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

            Все эти новации четко прослеживаются в новом ФГОС ООО, а требования нового стандарта нашли отражение в УМК нового поколения. Данные тенденции, несомненно, соответствуют духу времени.

    Какие же новации характерны для современной школы? Чем они отличаются от традиционного подхода к обучению географии? (см. табл.1)

    Таблица 1

    Традиции и новации школьной географии

    Традиции

    Новации

    Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

    География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин.

    Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч.

    Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

    Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

    Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель              ученик», коммуникативному, личностному общению.

    Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

    Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

    География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин.

    Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

    Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

    Преобладание работы в электронной  среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

    Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.

    Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.

            В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

    Сопоставление традиционного и компетентностного обучения географии

            Особенно явно отмеченные новации проявились в реализации компетентностного подхода (см. табл. 2).

    Таблица 2

    Сопоставление традиционного и компетентностного обучения

    Традиционное  обучение

    Компетентностное обучение

    Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий

    Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем

    Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса

    Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы

    Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками

    Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками

    Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию

    Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей

    Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями

    Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях

    Основной результат обучения: ЗУН, моральные ценности

    Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности

    Жизненный опыт формируется не систематически, за пределами учебного процесса

    Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент

    Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач

    Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач

    Оценивается накопленный багаж дидактических единиц

    Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях

    Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке»

    Школа готовит человека к решению жизненных проблем

    Школа учит человека полагаться на свою память

    Школа готовит человека  полагаться на свою самостоятельность

    Основное внимание в планировании процесса обучения уделено основным видам деятельности школьников, формированию и развитию у них географических компетенций. На всех этапах обучения широко используются ИКТ.

    Таким образом, мне представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами (Приложение 1).

    Заключение

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта, которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

    В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

    В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

    Литература

    1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

    2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.

    3. Примерные программы по учебным предметам. География 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.  (стандарты второго поколения).

    4. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в контексте требований ФГОС

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальны...

    Проект по программе «Реализация ФГОС на ступени основного общего образования» на тему: «Система оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО»

    Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ: Разработать систему оценки результатов предметного обучения в контексте требований ФГОС ООО. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧА 1. Провести анализ нормативных актов по введен...

    Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

    Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

    Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

    ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

    Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)

    Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь пров...

    Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

    Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...