Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.
    учебно-методический материал по технологии на тему

    Грачев Александр Николаевич

    Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx27.68 КБ
    Файл urok1.docx25.3 КБ
    Файл urok2.docx23.31 КБ
    Файл sasha.docx20.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока технологии, 4 класс     Учитель Грачев А.Н. 

    Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 

    Тип: урок - проект 

    Задачи: 

    - повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); 

    - познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином – лепкой слоями; 

    - познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику  «русская мозаика» 

    Планируемые результаты 

                       Предметные 

    - использовать приём смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков; 

    - объяснять способ создания изделия в технике мозаики; 

    - знать виды пластических материалов, их свойства;выполнять мозаику из пластилина; 

    - знать содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, русская мозаика, мастер по камню 

     

                                Метапредметные 

    - самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;проводить контроль,корректировку, рефлексию своих действий; 

    - оценивать свою деятельность в групповой и парной работе согласно критериям; 

    - находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики»; 

    - аргументировать свою точку зрения при работе в группе 

                                   Личностные 

    - с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве; 

    - проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельностьи; 

    - осознавать причины успехов и неудач в собственной деятельности; 

    - стремиться к творчеству и реализации собственных замыслов 

    Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» 

    Ресурсы урока 

    Для учителя: 

    - Рабочая программа. 

    - Пособие для учителей, с. 60-67. 

    -Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на группу). 

    - Таблица «Характеристика поделочных камней». 

    - Изображения различных полезных ископаемых и созданных из них предметов. 

    - Образцы мозаики, пластилин. 

    Для учащихся: 

    - Учебник, с.24-27. 

    - Рабочая тетрадь, с.18. 

    - Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета. 

    - Инструменты: стека 

    - Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук. 

    Ход урока 

                     Содержание деятельности учителя 

           Содержание деятельности обучающихся 

                Формируемые УУД 

    Актуализация необходимых знаний 

    - Вспомните, на какие группы можно разделить полезные ископаемые. 

    - Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий. 

    Вспоминают схему, выполненную на предыдущем 

     уроке, называют группы полезных ископаемых. 

    Повторяют формулировку учебной задачи. 

    Личностные УУД: 

    - проявлять интерес к  дальнейшему знакомству с полезными ископаемыми 

    Регулятивные УУД: 

    - формировать внутренний план действий 

     

     

     

    Мотивация познавательной деятельности 

    1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их использовании. Работа по учебнику, с.24. 

    - Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл. 

     (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из этих полудрагоценных камней). 

    - Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит. 

    (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней). 

     - Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из поделочных камней. 

    2. Исследовательская работа. Работа в группах. 

    Учащимся предлагается таблица с графами: поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы поделочных камней (яшма, лазурит, малахит). 

    - Для заполнения строчки «малахит» изучите информацию в учебнике, на с.25. 

     

     

     

     

    3. Вывод. 

    - Какое место занимают изделия из камня в нашей повседневной жизни? 

     

     

     

    Находят и отбирают информацию из текстов учебника и других источников о создании изделий из поделочных камней  и технике «русская мозаика». Объясняют новые понятия. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заполняют таблицу без последней строчки. Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о малахите. 

     

     

     

     

     

     

     

     

    Анализируют полученную информацию. Делают вывод. 

    Личностные УУД: 

    - проявлять интерес к созданию декоративных изделий из поделочных камней 

    - с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве 

    Коммуникативные УУД: 

    - вступать в диалог 

    Регулятивные УУД: 

    - вносить небходимые дополнения и коррективы 

     

     

     

     

     

     

    Личностные УУД: 

    - проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности 

    Регулятивные УУД: 

    - анализировать ход и способ действий 

    Коммуникативные УУД: 

    - интегрироваться в группу сверстников 

     

    Регулятивные УУД: 

    - аргументировать свою точку зрения 

                                                                                             Организация познавательной деятельности 

    1. Работа в группах. 

    - Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки. 

     

     

     

    2. Работа по учебнику. 

    - Каким способом нужно выполнить изделие? 

     

     

     

    - Какие материалы можно применить для создания мозаики? 

    - Мозаика из пластилина – новый для вас приём работы. Техника создания изделий из настоящего малахита называется « русская мозаика». 

     

    4. Составление плана работы над мозаикой. Работа в парах. 

    - Составьте план работы над мозаикой, первый этап назовите: поиск месторождений малахита. 

     

     

     

     

     

     

    - Какие из этапов, записанных на доске, можно воспроизвести в классе? 

    5. Организация работы по выполнению изделия. 

    - Прочитайте план работы над изделием «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника. 

     

     

    6. Руководство практической работой. 

    1) Выбрать пластилин. 

    2) От каждого бруска пластилина отрезать небольшой кусок при помощи стеки или нитки. 

    3) Раскатать отрезанные куски. 

    4) Сложить раскатанные пласты друг на друга. 

    5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы получился брусок. 

    6) Из полученного бруска нарезать тонкие пластинки, которые и станут деталями мозаики. 

    7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке коробки, а также друг к другу. 

    7. Организация работы в группах  над проектом выполнения изделий с помощью техники «русская мозаика». 

     

     

     

     

     

    Выбирают необходимую информацию с описанием шкатулки. Зачитывают отрывок. 

     

     

     

     

    Читают слова Ани о том, что будет выполнена имитация мрамора с использованием пластилина и техники «мозаика». 

     

    Вспоминают свои работы, называют материалы: крупы, бумага, камни, смальта. 

     

     

     

     

     

     

    Обсуждают и составляют план в парах: 

    1. Поиск месторождений малахита. 
    1. Добыча малахита. 
    1. Доставка в мастерскую. 
    1. Распиливание малахита на тонкие плитки. 
    1. Наклеивание плиток на материал. 
    1. Шлифовка и полировка. 

     

    Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно. 

     

    Изучают по учебнику план работы и слайды к нему, заполняют технологическую карту. 

     

     

     

    Овладевают технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Используют приёмы работы с пластилином. Выбирают материалы и инструменты для изготовления изделия. Выполняют соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков. 

     

     

     

    Применяют на практике алгоритм построения деятельности в проекте на основе текста учебника и технологической карты. Рационально используют материалы при выполнении имитации малахита.Составляют рассказ для презентации изделия. 

     

    Познавательные УУД (общеучебные): 

    - осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит освоению, а так же качество и уровень усвоения 

    Познавательные УУД (решение проблемы): 

    - формулировать проблему и решать её 

    Коммуникативные УУД: 

    - вступать в диалог 

    Регулятивные УУД: 

    - анализировать ход и способ действий 

     

     

     

    Личностные УУД: 

    - выстраивать образовательный маршрут 

    Регулятивные УУД: 

    - выполнять самооценку учебного задания 

    - Коммуникативные УУД: 

    - создавать устные высказывание 

     

     

     

    Познавательные УУД (логические): 

    - анализировать предстоящие действия 

     

    Личностные УУД: 

    - проявлять интерес к технике изготовления изделий «мозаика» 

    Регулятивные УУД: 

    - выполнять учебное действие, используя план 

     

     

     

     

     

    Коммуникативные УУД: 

    - строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины 

                                                                                                                                        Подведение итогов 

    1. Выставка работ и их анализ по критериям на с. 7 учебника. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Диагностика планируемых результатов. 

     

    - Что такое имитация? 

    - Как создаётся изделие из малахита? 

    - Какой способ работы с пластилином освоили? 

    - допишите предложение: Куски малахита распиливают на …, из которых подбирается … .Затем полученные … наклеиваются на … . 

           3. Домашнее задание. 

               - К следующему уроку подготовить сообщения  о профессиях слесаря, электрика, сварщика и наладчика электрооборудования. Дополнить «Словарик профессий» новым понятием мастер по камню. 

    Выступают с презентациями. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Отвечают на вопросы. 

     

     

     

     

     

     

     

     

    Записывают домашнее задание. 

    Личностные УУД: 

    - проявлять осознание успешности при освоении темы 

    Регулятивные УУД: 

    - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности 

    - оценивать результат собственной деятельности 

    Коммуникативные УУД: 

    - адекватно использовать речевые средства для представления результата 

     

     

     

    Познавательные УУД (общеучебные): 

    - рассказывать о приёме смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков 

    - рассказывать о технике «мозаика» 

     

    Познавательные УУД: 

    - вести поиск и выделять необходимую информацию 

    Личностные УУД: 

    - делать нравственный выбор и давать нравственную оценку 

    Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика» 

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                            Приложение  1 

                                             Таблица «Характеристика поделочных камней» 

     

                          Поделочный камень 

                                            Цвет 

                                       Изделия 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Разрыв страницы 

                                                                                                                                                                                                                           Приложение 2 

     

    Допишите предложение: 

     

              Куски малахита распиливают на    …                  , из которых подбирается            …            . 

    Затем полученные        …                    наклеиваются на            …                    . 

     

     

    Допишите предложение: 

     

              Куски малахита распиливают на    …                  , из которых подбирается            …            . 

    Затем полученные        …                    наклеиваются на            …                    . 

     

     

     



    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. учителя: Грачев А.Н. 

    Предмет: Технология 

    Класс:  2 Б 

    Дата: 8 сентября 2016 г. 

     

    Тема 

    Аппликация. Создание открытки. 

    Цель 

    Создать условия для развития творческих способностей путем создания открытки через формирование УУД 

    Задачи 

    способствовать запоминанию основной терминологии по теме «Аппликация» 

    способствовать обучению школьников умению планировать свою деятельность и работать в группе 

     

    УУД 

    Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться. 

    Регулятивные:  умение самостоятельно организовывать своё рабочее место; умение определять план выполнения заданий на уроке; умение оценивать выполненное задание по определённым параметрам.  

    Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении  поставленной  задачи;  умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом   учебной  ситуации. 

    Познавательные: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям.  

    Планируемые результаты 

    Предметные: дать представление, что такое открытка  и  её этапы  изготовления.  

    Личностные: умение принимать базовые ценности:  

    Метапредметные:  формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  учебные  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 

    Основные понятия 

    Аппликация ,открытка, квилинг, оригами, форма. 

    Межпредметные связи 

     С  изобразительным искусством  через  создания эскиза для изготовления деталей.  С литературным чтением  через развитие навыка чтения, …. 

    Ресурсы: 1. Основные 

    2. Дополнительные 

    1.лист плана работы, бланк ответов, основа открытки, детали для оформления, цветные карандаши, ручка, клей – карандаш. 

    2. Презентация. 

    Форма урока 

    Урок - проект 

    Технология 

    Технология проектного обучения 

     

     

     

     

     

    Технологическая карта урока 

    № п/п 

    Название этапа, цель 

    Деятельность учителя 

    Деятельность учащихся 

    Форма работы 

    Результат 

    Организация начала урока 

    Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности 

    Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: 

    -Здравствуйте, садитесь! 

    -Ребята, посмотрите на свои рабочие места и определите готовы ли вы к уроку? Соотнесите  и обсудите  в группе с перечнем который дан вам на слайде . Если вы готовы покажите мне.(Слайд1) 

    -Теперь я вижу что вы готовы и продолжаем нашу работу. 

     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. 

    (ребята приветствуют учителя, обсуждают, проверяют свои рабочие места , подают знак о готовности группы ) 

     

     

     

     

     

    Групп. 

    Формирование УУД: 

    (Р)волевая саморегуляция 

    Постановка цели и задач 

    Цель: согласовать цель и тему урока 

    1) Проводит параллель с ранее изученным материалом. 

     2) Подводит к цели урока. 

    3)Организует подводящий к теме диалогзатруднений и побуждает детей определить свою позицию. 

    -Давайте вспомним, что такое проект

    -Выскажите своё мнение товарищу по плечу. 

    -Что же такое проект расскажет мне 2 группа (слайд 2) 

     

     

    -Из каких этапов состоит проект? Перечислите их по порядку.( слайд 3 ) 

    -Внимательно просмотрите этапы и скажите на каком этапе мы остановились?  

    -Какую цель мы поставим перед собой на этом этапе проекта? 

    1)Формулируют тему и задачи урока. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (уч-ся высказывают свое мнение товарищу по плечу) 

     

     

    Ученики проговаривают 

    -Проект это : 

    Планирование 

    Изготовления 

    Изделия 

     

    ( ребята перечисляют ) 

     

    -Изготовление изделия. 

     

     

    -Мы должны приготовить изделие и его защитить. 

    Фронт. Индив. 

    пар 

    Формирование УУД:  

    (Р) самоконтроль: учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. 

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формированиемыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. 

     

    Основной 

    Цель: создание открытки 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Физкультминутка 

     

    1)Наблюдает,советует,направляет процесс анализа. 

    2)Помогает в обеспечении проекта. 

    3)мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого. 

     

    -Продолжим работать над изделием., но помним что наше изделие должно быть выполнено (слайд4 ) 

    Аккуратно 

    Красиво 

    Эстетично 

    Информативно  

    впоследующим  эти критерии понадобятся в оценивании  вашего проекта. 

    -Командиры групп распределите обязанности среди членов вашей группы и запишите их вЛист планирования и продвижения по заданию. 

    -Покажите свою готовность.( слайд 5

     

    - Приступили к выполнению изготовления изделия и подготовки защиты проекта,используем справочник и свои умения и навыки при работе с бумагой. Вспомните как нужно работать с клеем  

     

     

     

    -Встали, задвинули стульчики. Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос. 

    -Что такое аппликация? 

    -Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос. 

    -Что такое оригами? 

    -Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос 

    -Что такое квилинг? 

    -Молодцы! Сели! Знак тишины 

     

    1)Оформляют проект, изготавливают продукт. 

    2)Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполнения проекта 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (командиры распределяют обязанности и записывают ихлист планирования и продвижения по заданию), показывают свою готовность. 

     

    Ребята приступают к изготовлению изделия, используя справочник  и подручные средства. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Смешиваются,находят  себе пару. Замирают. В парах отвечают на вопрос.и т. д. 

    Групп. 

    Формирование УУД: 

    (Р)проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. 

    (П)умение находить и вычленять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. 

    (Л)умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям 

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения 

     

    Защита проекта 

    Цель: показать результативность выполнения работы 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1)Выступает в качестве эксперта. 

    2)Обобщает и резюмирует полученные результаты. 

    3)оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и д.р.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др. 

    -А теперь приступим к защите проекта. 

    1)Осуществляют защиту проекта. 

    2)Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач., умение планировать и осуществлять работу. 

     

     

     

     

     

     

    По группам защищают свой проект. 

     

    Групп. 

    Формирование УУД: 

    (Л) освоение личностного смысла учения, желания учиться 

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других 

    Оценка результатов и процесса проектной деятельности 

    Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности 

    Оценивает усилия учащихся, креативность ,использование источников, качество отчёта, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. 

     

     

    -Молодцы! Давайте похлопаем друг другу и оценим работу групп. 

    -обсудите в группах и оцените работу : (слайд 

    1 группы, (за свою группу не голосуем.) 

    -Возьмите смайлик и объясните почему вы имставите такую отметку 

    2 группы, (за свою группу не голосуем.) 

    -Возьмите смайлик и объясните почему вы им ставите такую отметку 

    3 группы, (за свою группу не голосуем.) 

    -Возьмите смайлик и объясните почему вы им ставите такую отметку 

     

    4 группы, (за свою группу не голосуем.) 

    -Возьмите смайлик и объясните почему вы им ставите такую отметку 

     

    -Молодцы! А теперь оцените себя, какую роль вы сыграли в этом проекте (слайд 6 ) 

     

     

     

    Осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе коллективного обсуждения; самоанализ;выступают в качестве эксперта для других групп 

     

    ( ребята по группам оценивают каждую группу кроме своей и высказывают своё мнение и т .д ) 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (обдумывают над своей оценкой обращая внимание на экран ) 

    Если узнали много нового, было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный  цвет. 

    Если иногда были трудности, сомнения,– жёлтый цвет. 

    Если не разобрались в теме, было не очень интересно –синий  цвет.  

     

    Групп. 

    Фронт. 

    Формирование УУД: 

    (Л) Умения оценивать себя на основе критерия успешности. 

    (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности 

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения 

     

     



    Предварительный просмотр:

    Урок по технологии. 2 Б класс  Тема урока: Народные промыслы (изделие: пейзаж «Деревня») 

    Учитель: Грачев А.Н. 

    Цель: создание рельефной картины. 

    Задачи

    • создать условия для освоения  техники рельефной картины, приёма получения новых оттенков пластилина;  
    • закрепления умения работать с пластилином и составлять тематическую композицию (деревенский пейзаж). 

    Планируемые результаты: 

    1. Предметные: 
    • Знать свойства, способы использования, виды пластилина, 
    • Работать в технике изготовления рельефной картины с использованием пластилина; 
    • Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз; 
    • Организовывать рабочее место;  
    • Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, 
    • Соблюдать пропорции при изображении перспективы, 
    • Составлять композицию в соответствии с тематикой; 
    • Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина; 
    1. Метапредметные 

    Познавательные УУД 

    • Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. 
    • Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 
    •  Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. 

    Коммуникативные УУД 

    • Формируем умение слушать и понимать других. 
    • Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
    • Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 
    • Умение работать в паре и в группе. 

    Регулятивные УУД 

    • Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 
    • Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 
    • Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 
    • Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

     

    1. Личностные 

    Личностные УУД 

    • Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

     

    Ресурсы урока: Рабочая программа,  

    Н.И. Роговцева и др. «Технология». Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс.  

    Оборудование: У учителя: изображение деревни, макеты построек деревни, различные виды пластилина, изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе. У учащихся: учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни. 

     

     

     

     

     

     

     

    Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению 

    Действия педагога 

    Действия обучающегося 

    1. Самоопределение к деятельности  

    Орг. момент 

    Учитель приветствует детей. Смотрит готовность к уроку. 

    - Добрый день, мои друзья! 
    Перед вами снова я. 
    Очень рада видеть всех. 
    Ждет сегодня вас успех. 
    А еще скажу я вам: 
    Улыбнитесь всем - всем нам. 
    Соберитесь, подтянитесь 
    И тихонечко садитесь. 

    Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. 

    2. Актуализация знаний, мотивация 

    Путешествуем во времени. 

    - На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. А вы помните, что народные промыслы зародились еще в древности, люди начали заниматься различными промыслами еще в то время, когда жили в деревнях? Сегодня мы отправимся в путешествие по деревне. 

    Электронное приложение к учебнику 

     

    - Какой материал использовался для строительства деревень? (Дерево.)  

    - Как называют дом в деревне? (Изба.)  

    - А какие еще постройки есть в деревне?» (Колодец, баня, сарай, амбар и т. д.) 

    - наблюдают и выделяют особенности изделий Хохломы, Дымково и Городца, 

    - осмысливают значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций 

    3. Постановка учебной задачи 

    - Сейчас мы создадим свою маленькую деревню, а для этого будем рисовать, причем не обычным способом, а пластилином. Рисование пластилином — это редкий способ создания изображения. Также нам предстоит использовать в работе элементы рельефа. 

    Электронное приложение к учебнику 

       

    - ориентируются на страницах учебника, находят необходимую информацию, 

     

    4. Решение учебной задачи 

     Анализ образца.      

    Выполняется с опорой на образцы и материал в учебнике на с. 33 

    – Откройте  учебник на с. 33, рассмотрите рисунки.  

    -  Какие материалы нам необходимы? 

    -  Какие инструменты будем использовать?  

    -  Назовите правила и приёмы работы с пластилином? 

    Электронное приложение к учебнику 

     

    - В чём особенность изображения (это выпуклое изображение), способы применения поделки.  

    - А как называется выпуклое изображение? (Рельеф.)  

    Различают несколько видов рельефов: барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема (показ рисунка); высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема (показ рисунка). 

    -  А где еще мы можем встретить рельеф? (В природе.)  

    - Что называют рельефом? (Неровность суши, дна океанов и морей.) (Показ рисунка.)  

    - Прочитайте в учебнике на странице 32, о чем вспомнила Аня.  

     

    - анализируют образец пейзажа, предложенного в учебнике и электронном приложении к учебнику, 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. 

    Первичное закрепление 

    (Применение алгоритма на практике) 

    Планирование. 

     Давайте обсудим план нашей работы.  

    - Прочитаем план работы в учебнике (с. 33) и сравним с приложением в учебнике. 

     

    Последовательность изготовления изделия 

    - Рассмотрим последовательность изготовления изделия. 

    - Видеофильм с электронного приложения к учебнику 

     

     

    - ориентируются на страницах учебника, находят необходимую информацию,  

    - самостоятельно составляют  план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия; 

     

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. 

    Самостоятельная работа. 

    1. Замысел: придумать композицию с использованием различных деревенских построек. 

     Учитель предлагает учащимся подумать, какие элементы можно использовать для создания композиции «Деревня», посмотреть на с. 33 учебника, какую композицию придумала Аня.  

    2. Разметка: нарисовать карандашом задуманный пейзаж на картоне так, чтобы его можно было раскрасить пластилином. Этот этап работы поможет развить у учащихся навыки самооценки и самоконтроля.  

    3. Подготовка отдельных деталей композиции из пластилина: вылепить детали различной формы, необходимые для работы, помня о правилах и приемах работы с пластилином, о его свойствах.  

    4. Нанесение пластилина на основу: перед нанесением пластилин размять, заполнить слоями пластилина участки с изображениями неба и земли при помощи приема растирания (нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками), выложить валиками заготовленные детали пейзажа в нужных местах. Важно развивать аккуратность, терпеливость и внимательность у учащихся. Учитель напоминает детям, что пластилин можно смешивать, как краски, для получения новых цветов. Для этого нужно взять кусочки разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать до получения однородного цвета (без прожилок и пятен цвета).  

    5. Оформление композиции: закончить композицию при помощи стеки, можно поместить поделку в рамочку 

     

    - используют умения работать с пластилином, 

    - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов, 

    - осваивают технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина, 

    - на основе анализа предложенного пейзажа создают собственный эскиз, 

    - используют при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, 

    - соблюдают пропорции при изображении перспективы, 

    - составляют композицию в соответствии с тематикой, 

    -создают новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина 

    - оформляют изделие 

     

    7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов 

    Диагностика достижений планируемых результатов:  

    - Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.)  

    - Чем он отличается от обычного изображения?» 

     

    Выполняют задания учебника (учителя). 

    Придумывают свои задания по изученной теме. 

    8. Оценка 

    Выставка работ 

    Критерии оценивания работ:  

    • аккуратность,  
    • тщательность,  
    • проявление творчества,  
    • использование приема смешивания пластилина,  
    • оригинальность композиции ииспользование приемов для создания деталей композиции. 

    Выполняют предложенную самостоятельную  работу. 

    Оценивают результаты, способы их достижения. 

    9. Итог занятий. Рефлексия деятельности 

    Дополнительные творческие задания:  

    - Подготовьте письменно ответ на вопрос: «Чем жизнь в деревне отличается от жизни в городе?» 

    Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). 

    Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. 

     

     



    Предварительный просмотр:

                                                                         Грачев А.Н., учитель технологии

                                                                         ГБОУ школа № 487 Выборгского района

                                                                         Санкт-Петербурга

    «Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера, мы украдем

    у детей завтра» Джон Дьюи

                     

      СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В             РАМКАХ ФГОС.

      Роль и место технологии в жизни общества, её социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисных состояний, образовательные технологические институты и системы, виды деятельности и процессы взаимодействия социальных общностей, включённых в сферу образования технологии – всё это изучается особой отраслью знания, которая получила название нового предмета образования – технология. Развитие учащихся, а не только передача определённых умений и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования. Из всей совокупности конкретных проблем образования на ведущее место государство ставит проблему его качества. В этом находит своё отражение внимание общества к различным аспектам качества – жизни, производства, труда, управления и т.д.  Современная система образования сталкивается с множеством проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Это вызов образованию, так как исторически все образовательные системы были созданы, чтобы подготовить молодых людей и интегрировать их в существующее общество. В структуре взаимосвязей элементов, выражающих системно–целостную природу качества жизни, качество образования как основа саморазвития имеет особое значение в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности общества в целом, отдельных социальных групп и личности. Технология – это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый мир. Использование новых технологий требует, чтобы население обладало определённым набором знаний и умений. Чтобы научить этим знаниями и умениями, приходиться модернизировать систему образования. В последние годы российское образование всё более интегрируется в мировое образовательное пространство. Одно из проявлений этого – введение в программу новой образовательной области «Технология». В развитии преподавания естественнонаучных дисциплин уже давно прослеживалась тенденция к сближению с практикой. В школе «Технология» представляет собой глубоко интегрированный пред мет, знания, основанные на межпредметные связи, и пути их реализации в современной жизни. Данный предмет ориентирован на творческое развитие учащихся не только в ходе изучения его содержания, но и при выполнении системы проектов под руководством учителей, формирование у учащихся качеств творчески работающих личностей, активно действующих и легко адаптирующихся в новых экономических, социальных условиях, в условиях будущей профессиональной деятельности. Инновационные тенденции развития системы образования. Современный урок в контексте реализации ФГОС в 1–4 классах осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту. Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях современной жизни. При изучение всех разделов следует подчёркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит, использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, с помощью ИКТ. Основная часть учебного материала, времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Программа включает в себя набор модулей, благодаря которым обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения: 1. Технология ручной обработки материалов. 2. Моделирование с основами художественной обработки материалов. 3. Элементы электротехники и электротехнические работы. 4. Культура дома. 5. Основы сельскохозяйственного труда на учебно–опытном участке. 6. Информационные технологии. 7. Творческий проект, технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки), культура дома. Предмет «Технология» необходим на начальном этапе образования.

    В школах «Технология» представляет собой интегрированный предмет, знания осно- ванные на метапредметной связи, и пути их реализации в современном производстве.    

    Требования нового стандарта не являются чем- то абсолютно новым для современных

    преподавателей. Нынешний урок должен отражать владение классической структурой

    урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле

    его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и

    тренинга.

    Урок является главной составляющей частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся по любой учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

    Учитель и раньше, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его

    организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий

    учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

                          Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

    При подробном анализе двух типов уроков (традиционных от уроков по ФГОС) видно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке

    Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапы проектирования урока традиционного типа:

    • определение цели и задач;

    •отбор содержания учебного материала;

    •подбор методов и приёмов обучения;

    •определение форм организации деятельности учащихся;

    •подбор материала для домашней работы учащихся;

    •определение способов контроля;

    •продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

    •подбор вопросов для подведения итога урока.

    Только теперь учитель на каждом этапе должен критически

    относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов

    организации деятельности учащихся. Ведь урок должен быть

    направлен на получение новых результатов:

    личностных, метапредметных и предметных.

                                                         Подготовка учителя к уроку

    • В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения

    ограничено, одним из самых основных требований становится нахождение оптимального

    (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

    • Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Я хочу выделить на, мой взгляд, несколько основных этапов:

    •1-й этап—изучение учебной программы.

    •2-й этап—изучение методической литературы.

    •3-й этап—изучение материала конкретного урока в  учебнике.

    •4-й этап—изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

    •5-й этап—разработка плана урока.

    Когда  я веду подготовку  к уроку, то необходимо тщательно изучить учебную программу (эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году), при этом особое внимание обращаю на основные цели и задачи учебного предмета в целом, и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, я  уясняю логическую взаимосвязь учебного материала с

    ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволяет более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала. Я хочу предложить Вашему вниманию разработку 3 уроков по технологии.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации по составлению рабочей программы по предмету "Технология" в рамках ФГОС

    Данная рабочая программа составлена с учетом основных требований ФГОС.  Все структурные элементы программы расположенны в правильном порядке и соответствуют нормам оформления рабочих программ по ...

    Современный урок в контексте реализации ФГОС

    Эта статья была опубликована во всероссийском Сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Воспитание т обучение теория, методика и практика" Чебоксары 2015 год...

    Структура современного урока в контексте реализации ФГОС

    Учитель! Он всегда в дороге — В заботах, поисках, тревоге -И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, И нужно верный дать ответ. Он сам себя всех строже судит, Он весь земной, н...

    Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

    Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

    ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

    laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...

    Региональный конкурс "Современный урок" в рамках реализации предметной области "Естественно-научные предметы": немецкий язык 6 класс (06.05.2019)

    Приказ г. Тамбов Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ №7...