Формирование у обучающихся способности к действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
статья

Наталья Александровна Трофимова

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся способности к действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Актуальная задача современной школы на сегодняшний день – научить школьников принимать более или менее адекватные решения посредством морального выбора. Процедура принятия решения в ситуациях различного типа многоэтапная, что усложняет усвоение процедур решения.

Моральный выбор по своей сущности аналогичен структуре поступка и включает в себя компоненты: побуждения, потребности, ценностные ориентации, нормы, анализ ситуации, принятые решения, план действий, предпринятые действия и соответствующие этим действиям результаты. Механизм морального выбора четко соответствует последовательности перечисленных компонентов, по крайней мере, эту последовательность желательно соблюдать. Однозначно понятно, что при осуществлении выбора и на стадии принятия решений большое значение имеет и индивидуальный характер ребенка, его способность к изменению темпа своих действий, возможность взаимодействия всех компонентов морального выбора .

Дети школьного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка.

        Регулятором поведения выступают правила поведения, основанные на моральных нормах. Моральная оценка любого поступка определяется через те мотивы и намерения, которыми руководствовался ребенок в момент совершения того или иного действия. Поступок может проявляться как в действии, так и молчании, которое в разных ситуациях играет разную роль. К примеру школьник промолчал, когда его товарища незаслуженно обвинили, или наоборот, активно защищал его. Поступок имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. К примеру, мальчик уступил место в транспорте пожилому человеку. Внешняя сторона этого поступка – это всего лишь видимое действие (встал, молча со своего места), внутренняя сторона – то, что мальчик осознает и понимает то, что нужно иметь уважение к человеку в преклонном возрасте, жалость и даже ожидание похвалы .

Для формирования основ культуры поведения применяю педагогические технологии, в основе которых лежит проблемность. Это заключается в том , что усвоение не только результатов научного

познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). На занятиях использую «проблемные ситуации». Основная цель проблемных ситуаций - вооружение детей моральными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания. Воспитанники сталкиваются с проблемой - материала уже имеющихся знаний и необходимостью приобретения новых знаний для решения той или иной проблемы.

Попадая в ситуацию морального выбора, ребенку необходимо самостоятельно, либо на начальном этапе с помощью педагога, организовать свое поведение, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия над собой. Например, дети с увлечением играют в интересную подвижную игру, в это время входит другой педагог и «нечаянно» рассыпает тетради. Реакция детей в данной ситуации абсолютно разная. Одни тут же бросаются на помощь, остальные «раздумывают», некоторые даже не прекращают игру. В таких ситуациях после провожу беседу, анализируем поступки детей, выясняем мотивы, побудившие ребят поступить так или иначе.

        Использую метод дилемм- он заключается в совместном обсуждении обучающимися моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываю вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу воспитанники приводят убедительные доводы "за" и "против". Каждая  дилемма должна:

1) иметь отношение к реальной жизни обучающихся;

2) быть по возможности простой для понимания;

3) быть незаконченной;

4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

5) предлагать на выбор обучающимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы всегда порождают спор в группе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Считаю важным воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Использую  примеры из жизни некоторых знаменитостей.

    Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращаю  внимание  обучающихся  на  негативное  в  жизни  и  поведении людей, анализируем  последствия  неправильных  поступков,  извлекаем прав                                                                             ильные выводы.  Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Серьёзное  влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе  разработки ФГОС общего образования, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универс...

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся с умствен...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....

Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"

Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся...