Современный урок в контексте требований ФГОС
статья на тему

Страхова Светлана Михайловна

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennyy_urok_v_kontekste_trebovaniy_fgos.zip853.8 КБ

Предварительный просмотр:

Страхова Светлана Михайловна, учитель химии, биологии

Доклад

«ТРЕБОВАНИЕ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В условиях обновления российского образования школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов.

(сл. 3)

Стандарт второго  поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но  и на метапредметные и личностные результаты. ФГОС ставит перед учителем задачу формирования и внедрения системно - деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Системно - деятельностный подход так же позволяет обучающимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные отсоответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

(сл. 4)

Урок –это логически законченный ,целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС педагогу необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.  ( сл. 5)

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения  осознает.

Примерная структура  типа урока  (сл. 6)

Требования к уроку ( сл. 7)

Если раньше  в традиционном уроке мы с вами составляли конспект урока, то с переходом на ФГОС это технологическая карта . ( сл. 8)

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Что представляет собой структура технологической карты урока, соответствующая требованиям ФГОС. Обратите внимание на (сл.9)

Включение обучающихся в деятельность является ключевым моментом в организации обучения в рамках деятельностного подхода, следовательно, основной задачей учителя становится создание условий, провоцирующих детское действие. Одним из способов организации таких условий является учебная ситуация. В учебной ситуации дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его,  совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

Предъявить противоречивые факты, теории;

Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

Пример заданий, которые могут стать учебной ситуацией: составь таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, составь алгоритм по определенному правилу.

Самоопределение к выполнению той или иной образовательной деятельности, наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам способность ученика проектировать предстоящую деятельность, осознание учеником того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  он при этом, позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Так что же для  нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, инициативность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"

доклад по теме: "Современный урок в контексте ФГОС"...

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Эта статья была опубликована во всероссийском Сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Воспитание т обучение теория, методика и практика" Чебоксары 2015 год...

Современный урок в контексте ФГОС.

Особенности и требования к уроку в контексте ФГОС...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....