Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)
статья по теме

Арламова Лариса Владимировна

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь проводить рефлексию, осуществлять самоконотроль и находить самостоятельно выходы из сложившихся нестандартных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_._kontrolnoy_funktsiib.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Арламова Л.В.,

учитель немецкого языка ГБОУ средняя школа № 1

Московского района

Санкт-Петербурга

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции

(в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)

Традиционная школа прежде была ориентирована на обучение и выпускала в жизнь человека обученного, квалифицированного исполнителя. Это неплохо, но современному информационному обществу необходим человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. А для принятия решений необходимо  уметь осуществлять и самоконтроль.

Таким образом, для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, (тем более, что информация очень быстро устаревает),  а важно уметь сразу использовать имеющуюся информацию и знания. Вовремя проведя рефлексию, осуществив самоконтроль, уметь находить выход из нестандартных ситуаций.

Какими средствами должна располагать школа для осуществления этих целей? Для этого необходимо сделать сравнительный анализ классического урока, соответствующего  стандартам первого поколения и современного урока в рамках ФГОС.

Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Но прежде чем идти дальше, необходимо уточнить предмет наших обсуждений.

Что такое урок и какова его современная структура в рамках ФГОС?

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Так что же такое урок?

Урок — это форма организации обучения группы учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

В соответствии с ведущей деятельностью различают следующие типы уроков:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2)  Уроки рефлексии;

3)  Уроки систематизации знаний;

4)   Уроки развивающего контроля.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

— учебная задача (цель, которую перед собой ставит ученик  - Чему? Зачем?)

— учебные действия (система существенных признаков понятия или алгоритм  - Как?)

— действия самооценки (определение правильности выполненного действия - Хорошо? Можно лучше?)

Действия самоконтроля — определение правильности выполненного действия - Правильно?)


Поэтому более подробно остановимся на
уроках развивающего самоконтроля.

Деятельностная цель: формирование и развитие  способностей учащихся к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий (литературных, математических, исторических и др.) и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, имеет следующую структуру. И одним из этапов урока является, как мы видим, самоконтроль :

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2-3 мин);

 2) этап актуализации и пробного учебного действия (5-7 мин);

 3) этап локализации индивидуальных затруднений (12-15 мин);

 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4-6 мин);

 5) этап реализации построенного проекта (7-8 мин);

 6) этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 мин);

 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7 мин);

 8) этап решения заданий творческого уровня (5-6 мин);

 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (2-3 мин).

И как любому другому типу урока уроку развивающего контроля соответствуют разнообразные формы урока:

  1. Урок-опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)
  2. Урок-письменный опрос
  3. Урок-зачет
  4. Урок-контрольная (самостоятельная) работа, тестирование .
  5. Урок-викторина
  6. Конкурсы  
  7. Смотр знаний  
  8. Защита творческих работ, проектов
  9. Творческий отчет  и др.

Если раньше функцию контроля за выполнением учащимися практической работы осуществлял только учитель, то теперь учащейся принимает активное участие в обсуждении правильности выполненного задания, применяя формы самоконтроля и взаимоконтроля.  Учитель в данной ситуации вступает в роли консультанта


Заключение: В любом виде деятельности необходимо осуществлять как рефлексию, так и самоконтроль для более качественного осмысления изученного материала. В свою очередь это даст возможность скорректировать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в контексте требований ФГОС

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальны...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (из опыта работы)

Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов....

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...


 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Полезный материал.