Пути формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания
статья по теме
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки ФГОС общего образования, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий. В статье предлагается попытка анализа путей формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания, дана характеристика основных видов универсальных учебных действий; предложены примеры путей формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 296.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Метапредметные результаты | Темы уроков, формы организации учебной деятельности, технологии |
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Познавательные УУД | 1) Возможные темы «Глобальные проблемы современности» 2) Форма организации: работа в группах. Предложите учащимся: а) подобрать синонимы к слову «глобальная»; б) назвать список проблем, которые называются глобальными и сделать предположения; в) сформулировать признаки, присущие глобальным проблемам; г) подтвердить или опровергнуть предположения (предложите любую статью поданной проблеме) 3) Технология критического мышления (приемы: «фишбоун», стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»)[1] |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Познавательные УУД | 1) К любой теме. 2)Форма организации: работа индивидуальная и в группах. Попросите учащихся предположить по каким смысловым блокам будет изучаться тема. 3) Технология критического мышления (прием: кластер) |
8) смысловое чтение Познавательные УУД | 1) Возможные темы: Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. 2) Форма организации: работа индивидуальная и в группах. Предложите учащимся озаглавить текст или составить к нему вопросы различных типов 3) Технология критического мышления (прием: чтение с остановками, таблица «тонких» и «толстых» вопросов) |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Коммуникативные УУД | 1) Возможные темы: Социальные конфликты. Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. 2) Форма организации: работа в группах. Предложите учащимся придумать и создать иллюстрацию к изучаемой обществоведческой проблеме. 3) Интерактивные технологии[2] («Большой круг», «Аквариум», дискуссия) |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью Коммуникативные УУД | 1) Возможные темы К любой теме «Человек в обществе». Социальные конфликты. 2) Форма организации: работа в парах, группах. Предложите учащимся выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание? 3) Интерактивные технологии |
[1] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
[2] Добролюбова Л.Л. Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания. Новосибирск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-169168-1471463921.jpg)
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141350-1352549916.jpg)
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-407501-1392986591.jpg)
" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"
" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-263726-1374157680.jpg)
Концепция "Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания в основной школе"
авторская концепция...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/21/picture-181822-1718971793.jpg)
Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)
Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-16879-1388346544.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания»
Статья содержит примеры формрования УУД на уроках обществознания через обучение написанию эссе....
Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"
Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...