Формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции
статья по математике

Зайцев Дмитрий Витальевич

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции  

(из опыта работы)

Цель современного российского образования  -  полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно находить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат –научить учиться. Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя. В настоящее время используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

На каждом этапе урока с целью активизации работы учениками осуществляются функции самоконтроля и самооценки, взаимопроверки в парах. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленное предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

         Оценка каждого задания даёт возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать, какие знания он может продемонстрировать или поделиться с товарищами по команде. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся.

В случае критериального оценивания ответственность за своё обучение ученик берет на себя. И учитель не является "судьёй" при выставлении отметок. Критериальная система оценивания дает возможность определять, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Система совершенно прозрачна и для родителей, что позволяет избежать конфликта между школой и родителями. Осуществляется функция обратной связи, когда ученик знает о своих успехах и пробелах. В этом случае отрицательный результат тоже результат, так как он определяет, куда, в каком направлении, двигаться дальше, и как его улучшить. В критериальном оценивании важно, что шкала оценивания начинается с нуля. Таким образом, оценивается не личность ученика, а его достижения. То есть решается проблема объективного оценивания учебных достижений учащегося.

Для осуществления контрольной функции на уроках организуется деятельность учеников в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

 3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Учащиеся должны выявить  места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. Для этого  необходимо:

1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу»);

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости согласование их оценок с оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов.  Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения

Для реализации рефлексии учащиеся:

1) проговаривают механизм деятельности по контролю;

2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

 4) фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

5) оценивают полученные результаты собственной деятельности;

6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

 7) намечают цели последующей деятельности.

        В заключении  хотелось бы определить преимущества критериального оценивания на уроках географии:

  1. критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
  2. оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали;
  3. оценивается только работа учащегося, а не его личность;
  4. учащийся заранее знает критерии, по которым будет проверяться его работа;
  5. учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
  6. повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Ученики получают достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста; определяют перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки; выстраивают свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов.

Учителя оценивают продуктивность собственной профессиональной деятельности в зависимости от основных показателей развития оценочной самостоятельности учащихся; анализируют учебные достижения учащихся как результат своей профессиональной деятельности.

Принимая участие в оценивании и постановке целей урока совместно с учителем, учащиеся ставят цели перед выполнением любого вида заданий и рода деятельности и учатся объективно оценивать себя и своих товарищей. В итоге, всё это приводит к повышению мотивации учеников и, как следствие, повышение качества знаний.

За небольшой период работы в данном направлении мною были сделаны определённые выводы по осуществлению контроля. А именно, на уроках необходимо использовать:

  • Самооценивание
  • Взаимооценивание
  • Оценивание групповой работы
  • Элементы критериального оценивания

        Улучшение обучения через оценивание зависит от ключевых условий:

  • Эффективной обратной связи от учителя к ученикам.
  • Активного включения учеников в процесс собственного учения.
  • Учета в преподавании результатов, полученных при оценивании.
  • Способности учеников оценивать свои результаты и понимания, как их улучшить. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования метапредметных компетенций у обучающихся в условиях осуществления межпредметного взаимодействия в учебном процессе

Работа посвящена анализу возможностей взаимодействия физики и математики в образовательном процессе....

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (из опыта работы)

Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов....

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции (в рамках Всероссийского семинара «Современный урок в контексте требований ФГОС»)

Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накопленных впрок знаний, так как информация очень быстро устаревает. Важно использовать сразу имеющуюся информацию и знания. Важно уметь пров...

Методическая разработка \'\'Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке английского языка\'\' (из опыта работы)

Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии ...